Внеурочная деятельность Тема Работа в программе ПервоЛого. Создание сюжетной картинки


Внеурочная деятельность. Объединение «Занимательная информатика»
Работа в программе ПервоЛогоТема: Создание сюжетной картинки «Признаки зимы»
Цель: закрепить навыки работы в программе при создании сюжетной картинки.
Задачи: учить пользоваться некоторыми графическими возможностями программы; развивать компьютерную грамотность, творческие способности;
воспитывать информационную культуру, уважение друг к другу.
Оборудование и материалы:
6 Mak Book, таблица «Алгоритм действия создания сюжетной картинки»
Ход занятия
I. Организация группы
II. Вводная беседа
1. Загадка
«Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром».
(зима)
- Что за тройка прилетела?
(3 месяца)
III. Постановка цели
ПервоЛого – достаточно богатая среда и с некоторыми её возможностями мы с вами уже познакомились.
Наша цель: создать сюжетную картинку.
- А кто объявит тему картинки?
(зимний пейзаж, Новый год)
IV. Повторение алгоритма действия
- Прежде чем приступить к практической части, вспомним последовательность действий при создании картинки.
Шаг 1. Нарисовать фон для зимнего пейзажа
Набор инструментов: Карандаш и кисточка – выводит на экран Рисовалку – инструменты и палитра цветов для рисования картинки на листе.
Шаг 2. Украсить пейзаж различными мелкими элементами. Создание черепашки
Набор инструментов:
Закладка костюмов черепашки:
Закладка команд черепашки «Команды управления черепашкой»:
Шаг 3. Обучить черепашку двигаться. Элементы анимации. Оживить объект
Набор инструментов: новорожденная Черепашка, Стрелка, Ключ (окно обучения черепашки), команды управления черепашкой.
Шаг 4. Вставка текста в созданную картинку
Набор инструментов: буква АШаг 5. Сохранить работу
Команда - сохрани альбом или сохрани альбом под именем … в меню Альбом.
V. Практическая работа
Подробное описание работы
«Создаём свой альбом»
Шаг 1
Нарисовать фон для зимнего пейзажа или сюжетной картинки.
В Наборе инструментов щёлкнуть на кнопке «Карандаш и кисточка», чтобы открыть «Рисовалку».
1. Нарисуйте Карандашом контур. Для этого:
1). Возьмите Карандаш.
2). Выберите тип/форму линии.
3).Укажите цвет линии.
2. Раскрасьте землю.
1). Выберите цвет для земли.
2). Возьмите лейку с краской.
3). Щёлкните внутри контура.
Если оборвать линию, отделяющую землю от неба, на середине листа, то краска, предназначенная для травы, зальёт и небо.
Отменить последнее неудачное действие: щёлкнуть на кнопке Вернуть в Наборе инструментов.
3. Раскрасьте небо.
1). Выберите цвет для неба.
2). Возьмите лейку с краской.
3). Щёлкните внутри контура.
4. Нарисуйте облака.
1 способ
1). Разбрызгать с помощью Аэрозоля белую краску.
При работе с Аэрозолем размер пятна можно регулировать, изменяя толщину линию.
2 способ
1). Возьмите Ластик и протрите в небе дырки.
Шаг 2
Украсить пейзаж различными мелкими элементами. Создание черепашки
Зимний пейзаж почти готов. Осталось нарисовать различные мелкие элементы. Могли бы попробовать с помощью Карандаша, Лейки и прочих инструментов. Но это слишком трудоёмкая работа. Гораздо проще это сделать с помощью черепашки.
Чтобы закрыть Рисовалку, щёлкнуть на её кнопке ещё раз.
Теперь создадим черепашку. Она поможет нам украсить пейзаж различными мелкими элементами.
1. Создание черепашки:
1.Выберите в Наборе инструментов Новорожденную черепашку.
2. Щелкните мышкой на листе.
3. Новая черепашка готова.
2. Закладка костюмов черепашки. Картинка на листе
Выберите среди закладок команд закладку костюмов черепашки и щелкните на ней.
Откроется набор костюмов черепашки:
1. Возьмите в Наборе инструментов Руку:

2. Щелкните рукой на картинке дерева — рука сожмется в кулак:
3. Щелкните кулаком на нужном месте листа альбома — на листе появится дерево:
4. После того как вы щелкните где-нибудь вне картинки дерева, дерево приклеится к листу:


3. Картинки для костюма черепашки «Дерево»
Чтобы изобразить настоящий лес, потребуется много деревьев разного размера. Здесь нам поможет черепашка, находящаяся на листе. Сначала оденем черепашке костюм дерева.
1. Возьмите в Наборе инструментов Стрелку:
2. Щелкните Стрелкой на картинке дерева, черепашка на листе наденет указанный костюм и превратится в дерево:

3. Нажмите Стрелкой дерево на листе и, не отпуская кнопки мышки, оттащите дерево в нужное место листа:

4. Закладка команд черепашки «Команды управления черепашкой»
Прежде всего сделайте дерево правильного размера. Если дерево выглядит слишком маленьким или чрезмерно большим, то измените его размер.
Выберите среди закладок команд закладку команд черепашки и щелкните на ней. Откроется Набор команд управления черепашкой.
Найдите среди команд черепашку с «плюсом» (команда Увеличься) и черепашку с «минусом» (команда Уменьшись).
+ Щелчок на черепашке с «плюсом» увеличивает размер черепашки.
─ Щелчок на черепашке с «минусом» уменьшает размер черепашки.
♂ Итак, вы установили дерево в нужное место и подобрали размер. Осталось отштамповать его на вашей картинке. Найдите среди команд картинку штампа (команда Штамп) и щелкните на ней. Дерево будет отштамповано на листе. Оттащив черепашку в сторону, вы увидите, что на листе остался штамп — рисунок дерева.
А теперь посадите лес. Перетащите черепашку на новое место, подберите размер и вновь отштампуйте дерево. Повторите эту последовательность действий несколько раз.
5. Костюмы для других черепашек. Теория добавления черепашки для Деда Мороза
Некоторые детали рисунка удобнее не штамповать, а оставить черепашками. Например, вы решили оставить одну из черепашек в форме дерева, чтобы можно было сделать несколько дополнительных отпечатков, да еще хотите добавить
в рисунок Деда мороза. Если Дед Мороз будет не просто рисунком, а «живой» черепашкой, то впоследствии вы сможете научить его двигаться.
На листе вашего альбома может быть очень много черепашек. Каждый раз, когда вам нужна еще одна черепашка, просто повторите те же действия, с помощью которых вы создавали первую черепашку:
1. Выберите в Наборе инструментов Новорожденную черепашку:
2. Щелкните мышкой на листе:
3. Новая черепашка готова:
Теперь осталось надеть на новую черепашку нужный костюм, подобрать размер и установить ее на картинке.
1. Создать новую черепашку:

2. Превратить ее в любой объект
Обратите внимание — на вашем листе находится несколько черепашек. В этом случае команды (например, Увеличься или Уменьшись) выполняет главная черепашка: обычно это самая младшая черепашка — та, которая родилась позже всех. У вас, однако, есть возможность явно указать, какая из черепашек должна слушаться ваших распоряжений. Для этого достаточно щелкнуть мышкой на нужной черепашке — с этого момента команды будет выполнять именно она.
Шаг 3
Обучить черепашку двигаться. Элементы анимации Оживить объект
Ваша картинка готова: на ней нарисован зимний пейзаж, и некоторые объекты рисунка можно перетаскивать мышкой. Но вы собирались создать мультфильм, а для этого нужны «ожившие», движущиеся персонажи.
1. Создание черепашки
Попробуйте сделать Деда мороза, который идёт по лесу. Начать надо с добавления к рисунку новой черепашки. Прежде чем надевать на нее форму Мороза, проверьте, куда повернута ее голова. Черепашка смотрит вверх, и если вы попросите ее двигаться вперед, то она поползет к верхней границе листа. Это, естественно, неправильно для мороза. Поэтому сначала "установите черепашку в нужном направлении. Можно развернуть черепашку, взяв ее Стрелкой за голову. 1. Выберите в Наборе инструментов Стрелку: 2. Возьмитесь Рукой за голову черепашки: Иногда черепашку бывает трудно ухватить за голову, например, если она слишком маленькая. В этом случае можно увеличить черепашку командой Увеличься. 2. Обучение черепашки Теперь вам надо научить свою черепашку двигаться. Найдите в Наборе инструментов Ключ и, щелкнув им на черепашке, откройте ее. На экране появится окно обучения черепашки: Мышка ■ Цвет Встреча Светофор Сейчас окно пустое, поскольку эта черепашка еще ничему не научена. Она поедет, если вы научите ее идти вперед небольшими шагами. Для этого найдите среди команд шагающую черепашку (команда Иди) и щелкните на ней Стрелкой. Откроется окно, в котором вам нужно указать шаг черепашки. 1. Подведите Стрелку к красному следу лапы — Стрелка превратится в Руку: 2. Перемещая Рукой след, установите шаг черепашки: Для более точной установки шага служат кнопки со стрелками: каждый щелчок на кнопке со стрелкой изменяет значение шага на единицу. 3. Все готово! Щелкните на кнопке Сохранить, чтобы закрыть окно выбора шага. Черепашка запомнила команду Иди: В центре окна имеются две большие кнопки со стрелками — с помощью этих стрелок вы указываете, как черепашке следует выполнять команды. Если нажата кнопка с прямой стрелкой, то черепашка выполнит команду один раз и будет ждать дальнейших указаний. Если нажата кнопка с замкнутой стрелкой, то черепашка будет выполнять указанную команду до тех пор, пока вы ее не остановите. Вы объяснили черепашке, как ехать вперёд. Щёлкните мышкой на кнопке Сохранить, чтобы закончить объяснения. Если теперь щёлкнуть мышкой на черепашке, то она поедет вперёд. Пора превратить черепашку в Деда и запустить его. Для остановки достаточно щёлкнуть на объекте ещё раз. 3. Способы остановки объекта Если объект движется слишком быстро, вы можете остановить его несколькими способами. Первый способ Щёлкните на кнопке Вернуть в Наборе инструментов – черепашка остановится и вернётся в исходное положение. Второй способ Поднятая вверх ладошка остановит выполнение всех операций (команда Выключить всё). Третий способ Красный сигнал Светофора остановит выполнение текущего действия (команда Замри). Четвёртый способ Выберите в Меню Редактор пункт Выключить всё. Шаг 4 Вставка текста в созданную картинку Включите в созданную картинку какой-нибудь текст, например, дайте название своему мультфильму. Прежде чем печатать текст на листе альбома, следует создать текстовое окно. Щёлкните на кнопке с буквой А в Наборе инструментов. Стрелка превратится в шариковую ручку. Теперь поставьте Ручку на лист, нажмите кнопку мышки и, не отпуская кнопки, нарисуйте прямоугольник для текстового окна нужного вам размера: Рядом с текстовым окном появится Экранная клавиатура. Экранная клавиатура, кроме набора букв и знаков, содержит инструменты для изменения шрифта, проверки орфографии и пр. Можно печатать текст, щёлкая мышкой на буквах в Экранной клавиатуре или набирая текст на обычной клавиатуре. Если вам надо написать что-то прописными буквами, то нажмите клавишу «Shift» и , не отпуская её, напечатайте нужные буквы. Отпустите клавишу «Shift», чтобы опять печатать строчные буквы. Щёлкните на кнопке Прозрачный текст в Экранной клавиатуре, чтобы убрать рамку и фон текста. Шаг 5 Сохранить работу Пора сохранить свою работу. Для этого нужно выполнить команду Сохрани альбом или Сохрани альбом под именем… в меню Альбом. VI. Итог Рефлексия. Самооценка выполненной работы