УХанс Кристиан Андерсен «Русалочка«рок литературного чтения, 4 класс

Колова Л.В.
учитель начальных классов
КГУ «Школа – гимназия № 10» акимата города Рудного

Литература, 4 класс

Тема: Ханс Кристиан Андерсен «Русалочка». (1 урок)
Цели: Обучающиеся должны иметь представление о жизни и творчестве Х. К. Андерсена.
Способствовать развитию навыков: беглого , осознанного, выразительного чтения; развитию речи; самостоятельности мышления обучающихся, сознательному критическому обобщению, аргументированию собственной точки зрения; умений работать в группе.
Способствовать воспитанию познавательного интереса к чтению через литературные произведения.
Оборудование: презентация к уроку, иллюстрации, книги Г.Х.Андерсена, компьютер для
учителя, мультимедийный проектор, учебники.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Психологический настрой:
1) - Ребята, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.

В класс пришёл – не хмурь лица,
Будь весёлым до конца!
Ты не зритель и не гость
А программы нашей гвоздь!

Не ленитесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!
А закон у нас такой –
Все в учёбу с головой!
3. Речевая разминка.
1) Дыхательная гимнастика:
Глубокий вдох через нос, выдох через рот. (3 раза);
Глубокий вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот. (3 раза)
Глубокий вдох через нос, выдох через рот – «порциями». (3 раза)
2) Работа со скороговоркой: (слайд 1)
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
Прочитать про себя.
- Какие звуки повторяются?
Читает один ученик, расставляя логическое ударение.
- О ком эта скороговорка?
- Почему она прятала? (воспит. момент)
- В каком произведении перепёлка совершила героический поступок ради своих детей? (И. Тургенев «Перепёлка»)
Чтение с разной интонацией (., !, ?)
Чтение хором – 3 раза с убыстрением темпа.
1 – 2 ученика «Кто быстрее и чётче».
3) Жужжащее чтение – 1 минута, самозамер – 0,5 минуты.
- О чём прочитали?

4. Работа по теме урока:
1) Прослушивание песни.
- О ком эта песня?
- Почему его считают великим сказочником? (на доске – портрет АНДЕРСЕНА)
170 сказок написал этот поистине великий сказочник.

2) Мозговой штурм. (слайд 4-9)
- Давайте вспомним его сказки.
- Молодцы, название сказок вы знаете. Наверно, ребята, невозможно знать все сказки Андерсена, потому что он написал 170 сказок.

3) Сведения об Андерсене (слад 10 – 15)- рассказывает ученик.

Работа по учебнику стр. 85 - самостоятельное чтение статьи об авторе.
- Прочитайте сведения об авторе в учебнике.
- Найдите, какова была жизнь автора? (зачитать)
- Каким был он человеком? (зачитать)
Домашнее задание: интересные сведения из жизни Андерсена
4) Анаграмма.
- С какой сказкой Андерсена мы сегодня познакомимся?
А У С А К Р Л О Ч (на доске – ребус)
7) Вводная беседа. (Слайд16)
(Дети рассматривают изображение памятника «Русалочка»)
- Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник?
- Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира.
- А что вы знаете о русалках?
- Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви к человеку.
- Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков, содержание сказки будем разбирать по частям, но вы должны быть очень внимательными, слушать, отвечать на вопросы, выполнять добросовестно все задания, чтобы на последнем уроке подойти к финалу сказки и ответить на вопрос, почему из всех героев сказок Андерсена памятник установлен именно Русалочке.

- Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини.
- Ещё раз прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об отношении автора к героине сказки.
(Относится с нежностью, с любовью, с уважением, с заботой)
Словарная работа.
- Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов. (Слайд17)
Говорят сначала дети, затем читают со слайда.
Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.
Стрельчатые окна окна, сужающиеся в верхней части.
Янтарь – окаменевшая смола древних растений.
Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой).
Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.
Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.
Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.

4. Работа над сказкой.
1) - Читаем первую часть сказки (читает учитель, подготовленный ученик)
(до слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет» с.85 - 86).
- Где разворачивается действие сказки? (в море)
- О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка? (о морском царе, что он овдовел и о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки)
- Как вы думаете, кто была младшая внучка? (русалочка, героиня сказки)
- Чем отличалась она от своих сестер?
- Найдите в тексте портрет героини и зачитайте его.
- Какой прием использовал автор, говоря о ее красоте? (сравнение).

2) - Что происходило дальше, мы узнаем из продолжения сказки.
(Чтение по «цепочке») (до слов «Надвигалась буря» с.86)
- Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет. (бабушка украсила её и русалочка поднялась на поверхность)
- О чем она мечтала?
- Почему ей очень хочется подняться поскорее на поверхность моря?
(Ей интересно самой увидеть леса, города, корабли, людей. Об этом она знает , со слов бабушки и сестёр.)
- Найдите здесь описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.86)
- Какой праздник отмечали на корабле? (день рождения принца)
- Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему?
(да, потому, что на корабле было красиво, и ей понравился принц)

3) ***- Удастся ли русалочке познакомиться с принцем?
- Как может произойти знакомство?
- Это ваши предположения. Как будут развиваться события на самом деле, вы узнаете, прочитав 1 часть до конца. (Жужжащее чтение)

- Расскажите, какой оказалась первая встреча Русалочки с людьми. (пересказ).
- Почему Русалочка спасает принца?
(Она спасает принца, жертвуя собой: « поплылы между брёвнами и досками, совсем не думая о том, что они её могут раздавить.»).

- Почему Русалочка спасает принца?
(Он ей очень нравится, она испытывает чувство любви и сострадания к человеку, беспомощному перед разыгравшейся стихией.)

- Какими чертами характера обладает Русалочка?
(Смелость, доброта, заботится о принце)
- Какими словами из текста это можно подтвердить? (зачитать со слов: “ стала ждать, не придет ли кто - нибудь на помощь бедному принцу”).

5. Составление синквейна: (памятки)
Работа в группах.
Правила написания синквейна.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Русалочка
Прехорошенькая, милая, смелая, добрая
Приходилось ждать, поплыла, спасла, стала ждать
Спасение жизни жертвуя собой.
Героиня.
6. Рефлексия:
Экспресс-опрос.
Дворец морского царя стоит в самом глубоком море.
Русалочку воспитывали отец и мать.
Русалочка была самой старшей сестрой.
4 ) Впервые Русалочка всплыла на поверхность в 18 лет.
5) Она была в восторге от людей.
6) Русалочка рисковала жизнью, спасая принца.

Проверка по ключу в парах. Презентация

1) + «5» - 6 баллов
2) - «4» - 5 баллов
3) - «3» - 4 балла
4) -
5) +
6) +
7. Домашнее задание:
1. Интересные новые сведения об Авторе.
2. Перечитать первую часть сказки.
3. Подготовить краткий пересказ .
*** - Выберите себе домашнее задание по желанию:
1) Найти: что правдиво, что вымышлено;
2) Составить кроссворд, нарисовать рисунок;
3) Найти отрывки о красоте и характере Русалочки.