Родительское собрание по теме Особенности подросткового возраста

Особенности подросткового возраста
Из всех периодов развития ребенка самым трудным и опасным является подростковый возраст. Это тот самый период, что приносит самую большую головную боль родителям и педагогам, окружающим людям и правоохранительным органам. Это тот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений». Именно в подростковом возрасте очень велико влияние среды на формирование мышления и взглядов ребенка.
Подростковый период развития знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Этот период рассматривается как переходный от детства к взрослости. Характерной чертой подросткового возраста является полярность, которая проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, общительности – замкнутостью, любознательностью – умственным равнодушием и т. д.
Психологи выделяют три возможных типа развития личности подростка.
Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я».
Развитие ребенка по второму типу предполагает плавные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности.
Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.
Главным психологическим новообразованием этого возраста является возникновение рефлексии (критическое оценивание себя, это как бы взгляд на себя со стороны чужими глазами) и осознание подростком своей индивидуальности.

В подросткового возрасте выделяют несколько этапов развития ребенка
1 этап – подготовка – отдельные симптомы которой появляются в 11-12 лет, когда подростки необузданны, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков еще непонятны.
Первый этап сменяется вторым.
2 этап – негативный – продолжительность которого от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков. Основными чертами являются повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, физическое и душевное недомогание, неудовлетворенность собой, переносимая подростками на окружающий мир. Поэтому нередко можно видеть одновременное присутствие у подростка ненависти к себе и окружающему миру, что заставляет его чувствовать себя одиноким, чужим и непонятым окружающими людьми. Ребенок на этой стадии наиболее чувствителен к восприятию негативного, отрицательного, что побуждает его к агрессивной самозащите, либо пассивной меланхолии. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативного этапа совпадает с завершением телесного созревания.

Для описания поведения и деятельности подростка используют понятие «серьезная игра», занимающая промежуточное положение между детской игрой и серьезной и ответственной деятельностью взрослого. Действительно, все, за что берется подросток, носит для него серьезный характер, но при этом все, что он делает это только предварительная проба сил. Примерами таких «серьезных игр» являются кокетство, флирт, мечтательное поклонение, занятия спортом, участие в подростковых организациях и т. д. В таких играх подросток учится устанавливать отношения к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться.
Ключевой проблемой этого периода можно назвать проблему интересов подростка, когда разрушаются и отмирают прежние интересы и развиваются новые. К ним относятся интерес подростка к собственной личности, тяга к сопротивлению, преодолению, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве, стремление к неизвестному, рискованному, героическому.

Внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый возраст (10-13 лет) 5-6 классы и старший подростковый возраст (13-15 лет) 7-8 классы.
Если в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является обучение, то в подростковом возрасте учеба отходи на второй план, главным становится общение, отсюда и плохие оценки и понижение успеваемости и снижение интереса к учебе. Общение позволяет подростку выйти за рамки школы и там искать себя. Именно общение помогает ему сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. Вне общения и без него невозможно найти свое место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством его устанавливаются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. И если подросток не находит в школе удовлетворяющего его общения, он психологически «покидает» ее, и настоящая его жизнь, его интересы оказываются за ее стенами.
А теперь посмотрим, как изменился психологический облик подростка.
Известный отечественный педагог Краковский, сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте составляет всего один год, констатирует, что подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям. В целом количество немотивированных отрицательных поступков у подростков отмечается в 42 раза больше, чем у младших школьников.
Первое, что бросается в глаза, - это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме, т. е. в желании поступать вопреки чужой воле, упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым.
Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества.
Характерной чертой поведения подростка является реакция эмансипации, т. е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им.
Наряду с реакцией эмансипации выделяют и другую черту в поведении подростков – это реакция группирования со сверстниками. Эта реакция, которая кажется взрослым бессмысленной отвечает эмоциональным потребностям подростка.

Учебная мотивация в среднем школьном возрасте
Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни школьника: увеличивается число учебных предметов, которые необходимо изучать ученику. Занятия ведут несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников. Усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий.
Выделим некоторые особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие ей. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются: «потребность во взрослости» - нежелание считать себя ребенком, особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека; общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности со взрослыми и сверстниками, стремление подростка к самостоятельности; увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора).
Негативные характеристики учебной мотивации у подростка объясняются рядом причин. Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми. Стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставленным, порой браваду, несмотря на то, что реально подросток дорожит мнением взрослого. Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению. Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совмещать их, правильно организовывать свою учебную работу. Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, спорт, коллекционирование и др.) составляют серьезную конкуренцию учебной деятельности.


15