Презентация по русскому языку на тему Цветы — улыбка весны(2 класс)

Гимназия №7 им. В.М.Воронцова






Научить детей составлять синонимический ряд слов и использовать его в речи;. познакомить с этимологией слов «цвет», «цветок»; продолжить знакомство с фразеологизмами; сообщить познавательный материал о цветах; развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу; обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями; приобщать детей к поэзии; воспитывать бережное отношение к природе.


магнитофон; грамзаписи: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, «Грезы любви» Ф. Листа; рисунки цветов, зеленого пейзажа; карточки с названиями растений, фамилиями авторов стихов; листы с текстами для работы учащихся, словари синонимов и русского языка, Красная книга РФ.


Учитель начальных классов: Родина Татьяна Валериевна
Дата проведения: апрель 2007 года

г. Воронеж


Ход урока:

I.Организационный момент.
Учитель включает музыкальный фрагмент «Вальса цветов» П. И. Чайковского.
- Дети, дайте музыке цветовую оценку.
(У каждого ребенка лежат на парте листики цветной бумаги всех основных цветов.)
II. Подготовительная беседа.
- Я слышу в ваших оценках спор цветов.
(Показывается инсценировка, где дети выступают в роли цветов.)
Оранжевый. Я - морковь, я - апельсин, я - заря.
Желтый. Я - пух утенка, я - пшеница, я - солнце.
Синий. Я - колокольчик, я - чернила, я - море.
Фиолетовый. Я - слива, я - сирень в цвету, я - сумерки.
Зеленый. Я - трава, я - сад, я - лес.

- Кто же из них прав? Какой цвет должен преобладать?
( Они все правы и не правы по-своему. Нельзя, чтобы преобладал один какой-то цвет. Все цвета должны быть.)
- Представьте, что все краски исчезли, кроме одной!
Учитель показывает рисунок, на котором все выполнено в одном цвете - зеленом, и одновременно читает стихотворение Е. Руженцевой «Сказка про краски».
Если б все на свете было
Одинакового цвета.
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою
На рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
Полотенцем вытираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным –
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!

- Цвет - общеславянское слово, восходящее к родственному латинскому слову kuitet - «сверкать», «блестеть». В украинском языке квиток - «цветок». Цветок - от слова «цвет».
III. Постановка темы урока.
- Давайте сегодня поговорим о цветах. Знаете, есть такое выражение: «Дети - цветы жизни». Значит, кому же как не вам говорить о цветах, тем более, что за окном апрель. А еще мы будем тренироваться в употреблении синонимов.

IV. Работа над образными средствами языка.
- Какие же цветы радуют нас после стужи?
( Мать-и-мачеха, первоцвет, гусиный лук, ветреница дубравная...)
- Эти цветы называют в природе первоцветами. Догадайтесь почему?
( Они расцветают первыми.)
Учитель прикрепляет на доску рисунки одуванчика, ландыша, мать-и-мачехи. Рядом с ними - карточки со словами.


молочник гладыш ландыш
серебреник пустодуй одуванчик
односторонник двоелистник мать-и-мачеха

- Перед вами рисунки первоцветов и названия, которые им давал народ в различных местах. Соотнесите рисунки растений с их названиями.
- Одуванчик, молочник, пустодуй.
Ландыш, серебреник, гладыш.
Мать-и-мачеха, односторонний, двоелистник.

- Попробуйте описать какой-нибудь первоцвет, не называя его, а мы должны будем узнать, о каком цветке идет речь.
Дети выполняют задание.
- А теперь конкурс «Узнай автора». Я буду зачитывать вам фрагменты из стихотворений, которые вам уже встречались на уроках. Ваша задача - узнать автора.
На доске фамилии авторов.

Е.Благинина П.Чайковский Л. Аграчева С. Школьникова
- Одуванчик у дорожки
В пышной шапке
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но домой не унесу.
( Аграчева.)
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу,..
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?

( Благинина.)
О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей.

( Чайковский.)

С перелесков ветер дует,
Сладким медом поманит,
Сладким медом от медунок,
От весенних медуниц.
( Школьникова.)

- А этих поэтов еще никто не знает, хотя каждый из вас с ними хорошо знаком. Стихи, которые я сейчас прочту, сочинили ваши одноклассники.

Букет.
Цветы цветут в начале мая
В лесу, саду и на лугу,
Всей красотой благоухая.
На них я насмотреться не могу
Сорву букет
И подарю их маме.
Пусть тоже видит красоту!
(Д.Щербань)

Подснежник.
Растёт, растёт подснежник, подснежник голубой.
Весёленький и нежный,
На радость нам с тобой!
Букетик соберу я и маме подарю!
За красоту такую
Весну благодарю!
(Л.Жуков)
- Ребята, а следующее стихотворение прочтёт сам автор.

Весенний пейзаж.
Зимы пейзажи снежные
Унылы и грустны.
Мы ждём дыханья нежного
И зелени весны.
Природа просыпается.
И замечаешь ты:
Вот - почки распускаются,
Вот - первые цветы.
В лесу, весной наполненном,
Лишь присмотрись: там, тут,
Склонив головки синие,
Подснежники цветут.
Как - будто брызги-точки,
Художник разбросал.
И мне известно точно –
Художник тот – Весна!
( Ю.Дьяконова )

Учитель записывает на доске рядом с фамилиями поэтов фамилии учеников.
V. Физкультминутка.
- Давайте попробуем представить, что наши ладошки лепестки одуванчика.
Утро? (Дети раскрывают ладошки в виде цветка)
Вечер? (Дети закрывают ладошки в виде бутона)
Действие повторяется несколько раз.

Работа над образными средствами языка (продолжение)
- Что называют синонимами? - Возьмите в руки листочки со стихотворением Л. Усанова. Прочитайте их и подчеркните в тексте слова-синонимы.
Улетела злая вьюга,
Принесли тепло грачи,
Побежали друг за другом
Беспокойные ручьи.
По лугам несутся смело,
По тропинкам, по полям!
Зацвела, похорошела
Отдохнувшая земля.
(Дети выполняют задание.)
- Какие синонимы вы нашли?
- О ручьях говорится: побежали, несутся.
- О земле - зацвела, похорошела.

- Русский язык богат синонимами, поэтому, когда в нашей речи часто повторяются одни и те же слова, - это некрасиво. Давайте предложенный вам текст украсим, заменив повторяющиеся слова их синонимами.

Каждому ученику раздается листок с напечатанным текстом.
С первым весенним солнышком вы увидите желтые огоньки мать-и-мачехи. Ее очень часто путают с одуванчиком, но мать-и-мачеха цветет без листьев, они у нее появляются уже летом.
Войдя в весенний лес, вы обязательно увидите необычный цветок, который зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. Цветки медуницы хоть и некрупные, но зато какие яркие!
Давайте пройдем еще по лесным тропинкам. Вы, конечно, увидите, как спешит скорее развернуть свои листья торопливая хохлатка.
Что же еще вы увидите в весеннем лесу? Это и подснежник, и фиалка, и первоцвет. И наверняка вы унесете домой букетики первых цветов. Но помните, что вы отнимаете у леса его весеннюю улыбку. А стоит ли?
- Посмотрите, как выглядят растения, упоминавшиеся в тексте.
Учитель показывает рисунки медуницы и хохлатки.

- Какое слово часто встречается?
- Давайте составим его синонимический ряд. Можно воспользоваться словарем синонимов.
Увидеть, взглянуть, рассмотреть, созерцать, любоваться, засмотреться, заметить.
- А теперь украсьте текст.

Дети читают тексты, которые у них получились.

- После того как отцветут самые смелые, самые первые цветы, придет пора одного из самых любимых цветов - ландыша.
Ландыш - символ весны, а во Франции первые дни мая так и называют: днями ландыша, и в первое майское воскресенье проводят праздник - День ландыша.
Карл Линней - известный ученый-ботаник дал ландышу такое название - «лилия долин, цветущая в мае».
Ученик читает стихотворение Е. Серовой.

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется:
Его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы,
И цветы
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим - я и ты?

- О ландыше народ создал множество легенд. Послушайте одну из них.
Учитель включает «Грезы любви» Ф. Листа, которая звучит музыкальным фоном.
- Юноша по имени Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слезы его превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды в алый цвет. Вот такая красивая история.
VII. Словарная работа.
- У нас на уроке сегодня звучат слова «цвет», «цветок». А на Руси красный цвет издревле считался главным. Отсюда пошли выражения: «красная строка», «красная нить», «Красная книга». Расшифруйте, раскройте их смысл. Для этого воспользуйтесь словарем русского языка.
Дети в группах работают со словарем.
( Красная строка - первая строка абзаца, начинающаяся с отступа.)

- Раньше книги писали от руки. Текст не делился на предложения и слова. Начало повествования летописец открывал большой красной, то есть замысловато разрисованной буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы.
( Красная нить - выделение, подчеркивание в качестве основной идеи.)

- Это выражение пришло в речь нескольких народов от английских моряков. С 1776 года во все канаты английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину красную нить, чтобы предотвратить хищения. Красная нить - это мысль, пронизывающая всю речь оратора или все произведение.
( Красная книга - книга, в которую занесены редкие, исчезающие и исчезнувшие виды животных и растений.)

- Вы уже видели эту книгу и знаете, для чего она нужна.
Учитель показывает Красную книгу.
- Давайте сегодня в ней отыщем цветы, о которых мы говорили на уроке.
( Ландыш, первоцвет.)
VIII. Творческая работа.
-А теперь вам предлагается творческое задание. Я предлагаю вам рифмы. Сочините стихи, которые будут напоминать о том, что вы увидели сегодня на уроке.

На доске.
лес букет
чудес привет

Дети сочиняют стихи. Желающие зачитывают их классу.
- А теперь послушайте мое стихотворение.

Я иду в весенний лес,
Полон всяких он чудес.
Соберу большой букет –
Это мне весны привет.

- Вам понравилось это стихотворение?
- Нужен ли большой букет?
-Конечно, не нужен. Постарайтесь не рвать больших букетов, так как вы уничтожаете растения. А доставить радость можно и небольшим букетом.

IX. Итог урока.
- Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет на земле ничего поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий и красок. Легенды и сказки
о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов, и вас в том числе.

Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
X. Домашнее задание.
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.













13PAGE 15


13PAGE 14815




Урок развития речи в рамках предметной декады 2 классТема урока:Цветы - улыбка весны.Синонимы, их роль и значение в языке.Цели урока:15