Всеобуч для родителей детей второй младшей группы Кукла в жизни ребенка

Всеобуч для родителей
«Кукла в жизни ребенка»

В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее объяснение: кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.
Кукла – образ человека, неизменный партнёр ребёнка почти во всех его играх. (12). Поэтому ей можно назвать даже самой социализирующей игрушкой. Игра в куклы (по Эльконину) это отражение социального опыта. Она направлена на развитие в ребёнке умения общения, правильного поведения в жизненных ситуациях, развитие социального интеллекта.

Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей.
Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. С куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов.
Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребёнка. Ребенок запоминает в каком порядке должны быть одеты вещи и какая вещь для какой ситуации предназначена. Все эти навыки в дальнейшем он применяет в жизни.
Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле.
Как выбрать куклу в группу.
Необходимо выбирать ту куклу, которая отвечает элементарным психолого-педагогическим требованиям формирования морального сознания ребенка, его интеллектуального развития и духовного здоровья. Воспитатель стоит на страже физического, психологического и духовного здоровья детей. Чтобы оценить возможное воздействие игрушки  на ребенка, необходимо знать требования, которым должна отвечать детская игрушка.
Медицинские и экологические требования
Материал и краски не должны быть токсичными. Сведения об этом обязательно содержатся в гигиеническом сертификате.
Педагогические требования
Необходимо увидеть подлинное назначение игрушки. Чему она научит ребенка?  Учитывать воспитательное и развивающее значение игрушки.  
Соответствие интересам самого ребёнка.
Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности  ребёнка, и, в то же время, приносить ему радость и удовольствие.
Психологические и нравственные требования
Игрушка по возможности должна вызывать гуманные чувства, поддерживать бережное отношение к живому. Недопустимо наличие  в игрушке таких качеств, как насилие, жестокость агрессия ко всему живому.
Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже, несомненно, влияет на психику ребёнка. То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, пухловатость – заботу, покровительство.
Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол. Играя с ними, девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре. Одной девочке мама сшила куклу, но очень торопилась, поэтому лицо у игрушки получилось кривоватым. Через некоторое время, после игры с этой куклой, девочка стала перекашивать лицо, и именно так, как было у куклы. Даже в обычном состоянии, вне игры с куклой, у неё сохранялось это выражение. Лишь после того, как кукле переделали лицо, лицо девочки тоже пришло в норму (10).
Всё это связано с тем, что ребёнок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью, у него происходит проецирование и телесное подражание, он впитывает те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Дети дошкольного возраста не способны оценить и понять карикатурность и утрированность куклы, не перенося её качества на себя, так как ещё недостаточно сформирован в это время образ человека [11]. В это время наиболее полезны те фигурки и куклы, которые по пропорциям напоминали бы самого ребенка или соответствовали бы адекватным пропорциям тела взрослого человека.
Обязательно, чтобы тело куклы не имело повреждений. Желательно, чтобы куклы и фигурки не имели характерной мимики (например, прищура или выражения гнева), давая ребенку возможность самостоятельно наполнить игру любым смыслом и эмоциями, именно это и нужно для развития ребенка.
У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени возникнет интерес к собственному телу. Так же, слишком большие наборы для сюжетных игр (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим) может привести к тому, что девочкам вовсе не останется места для фантазии и творчества в игре.
Эстетические  требования
Необходимо учитывать художественные качества игрушки как средство формирования у ребёнка эстетического вкуса: соответствует ли игрушка представлениям о красоте,  развивает ли чувство прекрасного, гармоничного или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления.
Игры с куклами способствуют развитию произвольности дошкольников, что является фундаментом нравственных качеств. Все вышесказанное будет зависеть от образа используемой куклы, содержания детских игр и педагогического руководства воспитателя.
2.3. Что такое куклотерапия.
Куклотерапи
·я метод психологической помощи детям и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения и эмоционального состояния посредством использования куклы. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом, с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.
Процесс куклотерапии проходит в 2 этапа:
1 этап - изготовление кукол, 2 этап – использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.
С помощью куклотерапии психолог корректирует у дошкольников заикание, неразвитую речь, уровень тревожности, агрессивность, неусидчивость, невнимательность, страхи, демонстратиность, нервные тики, аутизм, нарушенную адаптацию.
 В работе с детьми можно использовать такие виды кукол, как:
- куклы-марионетки (можно инсценировать сказки, стихотворения, а также использовать как элемент занятия),
- пальчиковые (вызывают положительные эмоции и постепенно ослабляют нервное напряжение у детей),
- перчаточные (эти куклы могут двигаться, жестикулировать и проявлять эмоции, могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой»),
- веревочные (они эффективны при работе с детьми, имеющими проблемы в общении, повышенной тревожности).
Воспитатель совместно с психологом, также может использовать элементы куклотерапии например, для облегчения прохождения процесса адаптации.
 Куклотерапию используют не только для развития, эмоциональной поддержки и налаживания контакта, но и как элемент диагностики. В процессе наблюдения за детьми в период адаптации выявляется проблемы. Если ребенок стеснительный, робкий, сначала воспитатель сам обыгрывает эту проблему, а потом предлагает ему: что бы ты сделал до завтрака, после занятий, на прогулке. При обыгрывании той или иной ситуации следует учитывать следующее: кукла или персонаж должна быть не очень ярким, но привлекать внимание детей, большим, красивым.
Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают адаптировать детей к ДОУ, налаживать контакт с ребенком, корректировать эмоционально – волевую сферу, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог-родитель.
Заключение.
Кукла – образ человека, неизменный партнёр ребёнка почти во всех его играх. Исторические условия  каждой эпохи накладывали отпечаток и на содержание и на внешний облик куклы.
Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре. Кукла является посредником между взрослыми и ребенком, так как позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением.
Метод куклотерапии помогает адаптировать детей к ДОУ, налаживать контакт с ребенком, корректировать эмоционально – волевую сферу, развивают речь, укрепляют связь ребёнок - педагог - родитель.