Адаптированная рабочая программа по дополнительному предмету Социально-ориентированная математика для учащихся 10 класса с (к) школы VIII вида


ОКОУ Пенская специальная (коррекционная) школа интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья Курской области Курчатовского района.
Адаптированная рабочая программа
по дополнительному предмету
«Социально-ориентированная математика»
для учащихся 10 класса с(к) школы VIII вида
Составила учитель математики Древоленко Т.А.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по дополнительному предмету «Социально-ориентированная математика» составлена на основе программно-методического обеспечения для 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, написанного по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках президентской программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» под редакцией А.М.Шербаковой, Н.М.Платоновой, 2006, ВЛАДОС, Москва и программы по СБО под редакцией Воронковой для 10-11 классов .Программа по социально-ориентированной математике включает материал, направленный на дальнейшее совершенствование ранее приобретенных знаний умений и навыков.
Данная рабочая программа будет реализована в 10 классе. В 10 классе обучается 7 воспитанников. Уровень усвоения учебного материала средний. Двое учащихся программный материал усваивают быстро, после объяснения учителя могут работать самостоятельно , трое учащихся программный материал усваивают хорошо, но для выработки умений и навыков им требуется больше времени, упражнений, при минимальной помощи учителя; двое учеников испытывают трудности в усвоении программного материала по математике, им необходима помощь учителя и индивидуальный подход в обучении. Этим ученикам предлагаются задания небольшого объёма, сложные вычисления они выполняет на калькуляторе. Программа предусматривает для таких учащихся упрощения по каждому разделу программы, что позволяет учителю варьировать требования к учащимся в зависимости от их индивидуальных возможностей.
Цели курса:
- углубленная социально-бытовая ориентировка в обществе.
Социально-ориентированная математика в 10 классе специальной (коррекционной) школы носит ярко выраженный прикладной характер. Специальной задачей курса в 10 классе является обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников через такое содержание обучения, которое имеет для них практическую значимость и жизненную необходимость.
Небольшой объём часов уроков математики по учебному плану (68 ч в год), ограниченные возможности интеллектуального развития обучающихся, узкий круг бытовых и социальных ситуаций, которые требуют в повседневной жизни применения математических знаний, внесли необходимость введения дополнительного предмета по курсу социально-ориентированная математика. Учебный материал данного курса будет дополнять и углублять знания полученные на уроках математики и СБО. Материал дается в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для отработки конкретных социально значимых тем . Программа рассчитана на 35 часа в год, 1 час в неделю.
Наиболее полно, точно и четко эти темы сформулированы в содержании учебного предмета социально бытовая ориентировка (СБО). Предмет СБО самый значимый для развития адаптивных навыков у умственно отсталых детей, поскольку предусматривает изучение всего, что окружает человека в быту и в социуме. Через установление четкой связи с окружающей действительностью ученикам становится понятней смысл их занятий, повышается мотивация к обучению, развиваются познавательные интересы.
Курс социально-ориентированная математика в 10 классе построен в тесной связи с тематикой СБО и математики, а содержании задач определяется содержанием жизненных ситуаций, которые рассматриваются программой СБО. На уроках социально ориентированной математики отрабатываются вычислительные навыки, которые приходится использовать учащимся для освоения социальных знаний. Такое построение курса социально-ориентированной математики можно назвать интегрированным с СБО,
Основные задачи курса:
- дать из ранее изученного такие доступные знания, умения и навыки, которые будут применяться в жизненных ситуациях,
-учить распознавать в реальной окружающей жизни математические факты,
-учить применять математические знания в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни после окончания школы,
- использовать процесс обучения для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств детей с различной степенью умственной отсталости.
- обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников через такое содержание обучения, которое имеет для них практическую значимость и жизненную необходимость.
-освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Основные направления коррекционной работы
- коррекция и развитие связной устной речи, пополнение и обогащение словарного запаса;
-коррекция внимания;
- коррекция и развитие памяти;
-коррекция и развитие словесно-логического мышления;
-коррекция и развитие мыслительной деятельности;
-коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально волевой сферы;
-воспитывать умение работать в парах в группе;
-воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Решение данных задач и такое построение курса социально-адаптированной математики повысят адаптивные возможности выпускников и помогут им более успешно интегрироваться в современном обществе.
Математические представления, знания и умения практически их применять оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, по результатам практических работ по решению задач, выполнению тестирования по темам, предусмотренным программой. Знания учащихся оцениваются, как зачет и незачет.
Содержание обучения
За время обучения в 10 классе по интегрированному курсу социально-ориентированной математики учащиеся должны повторить следующие темы:
Чтение и запись чисел в пределах миллиона.Устные вычисления в пределах 100.Табличное умножение и деление.
Все действия с многозначными числами в пределах 100 000.
Простые дроби: образование, чтение, запись (особое внимание случаям, где знаменатель единица с нулями – 10, 100, 1000).Соотношение со словами: 1/2 -половина, 1/3 –третья часть, ¼ - четвертая часть.
Нахождение части от числа.
Чтение и запись десятичных дробей. Все действия с десятичными дробями.
Именованные числа: меры времени, стоимости, массы, длины, площади (в том числе понятие «сотка»), объема; их соотношения , преобразования. Соотношения объёма и массы (ложка, стакан, банка – граммы, килограммы)
Все действия с именованными числами. Запись мер массы и стоимости в виде десятичных дробей. Преобразование мер массы и стоимости, записанных десятичной дробью в составные именованные числа.
Вычисление площади и периметра прямоугольника.
Зависимость между величинами: ценой, количеством и стоимостью.
Приемы работы с калькулятором. Работа с бытовыми весами. Работа с календарем. Работа с часами. Работа с денежными знаками: размен и замена бумажных купюр и монет разного достоинства.
Решение простых и составных арифметических текстовых задач:
- нахождение суммы, остатка- на разностное сравнение;
- увеличение и уменьшение на несколько единиц, в несколько раз;
- деление на равные части;
- деление по содержанию;
- пропорциональное деление;
- приведение к единице;
- нахождение одной и нескольких частей от числа;
- нахождение одного или нескольких процентов;
- на простое тройное правило: цена, количество, стоимость;
- вычисление времени: начало, окончание, продолжительность.
Примечание.
Для учащихся, которые с трудом усваивают материал по математике, доступны следующие темы:
- нумерация чисел в пределах 1 000,
- вычисления в пределах 100 без перехода через разряд- таблица умножения (ориентироваться и пользоваться ею),
- чтение и запись десятичных дробей (на мерах стоимости); целые – в пределах 100, доли – десятые и сотые,
- именованные числа: меры стоимости (чтение ценников, кассовых чеков, работа с денежными знаками),
- действия с мерами стоимости в пределах 1 000 без перехода через разряд или с переходом через разряд на калькуляторе,
- меры времени,
- работа с часами и календарем;
- сложение и вычитание мер времени (вычисление срока годности продуктов, срока хранения, даты употребления;
- работа с калькулятором
- работа с посудой разной ёмкости: банки (пол литра, литр, 2 литра, 3 литра), ложки (столовая, чайная), стаканы, пакеты, пластиковые бутылки. Ожидаемые результаты освоения курса социально-ориентированной математики.
Ученик научится :- читать, записывать числа от 1 до 1 000 000;
- различать понятия «экономика», «заработная плата» и её виды, «бюджет»;
- выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 00 000;
- выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями с использование таблицы сложения, вычитания, таблицы умножения;
- единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях ;- находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа;
- решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2, 3 арифметических действия;
- решать простые задачи на нахождение начала, продолжительности, окончания события;
-работать с часами и календарем;
-производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление,
- вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;
свободно оперировать мерами стоимости, длины, массы, времени;
выполнять арифметические действия единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;
находить дробь от числа, проценты от числа; число по его части, по одному проценту;
решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;
решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена - количество - стоимость, площадью прямоугольника и длинами его сторон;
вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда;
производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.
различать понятия «экономика», «заработная плата» и её виды, «бюджет», «прожиточный минимум», (знать за счёт чего и как уменьшать расходы, если доход меньше прожиточного минимума), «потребительская корзина», «собственность», налоги и их виды.
Программное обеспечение

Оборудование и наглядность: калькуляторы - на каждого; календарь настенный на весь год, маленькие календари - на каждого; ксерокопии купюр и монет различного достоинства - набор каждому; мерная посуда: банки различной емкости (3 л, 2 л 1 л, пол-литра), чайная и столовая ложка, градуированная посуда, стакан; часы (макеты): механические, электронные, будильник; набор тары из-под продуктов, лекарств, косметических средств и т.д. Таблицы и презентации: «Хлеб: название, вес, цена». «Соотношение объема и веса сыпучих продуктов». «Примерное меню на неделю». «Примерный распорядок дня». Презентация «Культура и досуг». «Калькулятор». «Меры времени, массы, площади, стоимости». «Потребительская корзина». «Примерная потребность в основных продуктах питания». «Купюры и монеты». «Размен и замена». «Товарные чеки». «Прейскуранты (на различные виды бытовых услуг: парикмахерская, прачечная, ксерокопии, химчистка ...)» , квитанции по оплате за газовое отопление, воду, коммунальные услуги, электроэнергию, книги по домашнему консервированию, по кулинарии.
Методическое обеспечение
1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2012. – 224 с.
2. Учебник «Математика» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.П.Антропов, А.Ю.Ходот, Т.Г.Ходот, Москва «Просвещение», 2006.
3.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).
4. Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы
http://www.zavuch.info/
http://stranicdefektolog.blogspot.com/
http://www.menobr.ru/about/res_obr/

Тематическое планирование к курсу социально-ориентированная математика (35 ч в год, 1 ч в неделю)
№п/пНазвание темы Количество часов.
1. Все действия с именованными числами. Тема задач: «Бюджет -подсчитать стоимость одежды для семьи. «Культура и досуг» - определение суммы из семейного бюджета на культурные потребности, стоимости подарков к дням рождения, «Питание» - обсчет стоимости приготовления блюда по рецепту, обсчет стоимости консервирования овощей и фруктов. 6 ч
2. Десятичные дроби. Замена составного именованного числа десятичной дробью. Работа с кассовыми чеками. Тема задач: «Торговля» - сравнение стоимости одних и тех же товаров в разных местах торговли» «Культура и досуг»- проверка правильности суммы за покупку и сдачи, расчет стоимости товаров к праздникам. «Питание» - подсчет стоимости праздничного обеда», «Медицинская помощь» - подсчет денежных средств по уходу за больными». 8ч
3. Проценты. Тема задач: «Жилище – подсчет коммунальных платежей с учетом льгот ,начисления, «Продуктовая корзина», «Культура и досуг – приобретение бытовой техники в кредит. «Бюджет – покупка товаров со скидкой, использование дисконтных карт. «Трудоустройство» - вычисление процентных отчислений с зарплаты в денежном выражении. 8 ч
4. Меры массы. Все действия с мерами массы. Работа с мерной посудой, бытовыми весами. 2 ч
5. Меры площади. Нахождение площади прямоугольника. Тема задач: «Жилище» - набор мебели для кухни в зависимости от её площади. «Жилище»- подсчет стоимости косметического ремонта квартиры». 3 ч
6. Меры времени, работа с календарем. Тема задач: «Торговля» - вычисление окончания срока гарантии для товаров, вычисление срока годности товаров. «Семья» -вычисление возраста членов семьи по дате рождения, сравнение по возрасту: «старше – моложе» «Трудоустройство – вычислить время окончания рабочего дня по его началу и разной продолжительности, вычислить время окончания отпуска по его началу и разной продолжительности. 5 ч
7.
Обыкновенные дроби, соотношение со словами: 1/2 - половина, 1/3 –третья часть, 1/4 - четвертая часть, сравнительная таблица веса или объёма продуктов. Тема задач: «Питание – подсчет веса или объёма продуктов для приготовления блюда по рецепту». 2 ч
8. Резервный урок. 1 ч
Календарно- тематическое планирование
(35 ч в год, 1 час в неделю)
№ п/пНазвание раздела.
Тема практических задач. Кол-во часов Дата Тип урока Формы контроля Оборудование, программное обеспечение.
1 ЧЕТВЕРТЬ – 9 ч
Все действия с именованными числами. 6 ч 1. Решение задач на вычисление стоимости одежды и обуви для ребенка по сезонам. 1 ч 04.09 Повторение и закрепление знаний Беседа, индивидуальный опрос, тестовые задания. Прейскурант стоимости детской одежды, тестовые задания.
2 Решение задач на вычисление стоимости одежды и обуви для семьи. 1 ч 11.09 Закрепление знаний и выработка умений. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная работа. Прейскурант стоимости детской одежды.
3. Решение задач на определение суммы из семейного бюджета на культурные потребности. 1 ч 18.09 Закрепление знаний и выработка умений и навыков. Беседа, индивидуальный опрос, самостоятельная работа. Презентация «Культура и досуг»
4. Решение задач на определение стоимости подарков ко дню рождения. 1 ч 25.09 Закрепление знаний и выработка умений и навыков. Тесты, беседа, самостоятельная работа. Прейскурант стоимости товаров, тестовые задания.
5. Решение задач на обсчет стоимости приготовления блюда по рецепту. 1 ч 02.10 Практическая работа. Беседа, практическая работа. Прейскурант стоимости товаров.
Книги по кулинарии.
6. Решение задач на обсчет стоимости для консервирования овощей и фруктов. 1 ч 09.10 Закрепление знаний и выработка умений. Беседа, практическая работа. Книги по домашнему консервированию.
Десятичные дроби- 8 ч
7 Замена составного именованного числа десятичной дробью. Работа с кассовыми чеками. 1 ч 16.10 Повторение и закрепление знаний. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная работа. Таблица мер,образец записи именованного числа в виде десятичной дроби, кассовые чеки, калькуляторы.
8 Решение задач на сравнение стоимости одних и тех же товаров в разных местах торговли. 1 ч 2310 Закрепление знаний. Фронтальный опрос, беседа, практическая работа. Прейскурант цен, товарные чеки, калькуляторы.
9. Проверка правильности суммы за покупку и сдачи. 1 ч 30.10 Практическая работа. Фронтальный опрос, самостоятельная работа. Товарные чеки, калькуляторы.
2 четверть – 7 ч
1. Расчет стоимости товаров к праздникам. 1 ч 13.11 Повторение и закрепление знаний и умений. Беседа, индивидуальный опрос, практическая работа. Стоимость товаров.
2. Подсчет стоимости праздничного обеда. 1 ч 20.11 Закрепление знаний и выработка умений. Беседа, практическая работа. Товарные чеки, буклеты со скидками на продукты питания, калькуляторы.
3. Подсчет денежных средств по уходу за больными. 1 ч 27.11 Закрепление знаний и выработка умений и навыков. Беседа, фронтальный опрос, практическая работа. Стоимость лекарственных средств, домашняя аптечка.
4. Подсчет примерной суммы на приобретение моющих и чистящих средств по уходу за посудой и кухонным оборудованием. 1 ч 04.12 Формирование умений и навыков. Беседа, индивидуальный опрос, практическая работа. Стоимость чистящих и моющих средств.
5. Подсчет стоимости всех коммунальных платежей за месяц. 1 11.12 Практическая работа. Фронтальный опрос, практическая работа по заполнению квитанций и вычислению платежей. Квитанции по оплате коммунальных платежей.
Проценты -8 ч
6. Жилище – подсчет коммунальных платежей с учетом льгот населения. 1 ч 18.12 Повторение и закрепление материала. Фронтальный опрос, беседа, практическая работа. Квитанции коммунальных платежей.
7. Подсчет суммы расходов на питание (продуктовая корзина) – 30% прожиточного минимума. 1 ч
25.12 Повторение материала и закрепление знаний. Фронтальный опрос, беседа, практическая работа. Подсчет суммы расходов на питание (продуктовая корзина) – 30% прожиточного минимума.
3 ЧЕТВЕРТЬ – 10 ч
1. Покупка одежды в различных магазинах на распродаже. «Выгодно –невыгодно» 1 ч 15.01 Закрепление знаний и умений. Беседа, тестовые задания, самостоятельная работа. Карточки с заданиями, буклеты с выгодными предложениями , распродажа.
2. Покупка товаров со скидкой, использование дисконтных карт.
1 ч 22.01 Закрепление материала и выработка умений .Беседа, индивидуальный опрос. Дисконтные карты. Карточки с заданиями.
3. Сравнение цен на товары во время распродажи в зависимости от скидки.
1 ч 29.01 Закрепление знаний и выработка умений и навыков. Фронтальный опрос, практическая работа. Карточки с заданиями.
4. Вычисление процентных отчислений в денежном выражении. 1 ч 05.02 Повторений материала и закрепление знаний. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная работа. Карточки с заданиями.
5. Решение задач на приобретение бытовой техники в кредит. 1 ч 12.02 Закрепление знаний и умений. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная работа. Карточки с заданиями.
6. Подсчитать, как изменится стоимость товара при покупке в кредит под проценты, без процентов. 1 ч 19.02 Закрепление знаний и выработка умений и навыков. Беседа, практическая работа. Карточки с заданиями.
Меры массы - 2 ч
7 Меры массы. Все действия с мерами массы. Работа с мерной посудой. 1 ч 26.02 Повторение материала. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практическая работа. Мерная посуда: банки различной емкости (3 л, 2 л 1 л, пол-литра), чайная и столовая ложка, градуированная посуда, стакан.
8. Работа с бытовыми весами. 1 ч 04.03 Практическая работа. Фронтальный опрос, практическая работа. Бытовые весы. Таблица мер массы.
Меры площади-3 ч
9. Меры площади. Вычисление площади прямоугольника, площади квартиры. 1 ч 11.03 Повторение и закрепление знаний. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. Формулы вычисления площади. Таблица мер площади.
10. Подбор набора мебели для кухни в зависимости от её площади. 1 ч 18.03 Закрепление знаний и умений. Беседа, практическая работа. Формулы вычисления площади. Фото кухонной мебели.
4 ЧЕТВЕРТЬ – 9 ч
1. Подсчет стоимости косметического ремонта квартиры». 1 ч 01.04 Повторение и закрепление знаний и умений. Фронтальный опрос, беседа, практическая работа. Стоимость обоев, строительного материала.
Меры времени, работа с календарем - 5 ч
2-3 Вычисление окончания срока гарантии для товаров, вычисление срока годности товаров. 2 ч 08.04
15.04 Повторение и закрепление знаний. Фронтальный опрос, беседа, практическая работа. Таблица мер времени. Календарь, календари на каждого.
4. Вычисление возраста членов семьи по дате рождения, сравнение по возрасту: «старше – моложе» 1 ч 22.04 Закрепление знаний и выработка умений и навыков. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная работа. Таблица мер времени. Календарь, календари на каждого.
5. Вычисление окончания рабочего дня по его началу и разной продолжительности. 1 ч 29.04 Закрепление знаний и умений. Фронтальный опрос, практическая работа. Таблица мер времени. Календарь, календари на каждого.
6. Вычисление времени и окончания отпуска по его началу и разной продолжительности 1 ч 06.05 Формирование умений и навыков. Фронтальный опрос, тесты. Таблица мер времени, тестовые задания. Календарь, календари на каждого.
Обыкновенные дроби - 2 ч
7. Обыкновенные дроби, соотношение со словами:1/2-половина, 1/3 –третья часть,1/4 - четвертая часть, сравнительная таблица веса или объёма продуктов. 1 ч 13.05 Повторение и закрепление знаний. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. Сравнительная таблица веса или объёма продуктов на каждого.
8. Подсчет веса или объёма продуктов для приготовления блюда по рецепту». 1 ч 20.05 Практическая работа. Беседа, практическая работа. Книга рецептов. Ксерокопия рецепта на каждого.
9. Обобщение по курсу 1 ч 27.05 Тесты. Тестовые задания.
Итого: 34 ч