Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по УМК Начальная школа 21 век.

МБОУ «Средняя школа № 3»

«Начальная школа 21 век»

2 класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру


Ступень обучения - начальное общее образование, 1-4 класс
Количество часов - 2
Программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), авторской программы Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой «Окружающий мир» курса УМК «Начальная школа XXI века»


Учитель:
Пластинина Е.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №3»




Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований ФГОС НОО (2009 г) и авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир».
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе - представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений природы и общества и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретно социальный опыт, умение применять правило взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностям. Интегрированный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (ИЗО, окружающего мира, русского языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их интеллектуально-практической деятельности ученика.
Изобразительное искусство – дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.
Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебной текстов в процессе анализов заданий и обсуждения результатов деятельности (описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных высказываний, рассуждений, обоснование, формулирование выводов).
Литературное чтение создает условие для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.
Программа рассчитана на проведение 2-х уроков в неделю, 68 часов в год.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч1,2 \Н.Ф. Виноградова. 3-изд., исп. – М. Вентана-Граф,2011.- (Начальная школа ХХШ века).
Окружающий мир: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч1,2 \Н.Ф. Виноградова. 3-изд., исп. – М. Вентана-Граф,2011.- (Начальная школа ХХШ века).
Окружающий мир: 1-2 классы: методическое пособие для учителя \ Н.Ф. Виноградова.– М. Вентана-Граф,20109.- (Начальная школа ХХШ века).

Учебно-тематический план

Содержание программного материала
Количество часов

1
Введение. Что тебя окружает.
1

2
Кто ты такой
11

3
Кто живет рядом с тобой
8

4
Россия – твоя Родина
13

5
Мы – жители Земли
33

6
Резерв
2


Итого
68

Практическая часть программы
Формы работы
Содержание

Экскурсии
В лес (лесопарк), поле, на луг, места сельскохозяйственного труда..
Экскурсии в музей, на предприятие, в учреждения культуры и быта.

Практические работы
Составление режима дня для будней и выходных.
Первая помощь при ожогах, порезах, ударах.
Составление семейного «древа».
Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами.


Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношении членов семьи.
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка.
- оценивать жизненную или представленную в художественном произведении ситуацию с точки зрения этики и правил нравственности.
- различать прошлое –настоящее -будущее; год-век (столетие); соотносить событие с его датой.
- кратко характеризовать Солнечную систему.
- называть отличия Земли от других планет Солнечной системы.
- называть царства природы.
- описывать признаки животного и растения как живого существа.
- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания.
- различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды.
- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества.
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ.
- сравнивать растительного и животного мира по условиям их обитания.

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы.
- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси.
- ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья – кустарники – травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры.
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой).
- приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Планируемые результаты освоения предмета
Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.
Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.
Формирование основ российской гражданской идентичности.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
Понимание особой роли России в мировой истории.
Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
Воспитание уважительного отношения к своей стране.
Воспитание уважительного отношения к истории страны.
Воспитание любви к родному краю.
Воспитание любви к своей семье.
Воспитание гуманного отношения к людям.
Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
Понимание роли человека в обществе.
Принятие норм нравственного поведения в природе.
Принятие норм нравственного поведения в обществе.
Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменения среды обитания.
Формирование основ экологической культуры.
Понимание ценности любой жизни.
Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменения среды обитания.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
Познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обощение, анализ, доказательства и др.);
Регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
Коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных УД занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
Осознание целостности окружающего мира.
Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент.).
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение.).
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»

Дата
Тема урока
Тип урока
Цели урока
Результаты






Предметные
Личностные
Метапредметные

Введение. Что тебя окружает?

1

Что тебя окружает.
Вводный урок
Создание условий для уточнения понятий «объект природы», «живая – неживая природа».
Название объектов «живой», «неживой» природы.
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.
Способность применять для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

Кто ты такой?

2

Я, ты, он, она Все мы люди
Урок изучения нового материала
Создание условий для ознакомления с понятием «физические качества»
Рассказ о себе, составление словесного портрета.
Освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

3

Наши помощники – органы чувств
Комбинированный урок
Создание условий для уточнения представлений об органах чувств (слуха, зрения); познакомить с понятием «внешние чувства (ощущения)».
Название органов чувств (слуха, зрения); понятие «внешние чувства (ощущения)».
Умение проводить наблюдения, делать выводы. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

4

Что такое здоровье?
Урок исследование
Создание условий для организации сравнения понятий «здоровье», «болезнь»; знакомство с правилами ЗОЖ; составление режима дня.
Понимание и воспроизведение нескольких правил ЗОЖ; составление режима дня. Сравнение понятий «здоровье», «болезнь».

Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.

5

Режим дня.
Практическая работа «Составление режима дня для будней и выходных»
Урок-практикум
Создание условий для знакомства с правилами организации труда и отдыха.
Понимание и воспроизведение правил труда и отдыха; правила посадки при письме, чтении, во время слушания. Понимания, что такое режим дня, и практическое выполнение его.
Способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение)

6

Физическая культура
Урок применения знаний на практике
Создание условий для знакомства с понятием «физическая культура»; определение значения физической культуры для здоровья человека.
Понимание значения понятия «физическая культура». Понимание роли физической культуры для здоровья человека.
Использование информации для решения учебных и практических задач. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

7

Почему нужно правильно питаться
Урок-проект
Создание условий для знакомства детей с правилами питания; объяснение понятия «рациональное питание» (разумное питание).
Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания.
Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Использование информации для решения учебных и практических задач.
Способность применять для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

8

Здоровье и питание.
Урок-диалог
Создание условий для углубленного знакомства детей с правилами питания; закрепление понятия «рациональное питание» (разумное питание).
Понимание и воспроизведение основных правил питания. Умение объяснять «рациональное питание» (разумное питание).
Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Использование информации для решения учебных и практических задач.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

9

Умеешь ли ты есть?
Урок-проект
Создание условий для знакомства с понятиями «гигиена и культура питания».
Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Осознание, что такое гигиена и культура питания.
Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.
Способность в связной, логически целесообразной форме речи предать результаты изучения объектов окружающего мира.

10

Почему нужно быть осторожным. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы).
Урок-практикум
Создание условий для знакомства детей с правилами поведения во время болезни, правилами безопасного поведения.
Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Осознание, что такое гигиена и культура питания.
Освоение правил индивидуальной безопасной жизни. Использование информации для решения учебных и практических задач.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

11

Здоровье и осторожность. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах»
Комбинированный урок
Создание условий для знакомства с понятием «солнечный удар», с правилами пребывания на солнце.
Понимание, когда солнце друг, а когда недруг. Умение оказать первую помощь при ожогах, порезах, ударах.
Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменения среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических задач.
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение)

12

Можно ли изменить себя
Урок исследование
Создание условий для обсуждения проблемы «Можно ли изменить себя?»; показать на примерах из художественных произведений и жизненных очерков, историй, как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа.
Понимание, как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. Умение составлять небольшой рассказ по теме.
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Кто живет рядом с тобой?

13

Что такое семья?
Практическая работа «составление семейного «древа»»
Урок вхождения в новую тему.
Создание условий для знакомства с понятиями: «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение».
Осознание понятия «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Умение составить рассказ о своей семье.
Воспитание любви к своей семье.
Способность применять для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

14

Труд в семье. Как семья отдыхает?
Урок-проект
Создание условий для знакомства с понятиями: «помощь», «обязанность»; объяснить их различие. Познакомить с понятием «традиция».
Понимание понятий «помощь», «обязанность», их различие. Осознание понятия «традиции». Умение составить рассказ об отдыхе своей семьи.
Использование информации для решения учебных и практических задач. Воспитание любви к своей семье.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

15

Проверочная работа
Контрольный урок.
Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов.
Достижение необходимых результатов обучения по программе.
Способность успешно осуществлять учебную деятельность.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

16

Твои друзья – взрослые и дети.
Урок – праздник.
Создание условий для знакомства с понятием «правило», виды правил, основные правила поведения.
Знание понятия «правило», виды правил, основные правила поведения.
Воспитание гуманного отношения к людям. Использование информации для решения учебных и практических задач.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.

17

Твои друзья – взрослые и дети.
Урок – театрализация.
Создание условий для объяснения понятий «вежливый», «приветливый», «внимательный»; составление рассказов по сюжетным картинкам и инсценировка ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах.
Знание понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный». Умение составлять небольшой рассказ по теме.
Принятие норм нравственного поведения в природе. Умение составлять рассказы по сюжетным картинкам и инсценировка ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

18

О правилах поведения.
Урок-проект
Создание условий для знакомства с правилами поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице.
Знание правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице.
Использование информации для решения учебных и практических задач. Принятие норм нравственного поведения в обществе. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
Способность применять для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

19

О дружбе.

Урок – диалог.
Создание условий для организации обсуждения, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты дружить.
Понимать кто такой друг, что такое дружба. Умение подобрать пословицу и поговорку о дружбе.
Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

20

О дружбе.
Настроение.
Урок-практикум
Создание условий для знакомства с понятиями: «мимика», «жесты»; составление памятки «Законы дружбы».
Понимание понятий: «мимика», «жесты». Узнавание настроения друг друга по мимике.
Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Россия – твоя Родина.

21

Родина – что это значит?
Урок исследование
Подведение к осознанию понятия «Родина»; раскрытие некоторых возможные формы проявления любви к Родине.
Понимание, что такое Родина. Составление небольшого рассказа по теме.
Формирование социальной позиции школьника, его ценностей взгляда на окружающий мир.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.

22

Родной край – частица родины
Урок погружения в тему
Создание условий для знакомства с историческими местами и памятниками родного города; формировать интерес к тем метам, где проходит детство.
Знание некоторых исторических мест и памятников родного города. Соотнесение информации с имеющимися знаниями.
Формирование основ российской гражданской идентичности.
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение)

23

Из истории нашей Родины. Виртуальная экскурсия в исторический музей.
Урок-экскурсия.
Создание условий для знакомства с предками русских людей – древними славянами, с их образом жизни, с первыми русскими князями.
Понимание, что предками русских людей были славяне. Осознание некоторых особенностей образа жизни древних славян. Понимание, кто такие первые русские князья. Поиск информации, оценивание ее.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
Понимание особой роли России в мировой истории.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

24

Из истории нашей Родины. Виртуальная экскурсия в художественный музей.
Урок-путешествие
Создание условий для знакомства с занятиями древних славян, сравнить труд в городе и в деревне.
Название основных занятий древних славян. Сравнение, соотнесение информации с имеющимися знаниями.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
Способность применять для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

25

Зачем человек трудится?
Урок исследование
Формирование у школьников ответственное отношение к важному обществоведческому понятию: труд – основа жизни.
Понимание значения труда. Составление небольшого рассказа по теме.
Понимание роли человека в обществе. Понимание особой роли России в мировой истории.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

26

Хлеб – главное богатство России. Виртуальная экскурсия в места сельскохозяйственного труда.
Урок - игра
Создание условий для раскрытия значения хлеба, важности труда земледельца.
Понимание значения хлеба в жизни человека; важности труда земледельца. Составление небольшого рассказа по теме.
Воспитание уважительного отношения к своей стране. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

27

Как работают в пекарне (на хлебозаводе). Экскурсия на предприятие.
Урок – экскурсия.
Создание условий для знакомства с профессиями людей, работающих на хлебозаводе; с последовательностью производства хлеба; с машинами помогающими производить хлеб
Название профессий людей, работающих на хлебозаводе; знание последовательности производства хлеба; машин помогающих производить хлеб. Составление небольшого рассказа по теме.
Воспитание уважительного отношения к своей стране. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.

28

Все профессии важны. Виртуальная экскурсия в учреждения быта.
Урок закрепления и систематизация знаний.
Обобщение знаний о значении труда в жизни человека.
Осознание значения труда в жизни человека. Составление небольшого рассказа по теме.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение)

29

О труде фермера и экономиста, программиста.
Урок – диалог.
Создание условий для знакомства с профессиями фермера, экономиста, программиста; какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны.
Понимание, для чего нужны разные профессии, какие качества необходимы людям этих профессий. Умение называть несколько профессий.
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

30

Города России. Экскурсия в краеведческий музей.
Урок – экскурсия.
Создание условий для знакомства с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрии Долгоруким.
Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории становления Москвы. Составление небольшого рассказа об основателе Москвы – Юрии Долгоруком.
Понимание особой роли России в мировой истории. Воспитание чувства гордости за национальные достояния. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.
Способность применять для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

31

Древние города России.
Урок-проект
Создание условий для знакомства с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода.
Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории возникновения Владимира и Великого Новгорода. Составление небольшого рассказа по теме.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

32

Мы – граждане России. Народов России. Виртуальная экскурсия в музей народов России.
Урок исследование
Создание условий для знакомства с понятиями «Конституция», «права граждан», «права детей», с названием нашей страны – Российская Федерация. Создание условий для знакомства с разными национальностями людей, живущих в России.
Осознание понятия «Конституция», «права граждан», «права детей», с названием нашей страны – Российская Федерация. Знание несколько национальностей россиян. Составление небольшого рассказа по теме.
Формирование основ российской гражданской идентичности. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

33

Проверочная работа.
Контрольный урок.
Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов.
Достижение необходимых результатов обучения по программе.
Способность успешно осуществлять учебную деятельность.
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Мы – жители Земли.

34

Солнечная система.
Урок вхождения в новую тему.
Создание условий для знакомства с понятием «Солнечная система», с отличием Земли от других планет.
Понимание понятия «Солнечная система». Умение назвать несколько признаков отличия Земли от других планет.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

35

Земля – планета Солнечной системы.
Урок исследование
Создание условий для знакомства с планетами Солнечной системы, с условиями жизни на Земле.
Воспроизведение названий планет Солнечной системы, условий жизни на Земле. Составление небольшого рассказа по теме.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.
Способность применять для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)


36

Глобус – модель земли
Урок –практика.
Практическая работа с глобусом. Формирование представлений о глобусе как о модели Земли, расширять знания о формах земной поверхности – морях.
Осознание, что глобус является моделью Земли. Умение находить несколько географических объектов на глобусе.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.
Способность применять для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

37

Царства живой природы. Бактерии.
Комбинированный урок
Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создание условий для формирования первоначальных представлений о бактериях.
Понимание, что в природе есть большие разделы – царства. Умение называть некоторые из царств природы.
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.
Способность применять для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

38

Грибы.
Комбинированный урок рок
Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создание условий для формирования первоначальных представлений о грибах.
Понимание, как устроен гриб. Умение называть несколько съедобных и несъедобных грибов.
Умение сотрудничать в группе, в паре.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

39

Жизнь животных. Какие животные живут на Земле.
Урок – диалог.
Создание условий для знакомства с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных.
Называние царств живой природы. Составление небольшого рассказа по теме.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

40

Как животные воспринимают мир.
Урок-проект.
Создание условий для систематизации знаний детей о животных леса, об их образе жизни.
Называние и узнавание животных, с которыми можно встретиться в лесу. Составление небольшого рассказа по теме.
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

41

Как животные защищаются, питаются, строят жилища.
Урок-квест.
Создание условий для знакомства с питанием и жизненными условиями животных.
Знание, как питаются. Живут и защищаются животные. Составление небольшого рассказа по теме.
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.

42

Как животные воспитывают потомства.
Урок-проект
Создание условий для знакомства с особенностями воспитание животными своих детенышей и играми с потомством.
Понимание, как некоторые животные воспитывают своих детенышей.
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение)

43

Жизнь растений. Какие бывают растения.
Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (редкие растения нашей местности).
Урок изучения нового материала
Создание условий для знакомства с разнообразием растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые.
Осознание разнообразия растительного мира.
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

44

Органы растений и их значение для его жизни. Практическая работа с гербариями (части растений).
Урок исследование
Создание условий для знакомства с частями растения (листья, корень, стебель, цветы, плоды).
Название частей растения. Составление небольшого рассказа по теме.
Умение сотрудничать в группе, в паре.
Способность применять для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

45

Что такое лес?
Экскурсия.
Урок-экскурсия
Обобщение знаний учащихся о растениях, а лесе как многоэтажном доме.
Составление небольшого рассказа по теме.
Умение сотрудничать в группе, в паре. Формирование основ экологической культуры.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

46

Как развиваются растения.
Урок применения знаний на практике.
Организация практической работы по выращиванию растения из семян, наблюдение за их ростом и развитием.
Практические умения выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием.
Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой жизни.
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

47

Деревья леса
Урок исследование
Организация знакомства с «паспортом» дерева и его особенностями.
Понимание, что такое «паспорт» дерева.
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.

48

Кустарники леса.
Урок-наблюдение.
Создание условий для формирования представлений о втором ярусе леса (кустарниках)
Осознание того, что второй ярус леса – кустарники. Составление небольшого рассказа по теме.
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение)

49

Травянистые растения. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения леса)
Урок применения знаний на практике
Обобщение знаний детей о растениях, о лесе как многоэтажном доме.
Понимание, что такое травянистые растения.
Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой жизни.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

50

Лесная аптека. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения леса)
Урок-игра
Организация знакомства с некоторыми лекарственными растениями, ядовитыми и съедобными грибами.
Название некоторых лекарственных растений и съедобных грибов.
Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры.
Способность применять для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

51

Звери леса.
Урок-загадка
Создание условий для знакомства учеников с хищными животными леса и их повадками.
Воспроизведение названий некоторых хищных животных и знание некоторых их повадок. Составление небольшого рассказа по теме.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

52

Проверочная работа.
Контрольный урок.
Оценить результаты освоения программы.
Достижение необходимых результатов освоения программы.
Способность успешно осуществлять учебную деятельность.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.

53

Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса.
Урок-вопрос
Создание условий для знакомства детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения. Познакомить детей с многочисленным семейством пресмыкающихся, их особенностями внешнего вида и повадками.
Воспроизведение названий некоторых лесных птиц, их голосов. Некоторых особенностей поведения. Составление небольшого рассказа по теме.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

54

Насекомые леса.
Урок исследование
Создание условий для знакомства с насекомыми, их особенностями и внешним видом, повадками.
Название и узнавание нескольких насекомых, особенности внешнего вида, повадки. Составление небольшого рассказа по теме.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

55

Мы пришли в лес.
Экскурсия.
Урок-экскурсия
Создание условий для знакомства с правилами поведения в лесу.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Способность применять для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

56

Путешествие капельки.
Урок-сказка
Создание условий для знакомства с состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное), круговоротом воды в природе..
Осознание и понимание, что в природе существует три состояния воды (жидкое, твердое, газообразное). Понимание, что такое круговорот воды в природе.
Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Понимание ценности любой жизни.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

57

Свойства воды.
Урок исследование
Создание условий для знакомства детей со свойствами воды, с различным ее состоянием.
Понимание и воспроизведение свойств воды, различные ее состояния.
Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Понимание ценности любой жизни.
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

58

Рыбы – обитатели водоемов.
Урок-проект
Создание условий для знакомства с обитателями водоемов (рыбы), с образом их жизни.
Узнавание и называние нескольких обитателей водоемов (рыбы), знание некоторых особенностей их образа жизни.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.

59

Пресный водоем. Обитатели пресных водоемов. Виртуальная экскурсия на водоем.
Урок экскурсия
Создание условий для знакомства с животным миром пресных водоемов, с особенностями питания и обитания животных.
Узнавание и называние нескольких обитателей пресных водоемов, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира пресного водоема.
Понимание ценности любой жизни.
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение)

60

Болото – естественный водоем. Практическая работа с гербариями, муляжами.
Урок исследование
Создание условий для знакомства с животным и растительным миром болот.
Узнавание и называние нескольких обитателей болот, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира болот.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

61

Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения луга).
Комбинированный урок
Создание условий для знакомства с животным и растительным миром луга, с особенностями жизни луга.
Узнавание и называние нескольких обитателей луга, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира луга.
Умение искать искать информацию. Формирование основ экологической культуры.
Способность применять для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

62

Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия в поле. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения поля).
Комбинированный урок
Создание условий для знакомства детей с растительным и животным миром полей.
Узнавание и называние нескольких обитателей поля, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира поля.
Умение искать искать информацию. Формирование основ экологической культуры.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

63

Растения и животные сада. Виртуальная экскурсия в сад. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения сада).
Комбинированный урок
Создание условий для знакомства детей с растительным и животным миром сада.
Узнавание и называние нескольких обитателей сада, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира сада.
Умение искать искать информацию. Формирование основ экологической культуры.
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

64

Будем беречь природу.
Урок – защита проектов.
Создание условий для знакомства с представителями Красной книги.
Узнавание и называние нескольких представителей Красной книги. Составление небольшого рассказа по теме.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.

65

Проверочная работа
Контрольный урок.
Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов.
Достижение необходимого результата обучения по программе во 2 классе.
Способность успешно осуществлять учебную деятельность.
Владение способами получения, анализа и обработки информации.

66

Будем беречь нашу Землю.
Урок - праздник
Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру.
Закрепление достигнутого результата обучения по программе во 2 классе.
Формирование основ экологической культуры.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

67-68

Резерв
















15