КонспектРациональное питание и здоровье.Эта работа предназначена для учителей в помощь при разработке уроков по рациональному питанию и здоровью.


Тема урока «Рациональное питание и здоровье»
Цель урока: (воспитания, обучения, психологического развития учащихся):
Формирование личностной позиции по вопросам рационального питания
Усвоение учащимися первичных знаний по теме культура питания
Развитие навыков самостоятельности и творческого мышления при обсуждении проекта;
Тип урока: изучение нового материала с использованием элементов технологии «критического мышления».
Форма занятия: беседа, объяснение нового материала и работа в группах
Методы обучения:
Словесный Наглядный 
Работа в группахиспользование ИКТ,частично исследовательская работа.Технология «критического мышления
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебная презентация.
Ход урока
Человек есть то, что он ест.
Этапы урока.
1. Организационный этап.
Цель: создание эмоционального настроя. Положительная мотивация достигается учителем путем активного и энергичного общения с учениками, где уместно вспомнить удачные предыдущие занятия, отметить некоторых детей, их личные успехи.
2. Подготовка к усвоению новых знаний
Тема урока?........... HYPERLINK "http://www.woman.ru/health/diets/article/73577/"
 
Подсказки:
Кто долго жуёт, тот долго живёт.
Когда я ем, я глух и нем.
Обжора роет себе могилу собственными зубами.
Язва желудка – это не шутка.
Старайся – правильно питайся.
учащиеся самостоятельно формулируют тему и задачи урока, используя подсказки.
ДЕВИЗ ЖИЗНИ: «ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗА СТОЛ МНЕ СЕСТЬ, Я ПОДУМАЮ, ЧТО ЕСТЬ!
Вступительная часть
Я хочу напомнить одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»».
Вопрос классу: какую роль играет в сохранении здоровья питание?
Учитель проводит вводную беседу по теме урока.
Ваше здоровье – самое ценное, что есть у вас. На всю жизнь вам дается только один организм. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. На этом уроке вы узнаете, что качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию. «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть», — утверждал Сократ. Но даже тысячелетия спустя многие пренебрегают этой аксиомой, делая культ из еды. Так, зачастую мы, наоборот, жертвуем собой в угоду аппетиту, словно не желая признавать, что то, что мы едим, и наше самочувствие — почти неразделимые понятия.
Гармоничное сочетание
О том, что питание и здоровье человека — это взаимосвязанные вещи, общеизвестно: неправильно питающиеся дети плохо растут и развиваются, недоедание чревато болезнями и т.д. Связь между первым и вторым самая прямая. Еда доставляет нам необходимую для жизненной активности и развития энергию. Ведь мы постоянно растем, меняемся, формируются новые клетки и ткани. При этом нормы приема пищи могут различаться в зависимости от возраста (так, состав еды для ребенка должен обеспечивать его потребности роста).
Основные нарушения — это избыток жиров животного происхождения, недостаток овощей, фруктов, ягод и, наконец, калорийность, не соответствующая потребностям. Так, избыток углеводов может привести к отекам, снизить защитные свойства организма, увеличить риск заболевания раком и сахарным диабетом. Недостаток фруктов и овощей чреват целым букетом болезней — от авитаминоза до сахарного диабета и заболеваний ЖКТ. Не следует забывать, что два приема пищи вместо пяти, большие интервалы (до 7-8 часов) между ними, слишком плотный ужин также отрицательно сказываются на работе ЖКТ, обмене веществ и мн.др. факторов.
Необходимые вещества
Чтобы увидеть яснее, какая связь между тем, что мы едим, и нашим самочувствием, следует назвать основные элементы, получаемые нами из еды.
Белки - это своего рода строительный материал для тела. Они поставляют аминокислоты, часть из которых не синтезируется нами самостоятельно. Количество необходимого белка зависит от возраста (детям и подросткам их нужно больше) и физической активности. Источники: бобовые культуры, орехи, молоко, сыр, яйца. Важно, чтобы белки находились в правильном соотношении с другими микроэлементами, иначе процессы расщепления белков усиливаются, и потребность в нем вырастает.

Углеводы дают энергию, благодаря которой мы можем функционировать. Сейчас основным их поставщиком являются кондитерские изделия и сладкие напитки, содержащие сахарозу. Но это чревато ожирением и может нанести значительный вред. Поэтому предпочтение лучше отдавать ячменю, маису, гречке, кукурузной и овсяной муке, хлебу из муки грубого помола, макаронам из твердых сортов пшеницы, цельнозерновым кашам и клетчатке.

Жиры являются концентрированным источником энергии, они поддерживают мембраны клеток, участвуют в создании простагландинов (регуляторов большинства процессов в организме), содействуют усваиванию полезных микроэлементов. Растительные жиры полезнее животных, так как последние могут привести к закупорке артерий.

Витамины принимают активное участие в обмене веществ. Большинство из них мы можем получить только с пищей. Всего выделяются 13 витаминов, необходимых для жизнедеятельности — А, С, группы B (B1, B2, B5, B6, B12), D, Е, H, K, PP и фолиевая кислота. Содержатся они, вопреки заблуждениям, не только в овощах и фруктах, но и в продуктах животного происхождения (например, витамины группы В), растительных маслах, цельнозерновых продуктах, печени, молоко, яйцах, рыбе, мясе и т. д. Недостаток их может иметь серьезные последствия, вплоть до нарушения работы организма. Так, порой, достаточно наладить сбалансированный прием пищи, и самочувствие значительно улучшится.

Минеральные микроэлементы принимают активное участие в различных биохимических процессах, служат строительным материалом для костей, участвуют в жировом обмене, влияют на состояние зубов и волос и мн. др. Полноценный рацион обеспечивает нас необходимым количеством кальция (молочные продукты, яйца), фосфора (сыр, творог, молоко, печень, рыба, яйца, фасоль, горох, зерновые), магния (зерновые, бобовые, картофель), железа (печень, чернослив), меди (говяжья печень, хлеб), калия (картофель, кабачки, курага, изюм), натрия (поваренная соль), фтора (черный и зеленый чай, грецкие орехи, морепродукты) и мн. др.Еда — один из важнейших факторов, оказывающих влияние на нашу умственную и физическую активность. Питание и здоровье человека всегда будут тесно связаны друг с другом, так как качество первого всегда будет оставаться важным средством обеспечения качества второго.
3. Изучение нового материала
Развитие познавательного интереса. Что же такое правильное питание?
Урок проводится в технологии «критического мышления». Технология «критического мышления» включает в себя 3 стадии:Вызов – Осмысление – Размышление (рефлексия).
Проводится тестирование.
Критерии оценки влияния Вашего питания на ваше здоровье:
1. Вы себя хорошо чувствуете у Вас ничего не болит.
2. Вы физически активны, бодры и энергичны.
3. Вы высыпаетесь, хорошо засыпаете и крепко спите, после сна чувствуете себя отдохнувшим.
4. У Вас преобладает хорошее настроение.
5. Скорость Вашего мышления, внимание и память Вас вполне устраивает.
6. Ваша кожа, волосы и ногти выглядят здоровыми.
7. У Вас хороший аппетит, обоняние. Вы получаете удовольствие от приема пищи.
8. Вы хорошо видите и слышите.
9. Состояние Ваших зубов и костей Вас вполне устраивает.
10. Вы хорошо ходите в туалет: от 3х раз в неделю до 3х раз в день, и у Вас при этом не возникает чувства дискомфорта.
11. Вы редко болеете и имеете хороший иммунитет.
Если все эти пункты описывают Ваше состояние, то вы правильно питаетесь и скорее всего вы здоровы.
Но это все же исключение, чем правило и каждый человек не соглашается как минимум с 3мя из вышеперечисленных пунктов.
1 стадия – вызов: предусматривает активизацию ранее полученных знаний из курса школьной программы, использование личного опыта учеников, вызов любопытства, импульса к изучению
1) Прием – составление кластера («паучка», «созвездия»).
Учитель предлагает составить логическую схему изучения данной темы. Слово «культура питания». Слово пишется на доске, от слова проводятся лучи, как «паучок», под каждым лучом прописывается слово, предлагаемое каждой группой.«культура питания»
Регулярность приёма пищи
Распределение пищи по приёмам в течении дня
Поведение за столом
Пищевые предпочтения
2) Сформулируйте правила питания анализируя поговорки (работа в группах)
1 гр. – анализ поговорки «Лучше 7 раз поесть, чем 1 раз наесться»«Завтрак съешь сам,обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу»
Питаться надо регулярно, не меньше 4-5 раз в день, в одно и то же время.
2 гр. Сформулировать следующее правило питания помогут изречения: «Обжора роет себе могилу собственными зубами», «Пища, которая не переваривается, съедает того, кто её ест» (Абуль –Фаорадж)
Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет.
Умеренное потребление пищи
3 гр.Ещё одно из правил питания характеризуют следующие народные мудрости: «Хорошо прожуёшь – сладко проглотишь», «Кто долго жуёт, тот долго живёт»
Принимать еду нужно в спокойной обстановке, не спешить
4гр. – рацион должен быть разнообразным  и полноценным по составу
Учащиеся работают в группах. Учитель проводит инструктирование групп по ходу работы
 3) Заполнить таблицу пользуясь учебником
Правила гигиены питания Физиологическое обоснование
Регулярность приёма пищи
  Во время приёма пищи образуются слюноотделительные условные рефлексыПри регулярном питании вырабатывается условный рефлекс, следовательно, перед приемом пищи ухе выделяется желудочный сок, что способствует лучшему перевариванию пищи.
Распределение пищи по приёмам в течении дня
  Большая часть пищи съеденной вечером,не успевает израсходоваться и откладывается в виде жировПереедание способствует отложению избытка питательных веществ, что ведет к ожирению. Не зря русская пословица гасит: Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу. Из-за стола необходимо выходить с чувством легкого голода, так как гуморальный сигнал о насыщении приходит на 20 минут позднее, после того, как человек уже сыт.
 
Поведение за столом
Во время еды не отвлекатьсяПищу необходимо тщательно пережёвыватьСоблюдение правил личной гигиены Если отвлекаешься, то ухудшается сокоотделениеТщательно пережёванная пища, лучше пропитывается слюной, отсутствие в ней грубых частиц позволяет обеспечить сохранность слизистой желудка
При быстром темпе еды человек не контролирует количество съеденного Перед едой необходимо вымыть руки.
Пищевые предпочтения
 
Большая часть пищи должна подвергаться термической обработке  
подвергнутые термической обработке продукты полнее ращепляются пищеварительными соками. При термической обработке гибнут болезнетворные бактерии и яйца глист
в пищу следует использовать только высококачественные продукты для предотвращения пищевых отравлений
не злоупотреблять острыми блюдами раздражают слизистую оболочку пищевода и желудка, печень и почки
На пустой желудок вредно пить крепкий чай и кофе Стимулируют отделение желудочного сока, который раздражает слизистую
Пища должна быть разнообразной В этом случае организм получает все необходимые веществаПитательные вещества находятся в различных продуктах питания, поэтому необходимо употреблять в пищу разнообразную пищу. Много белков содержится в мясе, молочной продукции, бобовых. Жиры – орехи, растительные и животные жиры. Углеводы – мучные и кондитерские изделия.
 
Связь питания и здоровья была подмечена еще в древности. Люди видели, что от неправильного питания дети плохо растут и развиваются, взрослые болеют, быстро утомляются, плохо работают и погибают
4) Активная работа с информационными материалами
Вопрос: какие заболевания являются причиной неправильного питания?
Ответ: сахарный диабет, артроз, ожирение, атеросклероз, сердечно-сосудистое заболевание. Страдает опорно-двигательный аппарат, кахексия (истощение организма), анорексия (отвращение к пище).
Учитель: Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам.
Учитель: Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.
Вопрос классу: Ребята, знаете ли вы, что такое пищевые добавки? (Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)
Учитель: Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении. Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи: увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения; придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.
Вопрос классу: когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение? (Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обёртки, банки или коробки.)
Вопрос классу: а обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт?
Учитель: Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки: те, что в народе называют «ешками».
Анализ этикеток от продуктов, выполняется учениками.
2 стадия – Осмысление просмотр  и обсуждение вопроса: «Есть или не есть? А почему?»
Анкета о правильном питании.
Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?
а) Всегда, круглый год – 5 баллов
б) Иногда, когда заставляют – 2 балла
в) Никогда – 0 баллов.
Сколько раз в день вы едите?
а) 4-6 раз – 5 баллов
б) 3 раза – 3 балла
в) 2 раза – 0 баллов
г) 8-7 раз, сколько захочу – 0 баллов.
Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?
а) Ежедневно, несколько раз – 5 баллов
б) 2-3 раза в неделю – 3 балла
в) Очень редко – 1 балл
г) Ем когда захочу и что хочу до 23 часов – 0 баллов
Когда и что вы едите на ночь?
а) Мясо с гарниром в 21 час – 1 балл
б) Кашу молочную в 21 час – 2 балла
в) Стакан кефира или молока в 21 час – 5 баллов
г) Ем когда захочу и что захочу до 23 часов – 0 баллов.
5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
а) Иногда петрушку и укроп в супе, салате – 1 балл
б) Лук и чеснок не ем никогда – 0 баллов
в) Все это употребляю ежедневно в небольшом количестве – 5 баллов
г) Ем иногда или когда заставляют – 2 балла.
Завтракаете регулярно? (Да или нет)
Ежедневно ем первые блюда? (Да или нет)
Плотно ли ужинаете? (Да или нет)
Время еды до сна (вечером)?
Едите ли вы ежедневно сырые овощи (свежие)? (Да или нет)
Едите ли вы в промежутках между едой? (Да или нет)
Разнообразно ли ваше меню в течение дня, недели? (Да или нет)
Если вы набрали 13 – 15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
Если вы набрали 9 – 12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите когда и что придется. Но у вас дома об этом заботятся кто-то другой, так чтобы вы достаточно правильно питались.
Если вы набрали 0 – 9 баллов вам нужно задуматься о своем питании.  
 
Основы рационального питания
Наши враги Наши друзья
Картофельные и сырные чипсы, поп-корн в масле Орехи, воздушный поп-корн, фрукты: абрикосы, бананы, апельсины, грейпфрут, груши
Овощи в масле, жирном соусе Овощи с обезжиренным соусом, морепродукты с зеленью и слабожирным, обезжиренным сыром
Белый хлеб, макароны, рис Хлеб с отрубями, отруби, ячмень, овсяные хлопья, зародыши пшеницы, мюсли, гречкаМороженое из цельного молока, молоко, сыр Обезжиренные или с пониженным содержанием жира йогурт, молоко, мороженое
Жареные овощи, птица, морепродукты Запеченные, паровые овощи, птица, морепродукты
Кофе, чай, пепси-кола, лимонад, кока-кола Овощные и фруктовые нектары, соки, обезжиренные молочные коктейли
Макароны с сырным соусом, кремом Макароны с оливковым маслом или томатным соусом
Чизбургеры, гамбургеры, жареный цыпленок Запеченный картофель, цыпленок-гриль
Большие порции жирного мяса, колбаса, сосиски Средние порции постного мяса, мясо с овощами
Пицца с жирным сыром, колбасой, мясом Пицца с грибами, овощами, шпинатом
3 стадия – Размышление (рефлексия, возврат).
Подготовить памятку- рекомендацию по употреблению продуктов питания , обращение к одноклассникам «Есть или не есть, пить или не пить?» (работа в группах)
Рекомендации по употреблению продуктов питания
Внимательно читайте надписи на этикетке продукта. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения. Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами. Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами. Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.
Каждая группа защищает свои проекты, которые получились.
4. Закрепление материала  ответить на проблемные вопросы:
Всегда ли полезно жевать жевательную резинку?
После употребления пищи использование жевательной резинки целесообразно, так как происходит очищение зубов от остатков пищи. В том случае, когда человек употребляет жевательную резинку на голодный желудок – это очень вредно. Жевательная резинка является раздражителем рецепторов в ротовой полости, что ведет к выделению желудочного сока, который содержит соляную кислоту. А так как в желудке нет пищевых продуктов, то происходит раздражение стенок желудка, что может привести к возникновению гастрита и даже язвенной болезни желудка.
5. Заключительный этап занятия.
Составить итоговый текст по следующей схеме:
в результате занятия «Влияние питания на здоровье» мне открылись:Три самых важных понятия:……………………………………………………………………………………………………………………………………………Три самых важных действия……………………………………………………………………………………………………………………………………………Три самых важных чувства…………………………………………………….………………………………………………………………………………………
6. Выводы и подведение итогов.
Учитель поблагодарит учеников за работу, поделится своей радостью по поводу продуктивной работы всех групп.
7. Домашнее задание
Ответ на вопрос
Какую диету вы бы порекомендовали человеку, которому хирург удалил часть:
а) желудка,
б) печени?
По желанию разработать творческий проект на одну из тем:
Блюда национальной кухни попытка объяснения вековых традиций
Диета и здоровье
“Мороз, снег и мы, или как следует питаться в холода?”
составить рекламу по теме «Рацион питания»
Предложение должно быть таким, какого конкурент не выдвигает. Оно должно быть уникальным. Подумайте, кто будет героем вашей рекламы, какие приемы музыкального и речевого сопровождения можно использовать?
В рекламном ролике, как и в художественном рассказе, должны быть завязка знакомство с окружающей обстановкой героями), развитие действия (на героев обрушиваются какие-то обстоятельства), кульминация (пик напряженности) и развязка (финал рассказа) Литература для учащихся:
Колесов Д.В. и др. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 336 с.: ил.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 145 с.: ил.
Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплексам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др.; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. – М.; ВАКО, 2005. – 416 с. – (В помощь школьному учителю);
Человек: анатомия, физиология, гигиена: Проб. учеб. для 8 кл. сред. шк./ А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачев и др.; Под ред. А.С. Батуева. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.: ил
Энциклопедия для детей: Т.2 (Биология). – 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. С. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – 686 с.: ил
Список литературы для учителя
Зайцев Г.К. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 2-е изд. – СПб., 1998.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
Иллюстрированный мультимедийный учебник “Открытая биология 2.5” ООО ФИЗИКОН, Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. Учебное издание.- М.: Мир, 1997. – 368с., ил.
Белов В. И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. Изд. – М.: Химия, 1993. – 400 с., ил.
Домашний гигиенический справочник: Справ. Изд./ Авт. Сост. В. В. Семенова, В. В. Топорков. – СПб.:Химия, 1995. – 304 с., ил.
Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. – СПб.: ГУПМ, - 1994. – 78 с.
Лищук В. А., Мосткова Е. В. Девять ступеней к здоровью. – М.: Восточная Книжная Компания, 1997. – 320 с., ил.- (Серия: “Помоги себе сам”)Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Изд-во “Учитель”, 2001. – 153 с. 2003.