Адаптированная основная общеобразовательная программа по русскому языку для слабовидящих обучающихся с ЗПР


Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья № 91»


СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
_______________Ю. А. Николаева
«_____»______________2015 г.
Протокол методического совета
№____
от «____»________________2015 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
_____________ В.А. Куприянов
«_____»________________2015г.
Приказ № __от «__»______2015 г.
Протокол педсовета №____
от «____»________________2015 г.



Адаптированная основная
общеобразовательная программа
по русскому языку
для слабовидящих обучающихся с ЗПР
4 в класса
на 2015-2016 учебный год






РАССМОТРЕНО:
Заседание МО
учителей начальных классов
Руководитель МО_______ И. Б. Бородавина
Протокол №___ от «___»________2015 г.
Составитель:
Башкатова Любовь Юрьевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории






Ульяновск
2015
Пояснительная записка


Адаптированная основная общеобразовательная программа по русскому языку разработана на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений III - IV видов, учебного плана ОГКОУ «Школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 91, а также Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы специальных (коррекционных) учреждений III-IV видов, программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Программа построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.
В данной программе изучаются те же разделы и темы, что и в классах с общеобразовательной программой, только увеличивается количество часов на их изучение.

Общая характеристика учебного курса

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам c учетом особенностей детей с ОВЗ VII вида.
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
Учащиеся классов КРО характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
формирование специальных умений и навыков по разделам программы.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника

Наряду с содержанием и задачами, общими для обучения русскому языку нормально видящих младших школьников, данная программа содержит специальные задачи, направленная на коррекцию вторичных отклонений в развитии, обусловленных нарушением зрения и задержкой психического развития. Весь процесс обучения детей с неполноценным зрением и ЗПР замедлен по своему темпу, т.к. построен в основном на сукцессивном способе получении информации (на использовании осязания или нарушенного зрения).
В программе реализуется принцип коррекционной направленности обучения, конкретизированы пути коррекции и средств недостатков сенсомоторного, умственного и речевого развития детей с нарушением зрения и ЗПР. В связи с этим в ней предусмотрено:
обучение правильным способам организации познавательной деятельности, а именно направленному восприятию предметов и явлений окружающего мира с помощью осязания, слуха и остаточного зрения;
формирование с помощью педагога мыслительных операций сравнения, анализа и обобщения, развитие образного и логического мышления, а также связной речи;
самое широкое применение специальных средств наглядности в учебном процессе;
преодоление вербализма в речи детей, формализма в усвоении знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе.
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Данная программа реализуется через следующие методы и формы:
обучение на интересе, на успехе, на доверии;
адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
взаимообучение, диалогические методики;
комментированные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Место учебного курса в учебном плане

Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение русского языка в четвёртом классе отводится 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- формулировать с помощью учителя тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

Содержание учебного курса

Повторение изученного материала (9 ч)

Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Предлог. Однородные члены предложения.

Склонение имён существительных. Три склонения имён существительных (13 ч)

Три типа склонения имён существительных (1-ое склонение – существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я; 2-ое склонение – существительные мужского рода без окончаний и среднего рола с окончаниями -о, -е; 3-ье склонение – существительные женского рода с -ь (мягким знаком) на конце.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений (21 ч)

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонений в единственном числе (кроме имён существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Управление как вид связи слов в словосочетаниях (общее понятие).
Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах.

Множественное число имён существительных (11 ч)

Склонение имён существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных, употреблять их в речи.

Имя прилагательное.
Правописание родовых окончаний имен прилагательных (4 ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении, основные функции в речи.

Склонение имён прилагательных (2 ч)

Склонение имён прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имён прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в словосочетании (общее понятие).

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (16 ч)

Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имён прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода
(10 ч)

Правописание гласных в безударных падежных окончаниях имён прилагательных женского рода.

Склонение имен прилагательных во множественном числе (8 ч)

Склонение и правописание имён прилагательных во множественном числе.

Повторение изученного
об имени прилагательном и имени существительном (2 ч)

Употребление имён прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

Местоимение.
Понятие о местоимении. Правописание местоимений с предлогами. (11ч)
Местоимение как часть речи. Местоимение 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения).

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

Глагол. (45 ч)

Общее понятие (1 ч)

Особенности глагола как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными.

Изменение глаголов по временам (5 ч)

Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Неопределённая форма глагола (4 ч)

Общее понятие о неопределённой форме глагола как начальной.

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) (3 ч)

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

I и II спряжение глаголов (2 ч)
Глаголы I спряжения имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, (-ют); II спряжения -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, (-ят).

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (14ч)

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Мягкий знак (Ь) после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? что делать?

Глаголы-исключения. (3ч)
Глаголы-исключения.

Правописание глаголов в прошедшем времени (13 ч)

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Наблюдения за употреблением при глаголах имён существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов.

Повторение в конце учебного года (18ч)

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово – единица языка и речи. Грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание безударных гласных парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных и имён прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.
Примерный учебно-тематический план

Наименование разделов
Всего часов
Контрольные работы

1
Повторение изученного материала
9


Имя существительное. Склонение имён существительных.

3
Три склонения имён существительных
13
1

4
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений
21
2

5
Множественное число имён существительных
11
1

Имя прилагательное.

6
Правописание родовых окончаний имён прилагательных
4


7
Склонение имён прилагательных
2


8
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода
16
1

9
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода
10
1

10
Склонение имён прилагательных во множественном числе
8


11
Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном
2


12
Местоимение. Понятие о местоимении. Правописание местоимений с предлогами.
11
1

Глагол.

14
Глагол. Общее понятие
1


15
Изменение глаголов по временам
5


16
Неопределённая форма глагола
4
1

17
Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)
3


18
I и II спряжение глаголов
2


19
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
14
1

20
Глаголы-исключения
3


21
Правописание глаголов в прошедшем времени
13
1

22
Повторение в конце учебного года
18
1


Итого
170
11


Контрольные работы:
входная.
Повторение.
текущие и тематические:
Три склонения имён существительных.
Правописание окончаний имён существительных.
Множественное число имён существительных.
Правописание окончаний имён прилагательных и имён существительных.
Местоимение.
Глагол. I и II спряжение глаголов.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)

Примерное количество слов для словарных диктантов:
4 класс – 12 – 15 слов;

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
класс, в конце первого полугодия 50 – 60 слов
класс, в конце года 60 – 70 слов
Планируемые результаты изучения учебного курса
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
изученные части речи и их признаки;
признаки однородных членов предложения.
Учащиеся должны уметь:
находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (60 – 70 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имён существительных и имён прилагательных, личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени, Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
производить фонетический разбор слов;
производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имён существительных; начальная форма, род, падеж, число имён прилагательных; начальная (неопределённая) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

Учащиеся должны овладеть:
синтаксическим разбором предложения;
фонетическим разбором слов;
морфологическим разбором частей речи в пределах программы;
разбором слов по составу.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
Недочёты:
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все её отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей с задержкой психического развития, поэтому, при оценивании, к каждой работе нужно подходить индивидуально (учитывать все заболевания и возможности ребёнка).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 2 ошибка, 2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
правильный ответ – 2 балла
правильный неполный ответ - 1 балл
неправильный ответ – 0 баллов
задания повышенной сложности оцениваются в 3 балла

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.

















Контрольно-измерительные материалы
по русскому языку

























Входной тест по русскому языку
4 в класс
Фамилия, имя __________________________________________

1. Укажи слова соответствующие схеме:

подоконник загрузка полив перекресток цветок выдумщик

2. Укажи слова с непроизносимой согласной:

доблес... ный ужас... но извес... ность сер... це опас... ный чудес... ный

3. Укажи слова с безударной гласной, проверяемой ударением:

зверёк лопата заяц словечко медведь трава

4. Укажи слова, в которых « ЗА» - является частью корня:

забег забота заря залп записать

5. Укажи слова с предлогами:

(у)окна (с)прыгнул (на)рисовал (на)дворе (в)сумке (по)бережье


6. Укажи существительные единственного числа, которые отвечают на вопрос кто?

повара учительница учебник котёнок муравьи улица

7. Укажи прилагательные мужского рода:

цветное тихая молодой новый холодная хороший

8. Укажи глаголы прошедшего времени:

рисовал играет сшила наелся сбережёт светило

9. Укажи раздельное написание:

(на)крыть (не)болеть (у)берега (до)чигать (не)спеши (за)бросить

10. Укажи слова, у которых на концe пишется мягкий знак:

плащ... мелоч.... мыш... чиж... сноп.... степ...

11. Укажи слова, которые пишутся с разделительным Ъ знаком:

в... юга с....езд б...ётся об... явление с... ёмка обез... яна

Промежуточный тест по русскому языку
4 в класс
Фамилия, имя учащегося_____________________________________________
1. Найди главные члены в предложении 
Порыв ветра разметал листву.




(
1) ветра разметал


(
2) порыв ветра


(
3) порыв разметал


(
4)  разметал листву

2. Перед какими союзами между однородными членами ставятся запятые?




(
1) только перед НО


(
2) перед И


(
3) перед А, НО


(
4) только перед А.

3. Найди ошибку в правописании безударного окончания существительного




(
1) на асфальте


(
2) к клетки


(
3) около собаки


(
4) без шали

4. Найди ошибку в определении падежа 




(
1) в театре (Р.п.)


(
2) за деревом (Т.п.)


(
3) по пустыне (Д.п.)


(
4) из тетради (Р.п.)

5. Как называются слова типа ПАЛЬТО, МЕТРО, РАДИО, КИНО? 




(
1) никак


(
2) несклоняемые существительные


(
3) части речи


(
4) интересные слова

6. В каком предложении нет однородных членов?




(
1) Мыши, кроты, землеройки  живут в корнях деревьев.


(
2) Из кукурузы делают крахмал, муку, крупу.


(
3) Осенью ребята запаслись желудями, шишками, семенами


(
4) Из облаков собираются тучи, из туч идёт дождь.


7. В какой строке все существительные относятся к одному склонению? 




(
1) юноша, мама, мать


(
2) дерево, солнце, холм


(
3) ремень, огонь, лошадь


(
4) дочь, печь, окунь

8. Что такое тема текста?




(
1)  то, о чём говорится в тексте


(
2) его абзацы


(
3) все предложения


(
4) его план

9. В какую группу входят только однокоренные слова к слову СМЕШНОЙ?




(
1) мешать, меховой, посмеяться


(
2) смех, смешной, мешок


(
3) поместить, помехи, смеяться


(
4) смешинка, смех, насмешить

10. Найди лишнее (смотри состав слова)




(
1) перевозка


(
2) пришкольный


(
3) лесник


(
4) пробежка

11. Какие буквы нужно вставить в данные слова?
Обвнять, чродейка, вспминать, вычслять




(
1) е, е, а, и


(
2) е, и, о, е


(
3)  и, о, а, е


(
4)  и, а, о, и

12. Укажи правильный вариант определения падежей  имён существительных в предложении 
В лучах утреннего солнца сверкают крохотные капельки росы.




(
1) И, В, Д, Т


(
2) П, Р, И, Р


(
3) В, П, Р, И


(
4) П, Т, И, Д


Итоговый тест по русскому языку
4 в класс
Фамилия, имя_________________________________________

1).Укажите ошибку в ударении:
А) жАворонок Б) дОсуг В) Изредка Г) хозЯева

2). В каком слове есть согласный твёрдый звук [Б] ?
А) гриб Б) голубь В) баранки Г) бег

3). В каком трёхсложном существительном звуков больше, чем букв?
А) въехали Б) ералаш В) ельники Г) вежливый

4). В каком примере слово серебряный употреблено в переносном значении?
А) Платье принцессы украшал серебряный пояс.
Б) Серебряный кинжал достался ему по наследству от деда.
В) Слуга чистил серебряный подсвечник.
Г) Серебряный голосок девочки слышался издалека.

5). В каком предложении нет глагола?
А) Март на дворе.
Б) Весна спорит с зимой.
В) Днём сильно пригревает солнышко.
Г) Ночью бывают заморозки.

6). Какое существительное изменяется по числам?
А) ножницы Б) клещи В) молотки Г) щипцы

7). Укажите склонение и падеж существительного около рощицы
А) 2 скл., предложный падеж Б) 2 скл., родительный падеж
В) 3 скл., предложный падеж Г) 1 скл., родительный падеж

8). В каком существительном пишется окончание –Е?
А) деревья на алле Б) щепотка сол
В) после дождливой осен Г) у дальней рощ

11). В окончании какого имени прилагательного на месте пропуска пишется буква И ?
А) по летнму небу Б) на соседн..й улице
В) лёгкм ветерком Г) утреннй зарёю

12). В каком примере оба слова пишутся с Ь на конце?
А) Воронеж, дрожиш Б) гуаш, нарисуеш
В) карандаш, пустош Г) крепыш, стрич

13).В каком глаголе пишется окончание –ЯТ ?
А) робе Б) ищ В) стро Г) рису

14). Какая пара слов является словосочетанием?

В зоопарке ребята ухаживают за животными, чистят вольеры и клетки.

А) вольеры и клетки Б) чистят клетки В) в зоопарке Г) ребята ухаживают

15). Найдите вопросительное предложение в тексте. Укажите его номер.
(1)У русского народа есть много пословиц и поговорок, связанных со словом лад (2) Например: «Сядем рядком, да поговорим ладком», «С кем мир да лад, так тот мне брат» (3) Что же означает это слово (4) Лад – это согласие, порядок, мир

Прочитай текст. Выполни задания.

При раскопках археологи находили кусочки берёзовой коры – бересты. Им было по нескольку сотен лет! Когда их осторожно, с большим трудом развернули, учёные увидели, что на них нацарапаны слова. Написаны они, оказалось, на том древнем русском языке, на котором разговаривали сотни лет назад. Это были не государственные договоры, не царские указы, а обыкновенные письма и даже записки. Найдены сотни берестяных грамот – так в древности называли письма и документы.
Значит, были на Руси грамотный, изобретательные люди. Они придумали свой собственный российский «папирус». Чтобы береста приобрела прочность и эластичность, её кипятили. Чтобы грамотка получилась ровная, обрезали по краям. Буквы на ней процарапывали, выдавливали железным или костяным стержнем, который называли «писало».

16). Зачем бересту кипятили?
А) Чтобы получилась ровная грамотка.
Б) Чтобы она была прочной и гибкой.
В) Чтобы на ней можно было писать.
Г) Чтобы была красивой

17). Какое название наиболее точно отражает содержание текста?
А) Царские указы Б) Грамотные люди
В) Российский «папирус» Г) Буквы выдавливали «писалом»

18). В каком словаре можно найти значение слова ПАПИРУС?
А) В русско-английском словаре.
Б) В словаре фразеологизмов.
В) В орфографическом словаре.
Г) в толковом словаре.

ДИКТАНТЫ

Входной контрольный диктант
по теме: Повторение

Ёжик.
Бежит через лесную полянку ежик. Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. В кружки свились скользкие змейки. Трудно находить и жучков.
В осенние дни готовит хлопотливый ежик жилище на зиму. Ночью и днем таскает он в нору мягкий мох, душистые листочки. Придёт зима. Накроет его нору глубокий сугроб. Под пушистым одеялом тепло ему.
(54 слова)
Слова для справок: ящерки, жилище.

Грамматическое задание:
Третье предложение разобрать по членам. Указать части речи.
Определить падеж существительных в первом предложении.

Контрольный диктант
(Склонение имён существительных)

Чудесная ёлка.
Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю, кусты и деревья. На полянке одиноко стояла молодая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили крепкий кочан капусты. Утром над ёлкой весело кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались сладкой морковкой.
(55 слов)

Слова для справок: прикрепили, положили.

Грамматическое задание:
Из последнего предложения выписать все словосочетания.
Выписать из текста по два существительного 1-го, 2-го,3-го сконения.

Контрольный диктант
(Правописание окончаний существительных)

Скоро зима.
Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Кусты и деревья давно сбросили листья. Они пожелтели от осенних дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами. Иногда от елки к елке перелетают птицы. Протяжно и грустно свистит в ельнике рябчик. Лес угрюм. Но скоро он станет иным. Весь посветлеет, оденется в снежный убор. На чистой белой скатерти отпечатается цепочка звериных и птичьих следов. Они о многом могут рассказать человеку.
(По Г. Скребицкому)
(67 слов)
Слова для справок: оденется, отпечатается.
Грамматическое задание:
В четвёртом предложении определить падеж имён существительных.
Разобрать по составу: сбросили, ельнике.

Контрольный диктант
(Множественное число имён существительных)

Лебеди.
Настала осень. Листья на деревьях пожелтели и побурели. Сердитый ветер кружил их по воздуху. Стало очень холодно. Тяжелые тучи сыпали на землю град, снег, дождь. Раз под вечер из-за леса показалась стая чудных птиц. Они были белые, как снег. У них были длинные и гибкие шеи. Это оказались лебеди. Птицы взмахнули великолепными крыльями. Они летели с холодных лугов в теплые края. От прекрасных лебедей нельзя было оторвать глаз.
(69 слов)
Грамматическое задание:
В предпоследнем предложении определите падеж имён существительных.
Разберите по составу слова: чудных, пожелтели, землю.

Контрольный диктант
(Правописание окончаний имён прилагательных и имён существительных)
Солнце.
Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке. Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. (69 слов)
Слова для справок: из-за, выплыло,
Грамматическое задание:
Третье предложение разобрать по членам.
Подчеркнуть прилагательные в тексте.

Контрольный диктант
(Правописание окончаний имён прилагательных)

Зимняя ночь в лесу.
По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В тёмном высоком небе зажглись яркие звёзды.
Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.
Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк.
Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
(79 слов)
Слова для справок: заяц-беляк, видит.
Грамматическое задание:
1) Разобрать по членам;
1-й вариант - первое предложение. 2-й вариант - третье предложение.
2) Определить падеж прилагательных в третьем абзаце.

Контрольный диктант
(Местоимение)

Олени.
Из кустов осторожно вышел олень. Никита протянул оленю руку. На ладони мальчика лежала соль. Рогач оглядел нас. За оленем вышла стройная олениха. Тут выбежал и оленёнок. Он лизнул ладонь Никиты. Папаша с мамашей заволновались. Но соль манила. Вскоре всё семейство облизывало ладонь Никиты. Я оглядел местность. Шумно с ёлки на ёлку перелетела птица. По узкой тропинке ползли муравьи. Вдруг из кустов появился еще один олень с короткими рожками. Я долго кормил его солью.
(72 слова)
Слова для справок: рогач, олениха, оленёнок, облизывало.
Грамматическое задание:
Подчеркнуть в тексте все местоимения.
Разобрать по составу слова: протянул, выбежал.

Контрольный диктант
(за III четверть)
Лисий след.
Мы заметили следы лисицы. Любимым местом плутовки была река. Часто ее след тянулся к полынье. Мы наблюдали за лисой с берега. Цепочка ее следов тянулась от лунки к лунке. Здесь она находила рыбку, остатки завтрака рыбаков. Прошла неделя. Мы снова встретились с лисой и заметили, что плутовка прошла мимо кустарников по шоссе и повернула к окраине деревни. Вдруг на снегу мы обнаружили куриные перья. Мы посочувствовали хозяйке.
(67 слов)
Слова для справок: заметили, полынья, снова, посочувствовали.
Примечание. Предупредить о постановке запятой перед словом что.
Грамматическое задание:
Первое предложение разобрать по членам, указать часть речи.
Разобрать по составу слова: находила, лисой, следы.

Контрольный диктант
(Правописание глаголов в прошедшем времени)
Весенний звон.
      Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края  журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы. (71 слово)
Слова для справок: долгого, возвратились, осмотрели.
Грамматические задания:
Разобрать первое предложения по членам, указать части речи
Выписать три глагола в прошедшем времени.
Контрольный диктант
(Глагол.)

Морозко.
Послала мачеха девушку в лес за хворостом. Мороз трещит. Ветер воет. Остановилась девушка под высокой елью. Вдруг послышался шум и треск. Это пролетел по ельнику Морозко. Он подошел к девушке. Она рассказала ему, кто послал ее в лес. Морозко попросил девушку сшить ему рубаху. Всю ночь она шила ее. Взглянул Морозко на рубашку, похвалил девушку за работу. Подарил он ей соболью шубку, повязал узорный платок, вывел на дорогу.
(68 слов)
Слова для справок: подошел.
Грамматические задания:
Определить время и спряжение глаголов: послала, трещит, вывел.
Разобрать первое предложение по членам, указать части речи.
Итоговый контрольный диктант
Сад. Наш дом стоял в прекрасном саду. На клумбе росли чудесные цветы. Это были колокольчики. Они весело звенели от ветерка. Вдоль дорожки росли ромашки. Мохнатый шмель подлетал к ним и громко жужжал. Сад тянулся далеко. За садом начинался лес. Этот лес подходил к самой речке. В густых кустах жил соловей. Каждый вечер он пел свою чудесную песню. Люди слушали соловья и улыбались. В этой песне было много тепла и радости. (70 слов) Слова для справок: колокольчики, жужжал.
Грамматические задания:
Во втором предложении определить падеж имён существительных.
Четвёртое предложение разобрать по членам, указать части речи.



ДИАГНОСТИКА
УРОВНЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
учащихся класса
школы-интерната №91
г. Ульяновска
за 2015-2016 учебный год
Учитель: Л. Ю. Башкатова



Фамилия, имя
Задания
Кол-во баллов
Уровень
























































































































Оценка записывается условным обозначением:
Правильный ответ (2 балла);
Правильный неполный ответ (1 балл);
Неправильный ответ (0 баллов).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Максимальное количество баллов – баллов
96 – 100% ( баллов) – высокий уровень
75 – 95% ( баллов) – выше-среднего уровень
50 – 74% ( баллов) – средний уровень
менее 50% (ниже баллов) – низкий уровень

В классе _______ учеников
Уровни
Кол-во человек
Усвоение материала %
Качество знаний - %
СОУ % : ( 1 + ( 0,64 + ( 0,36 + ( 0,16 ( 100%


Высокий





Выше-среднего





Средний





Низкий





13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
КОНТРОЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
учащихся класса
школы-интерната №91
г. Ульяновска
за 2015-2016 учебный год
Учитель: Л. Ю. Башкатова


Контрольные
диктанты




Фамилия, имя














































































































«5»












«4»












«3»












«2»












Кол-во человек












Качество знаний %












СОУ %













СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ДИАГНОСТИК
УРОВНЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
учащихся класса
школы-интерната №91
г. Ульяновска
за 2015-2016 учебный год
Учитель: Л. Ю. Башкатова


тест


Фамилия, имя
Входной
Промежуточный
Итоговый







































Диагностики


Уровни
Входной тест
Промежуточный тест
Итоговый тест


Кол-во человек
Усвоение материала %
Кол-во человек
Усвоение материала %
Кол-во человек
Усвоение материала %

Высокий «5»







Выше-среднего «4»







Средний «3»







Низкий «2»








13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415























АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ДИКТАНТ) КЛАССЕ
ЗА 2015 – 2016 УЧ. Г.

ДАТА
КОЛ-ВО УЧ-СЯ
%

1.
Количество уч-ся в классе



2.
Количество уч-ся, выполнявших работу



3.
Справились с работой (получили положительную отметку)



4.
Выполнили всю работу безошибочно




с 1-2 ошибками




с 3-5 ошибками




Допустили более 6 ошибок



5.
Ошибки, допущенные в диктанте
1) Орфограммы и пунктограммы




Оформление предложения




Пропуск, замена, вставка букв




Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных




Перенос слов




Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн




Большая буква в именах собственных




Ь в конце и середине слова




Ь и Ъ разделительные




Двойные согласные




Звонкие и глухие согласные




Безударные гласные, проверяемые ударением




Непроверяемые написания




Непроизносимые согласные




Предлоги и приставки




Существительные с шипящими на конце (плащ, дочь)




Родовые окончания имен прилагательных




НЕ с глаголами




Прочие ошибки




2) Сформированность каллиграфического навыка:




- полностью соответствует требованиям




- соответствует частично




- письмо аккуратное, чистое




3) Сформированность навыка самоконтроля:




- исправили все допущенные ошибки




- часть ошибок




4) Выполнение грамматического задания









- правильно выполнили грамматическое задание




- допустили ошибки




- не справились с заданиями




- не приступили к выполнению заданий









- правильно выполнили грамматическое задание




- допустили ошибки




- не справились с заданиями




- не приступили к выполнению заданий



6.
Количество уч-ся, выполнивших диктант на: «5»




«4»




«3»




«2»



7.
Фамилии уч-ся, получивших «2»

8.
Успеваемость



9.
Качество знаний



10.
СОУ: ( 1 + ( 0,64 + ( 0,36 + ( 0,16 ( 100% : n



Учитель: Л.Ю. Башкатова



Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учащихся:

Основная:
Рамзаева Т. Г. Русский язык 4 класс, М.: Дрофа, 2013
Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе: Справочник к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1 – 4 классов. – М.: Дрофа, 2012

Дополнительная:
Пасынок Ю. Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 4 класс (часть 1) – Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ, 2009
Пасынок Ю. Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 4 класс (часть 2) – Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ, 2010
Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2008
Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2011
Правила русского языка: Орфограммы для учащихся 1 – 6 классов / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2008
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 4 класс. – М.: Астрель, 2009
Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по русскому языку: 4 класс. – М.: Астрель, 2010
Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2009
Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2009
Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2009
Ушакова О. Д. Все виды разбора по русскому языку 1 – 4 классы- СПб: Литера, 2012
Арбатова Е. А. Русский язык. Самые сложные правила в таблицах и схемах. - СПб: Литера, 2011

Пособия для учителя:

Гараева Я. Ш. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М.: ВАКО;
Голубь В. Т. Уроки обучения русскому языку в 4 классе. – Воронеж: ТЦ «Учитель»
Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2011
Пасынок Ю. Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 4 класс (часть 1) – Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ, 2010
Пасынок Ю. Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 4 класс (часть 2) – Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ, 2010
Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. – М.: Первое сентября, 2011
Рамзаева Т. Г. Русский язык. 4 класс: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2009
Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2011

Дидактические материалы:

Схема синтаксический разбор предложения
Схема фонетический разбор слова.
Схема разбора слова по составу.
Схема морфологический разбор слова.
Схема однокоренные слова
Схема однородные члены предложения.
Схема части речи.
Схема три склонения имён существительных.
Схема безударное падежное окончания существительных 1,2,3 склонения.
Схема окончания имён существительных во множественном числе.
Схема правописание родовых окончаний имён прилагательных.
Карточки со словарными словами.
Карточки изучаемых орфограмм.
Карточки с падежами.
Плакат алфавит.
Иллюстрации сказочных героев.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
Таблицы для учащихся по русскому языку.
Карточки для парной, групповой и индивидуальной работы.
Наборы предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку.
Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический, словообразовательный.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ по русскому языку.
Альбомы со скороговорками и пословицами.
Программы информационно-компьютерной поддержки учебного процесса
(мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий,
учебно-развивающие программные среды):

Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс.

Презентации:
Тренажёры.
Тематические презентации к урокам
Офтальмологический тренажёр.

Оборудование и приборы:

Классная (магнитная) доска.
Технические средства обучения (экран, ноутбук, проектор).
Набор букв.
Сигнальные карточки.
Наборы муляжей овощей и фруктов.
Наборное полотно.
Демонстрационная линейка.
Настольные развивающие игры.
Индивидуальные оптические средства коррекции (лупы, телескопические очки и др.).
Программным обеспечением «JAWS».
Электронный ручной видео-увеличитель «Optic Zoom».
Электронный увеличивающий сканер-блокнот МТ- 130.
Электронная увеличивающая лупа.














13PAGE 15


13PAGE 142715




 hЂ‚†€ЉЦЪЬЮь
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ДЖ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·о кЊ° ‚„†€кRoot EntryArial Cyrґ ґ _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"ґ
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Высокий