Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе 7.1 для детей ЗПР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
имени Хрусталева Николая Титовича»
Бахчисарайского района Республики Крым
 
 
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
Подпись____ Суржикова Ж.И.
Протокол № 3
от «02» ноября 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Подпись_______Томчак А.А.


«_____»___________2016 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Подпись ___ Паша С.Н.


Приказ №_____
от «11» ноября 2016 г.





АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(ВАРИАНТ 7.1)
ДЛЯ УЧЕНИКА 2 – А КЛАССА
АБЛЯМИТОВА АБЛЯЗА
НА 2016/ 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД



КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: В НЕДЕЛЮ 4 ; ВСЕГО ЗА ГОД 136
УЧИТЕЛЬ СУРЖИКОВА ЖАННА ИВАНОВНА
КАТЕГОРИЯ ПЕРВАЯ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК
«Литературное чтение» (1-2ч.) Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М. В. Головановой,
(УМК «Школа России») ФГОС, «Просвещение»- 2014.


п.Куйбышево, 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ




Пояснительная записка
2 - 3


Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
3 - 6



Место предмета в учебном плане
6


Планируемые результаты освоения учебного материала
6 - 13


Содержание учебного курса
14


Тематический план
15


Календарно-тематическое планирование
15 - 19





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная адаптированная рабочая коррекционно-общеобразовательная программа по литературному чтению составлена на основании следующих нормативных документов:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Примерной основной образовательной программы начального общего образования одобренной (протоколом от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Приказа о внесении изменений ФГОС ООО от 17.12. 2010 №1897 от 31.12.2015
Письма Минобрнауки России "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" от 07.06.2013 N ИР-535/07
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ «Куйбышевская СОШ им. Хрусталева Н.Т.» Бахчисарайского района Республики Крым (приказ от 11.11.2016г. № 482).
Коллегиального заключения центрального психолого-медико-педагогической комиссии от 28.10.2016г. №57
Рабочая программа составлена на основе примерной программы НОО (протокол от 08.04.2015г. № 1/15)
Учебный курс «Литературное чтение» является разделом предмета «Русский язык». Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;
преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Литературное чтение» является один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям. Овладение навыками правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью чтения.
При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении. Работа на уроках направлена на отработку навыков чтения. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.
На уроках литературного чтения расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. С помощью учителя первоклассники с ЗПР учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.
Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся правильному интонированию при чтении.
Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.
В процессе реализации данного учебного предмета во 2 классе у младших школьников с ЗПР продолжается работа по совершенствованию навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения.
Умение различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Умение отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком. Умение передавать различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный или краткий пересказ, умение построить текст-описание, рассказать о событии, выразить свою точку зрения – всё это является одним из необходимых условий успешного обучения.
Для обучающихся с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России». В ходе обучения младший школьник совершенствует навыки правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения, уточняет и обогащает словарный запас, учится анализировать содержание прочитанного текста, самостоятельно строить учебное высказывание.
При реализации программы я использую разнообразные методы и методические приёмы:
Выстраиваю материал урока таким образом, чтобы каждое последующее задание вытекало из предыдущего (для преодоления сложности в переключении внимания с одного задания на другое).
Соблюдаю в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.
Урок планирую так, чтобы мальчику были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника.
Оказываю мальчику помощь в планировании учебной деятельности.
В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.
Использую дополнительные наводящие вопросы, особое значение придаю практической направленности изучаемого материала, опираюсь на жизненный опыт ребёнка.
Использую наводящие вопросы при повторении пройденного и изучении нового материала.
Коллективно составляем план устного и письменного ответа.
Ежедневно провожу словарную работу: объясняю трудные для понимания и написания слова, словосочетания, формулировки.
При изучении учебного материала использую наглядность: картинные планы, опорные, обобщающие схемы, карточки – помощницы.
При выполнении самостоятельных заданий оказываю направляющую помощь (ссылка на таблицу, правило, записи в тетради).
Особое внимание уделяю самопроверке, учу оценивать свою работу, объяснять, почему ту или иную работу он считает лучшей. Проверку заданий осуществляем по алгоритму.
Обучаю приемам умственной деятельности и учебной работы; применяю проблемно-поисковые методы обучения.
Дифференцирую задания с целью предоставления возможности освоения посильного для восприятия обучающимися материала соответственно их способностям и возможностям, для организации коррекционной индивидуальной работы.
Использую выборочное чтение.
«Рисуем словесные картины» к произведению.
Знакомлю с новыми книгами, предназначенными для детского чтения, и с их авторами.
При планировании уроков использую рекомендации педагога-психолога и логопеда.
Для предупреждения быстрой утомляемости переключаю ребенка с одной деятельности на другую.
Огромное значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы. Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника пробуждается интерес к чтению, желание им овладеть, совершенствуется связное высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет «Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного материала. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения. Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на уроках «Окружающий мир».
Кроме того, изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции мыслительной деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с ЗПР совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР.
Роль предмета велика для реализации различных программ внеурочной деятельности, в частности, для программы духовно-нравственного развития, так как изучаемые произведения преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети начинают осознавать красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их оценивать.
Предмет «Литературное чтение» связан с курсом коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия», поскольку следует своевременно заметить признаки специфических нарушений чтения и совместно с логопедом работать над преодолением дислексии.
Связь с курсом «Психокоррекционные занятия» заключается в общности понимания роли чтения для эмоционального развития ребенка, преодоления нарушений поведения. При усвоении программного материала по учебному предмету «Литературное чтение» учащиеся овладевают определенными умениями и способами деятельности: учатся умению ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку. В процессе работы над текстами обеспечивается возможность планирования и регуляции поведения обучающегося, создаются условия развития личности в целом.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа и материал данного предмета рассчитан на 136 часов в год, 4 часов в неделю.
1четверть – 32 часов (8 недель)
2 четверть – 28 часов (7 недель)
3 четверть – 44 часа (11 недель)
4 четверть – 32 часа (8 недель)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по перечисленным ниже параметрам.
В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:
овладение навыком плавного, беглого, выразительного чтения;
понимание содержания прочитанного.
В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:
накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.
В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:
развитие умения сопереживать героям;
выражение собственного отношения к содержанию прочитанного.
В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:
осознание цели речевого высказывания;
планирование самостоятельного высказывания;
грамотное оформление собственного высказывания с помощью языковых средств.
В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста;
овладение элементарными приемами анализа прочитанного;
актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
формирование потребности в систематическом чтении.

Личностные
на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «», «?»);
фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные
Учащиеся научатся:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 56 предложений;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Учащиеся получат возможность научиться:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 78 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся
вступать в общение в параллельной группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 56 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 12 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (56 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (78 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 34 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (67 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений.
Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературе
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
находить в произведении средства художественной выразительности;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
1)формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальным навыком адаптации к школе к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Овладении навыков смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникаций и составления текстов в устной и письменной форме;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления причинно- следственных связей, построения рассуждений;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Осознание значимости чтения для личного развития ; формирование представления о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
Достижении необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно – познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героя;
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельную краткую аннотацию;
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстрации, личного опыта




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса рассчитана на 34 рабочие недели,4 часа в неделю, 136 часов в год (из них 4 часа резервных). Уроки внеклассного чтения - 1 раз четверть
Вводный урок
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой. Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п
Название раздела и тем
Учебные часы
Контрольные работы
Практическая часть

1
Вводный урок по курсу литературное чтение.
1 ч.



2
Самое великое чудо на свете.
4 ч

Проект- 1

3
Устное народное творчество. Сказки
15ч.
1


4
Люблю природу русскую.
8ч.
1
В /ч -1

5
Русские писатели.
14ч
2


6
О братьях наших меньших.
12ч.
1


7
Из детских журналов.
9ч.
1
Проект- 1, в /ч-1

8
Люблю природу русскую. Зима.
9ч.
1


9
Писатели детям.
17ч.
1


10
Я и мои друзья.
18ч.
1
В /ч-1

11
Люблю природу русскую. Весна.
11ч.
1


12
И в шутку и всерьез.
9ч.
1


13
Литература зарубежных стран.
5ч.

В /ч-1




Т.-7
Итоговых к.р.-4
6


Итого
133часа+3ч резервных

Проект- 2
В /ч -4




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 семестр


№ п/п

Дата
Тема урока


Элементы содержания урока

План
Дата
План
Факт



62

11.01

А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадки»
Ориентирование в детских журналах. Нахождение нужной информации по заданной теме.
Создание собственного журнала Составление своих рассказов и стихотворений для детского журнала.

63

12.01

Обобщение по разделу «Из детских журналов». Проект «Мой любимый журнал».


64

16.01

Проверим себя и оценим свои достижения. Разноцветные страницы. Тест.




Люблю природу русскую. Зима.

65

17.01

Люблю природу русскую. Зима.
Прогнозирование содержания раздела. Определение содержания по названию стихотворения. Отработка выразительного чтения, отражая настроение стихотворения.
Сравнение произведений разных поэтов на одну тему. Подбор слов, близких по значению. Устное рисование «словесной картины».



66

18.01

Стихи о первом снеге.


67

19.01

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою»


68

23.01

С. Есенин «Поет зима – аукает», «Береза». Наизусть.


69

24.01

Сказка «Два Мороза»


70

25.01

С. Михалков «Новогодняя быль»


71

26.01

А. Барто. «Дело было в январе»


72

30.01

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Проверим себя и оценим свои достижения. Разноцветные страницы. Тест.
Ориентировка в группе книг (2–4). Определение темы произведения. Выбор книги по заданной теме. Тест.

73

31.01

Игра « Поле чудес»
Игра. Повторение изученного




Писатели – детям.

74

01.02

Писатели детям.

Прогнозирование содержания раздела. Нахождение в тексте подтверждения своему ответу. Обсуждение содержания прочитанного. Уточнение значений слов и выражений. Подбор слов, близких по значению. Устное рисование «словесной картины». Выразительное, с соблюдением правильных интонаций, чтение стихотворения наизусть. Объяснение лексического значения некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.
Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним.

75

02.02

К. Чуковский «Путаница»



76

06.02

К. Чуковский «Радость»



77

07.02

К. Чуковский «Федорино горе»



78

08.02

К. Чуковский «Федорино горе»



79

09.02

С. Маршак. «Кот и лодыри»


80

13.02

С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»


81

14.02

С. Михалков « Мой щенок»


82

15.02

А. Барто «Веревочка»


83

16.02

А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу»


84

20.02

А. Барто «Вовка - добрая душа»


85

21.02

Н.Носов «Затейники»

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Читать тексты в паре, про себя.
Уточнение значений слов и выражений. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.
Практическое деление текста на части по вопросам. Определение последовательности предложений в тексте.

86

22.02

Н. Носов «Живая шляпа»



87

27.02

Н. Носов «Живая шляпа»



88

28.02

Н. Носов «На горке»



89

01.03

Н. Носов «На горке»


90

02.03

Обобщение по разделу «Писатели – детям». Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговая работа
Ориентировка в группе книг (2–4). Определение темы произведения. Выбор книги по заданной теме. Итоговая работа.



Я и мои друзья .

91

06.03

Внеклассное чтение №3: Я и мои друзья.
Чтение и анализ произведений. Ориентирование в группе книг. Определение с помощью учителя основной мысли прочитанного. Нахождение в выделенном отрывке слов и выражений, ярко характеризующих героя. Рассказывание по прочитанному произведению.
Рассматривание и чтение книг детских писателей

92

07.03

Стихи о дружбе и обидах.

Чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; исправляя ошибки при повторном чтении текста. Объяснение нравственного смысла произведений. Называние действующих лиц, оценивание их поступков. Составление рассказа на основе прочитанного.
Уточнение значений слов и выражений.
Определение последовательности предложений в тексте. Пересказ небольшого текста с помощью вопросов.

93

09.03

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»



94

13.03

Ю. Ермолаев «Два пирожных»



95

14.03

В. Осеева «Волшебное слово»



96

15.03

В. Осеева «Волшебное слово»



97

16.03

В. Осеева «Хорошее»



98

20.03

В. Осеева «Почему?»


99

21.03

Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Проверим себя и оценим свои достижения. Тест
Ориентировка в группе книг (2–4). Определение темы произведения. Выбор книги по заданной теме. Тест

Люблю природу русскую. Весна.

100

22.03

Люблю природу русскую. Весна.
Прогнозировать содержание раздела. Чтение стихотворений с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить красоту. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ.Уточнение значений слов и выражений.

101

23.03

Стихи Ф. Тютчева о весне . Наизусть


102

03.04

Стихи А. Плещеева о весне. Наизусть по жел.


103

04.04

А. Блок «На лугу»


104

05.04

С. Маршак «Снег теперь уже не тот»


105

06.04

И. Бунин «Матери»


106

10.04

А. Плещеев «В бурю»


107

11.04

Е. Благинина «Посидим в тишине»


108

12.04

Э. Мошковская «Я маму мою обидел»


109

13.04

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».
Ориентировка в группе книг (2–4). Определение темы произведения. Выбор книги по заданной теме.

110

18.04

Проверим себя и оценим свои достижения. Разноцветные страницы. Тест
Тест. Создание собственной книги о весне

И в шутку и всерьез.

111

19.04

И в шутку и всерьез.
Знакомство с особенностями юмористических произведений. Чтение по ролям. Пересказ по опорным словам. Выразительное чтение. Нахождение в тексте подтверждения своему ответу. Чтение отрывков по иллюстрации. Называние действующих лиц, оценивание их поступков. Составление рассказа на основе прочитанного. Устное рисование «словесной картины». Практическое деление текста на части по вопросам. Определение с помощью учителя основной мысли прочитанного. Пересказ содержания прочитанного.
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.Анализ заголовка произведения. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Придумывать собственные весёлые истории. Уточнение значений слов и выражений.

112

20.04

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?»


113

24.04

Б. Заходер . Песенки Винни-Пуха


114

25.04

Э. Успенский «Чебурашка»


115

26.04

Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой»


116

27.04

Стихи Э. Успенского. Наизусть
по жел.


117

02.05

Стихи В. Берестова


118

03.05

Стихи И. Токмаковой


119

04.05

Г. Остер «Будем знакомы»


120

08.05

Г. Остер «Будем знакомы»


121

10.05

В. Драгунский «Тайное становится явным»


122

11.05

В. Драгунский «Тайное становится явным» (продолжение).


123

15.05

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез». Проверим себя и оценим свои достижения. Разноцветные страницы. Итоговая контрольная работа
Ориентировка в группе книг (2–4). Определение темы произведения. Выбор книги по заданной теме. Итоговая контрольная работа. Итоговая контрольная работа

Литература зарубежных стран.

124

16.05

Литература зарубежных стран.

Прогнозировать содержание раздела.
Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок.
Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты.
Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках: составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ.

125

17.05

Американские и английские народные песенки


126

18.05

Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»


127

22.05

Ш. Перро «Кот в сапогах»



128

23.05

Ш. Перро «Кот в сапогах»



129

24.05

Ш.Перро «Красная Шапочка»



130

25.05

Г.Х Андерсен «Принцесса на горошине»


131



Внеклассное чтение №4
Э. Хогарт «Мафин и паук»


132



Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»


133



КВН «Цветик-семицветик»



134



Резервный урок.



135



Резервный урок.



136



Резервный урок.











13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141915




15