Конспект урока литературы в 10 классе Любовь в романе И.С Тургенева Отцы и дети


Тема: « Любовь в романе И.С. Тургенева « Отцы и дети»»
Класс: 10
Цель урока: раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;
понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине
Тип урока: урок усвоения новых знаний ( анализ художественного произведения)
Задачи урока:
Образовательные:
1)продолжить формирование умений анализировать художественный текст; 2)аргументировано доказывать собственное суждение;
3)проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
4)обозначить злободневность произведения.
Развивающие:
1) развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
2совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
3)расширить круг ассоциаций;
4)развивать эмоциональную восприимчивость.
Воспитательные:
1)воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
2)показать вневременные рамки классического художественного произведения;
3)воспитывать художественный вкус;
4)воспитывать альтруистические ценности.
Планируемые результаты:
Предметные:
1)Знать особенности жанра романа: частная жизнь в исторической панораме; внутренний конфликт героя и общечеловеческие стороны в романе.
2)Определить, как   складываются отношения Базарова с окружающими и с самим собой. 3)Определить, в чём причины кризиса мировоззрения Базарова.
Личностные:
1)Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
1)Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
2) Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
3) Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Оборудование: компьютер; проектор; презентация Power Point; маршрутный лист урока для учащихся
ХОД УРОКА
Деятельность учителя Деятельность учеников
1этап : Организационный момент
1.1 Приветствие, ознакомление учащихся с маршрутными листами урока 2 этап: Актуализация знаний, формулирование темы урока
2.1 Эпиграф к сегодняшнему уроку вы можете прочитать на ваших маршрутных листах и на доске (слайд № 2). Прочитав его, подумайте, о чем мы сегодня будем рассуждать, какова тема нашего урока.
Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине .2.2 Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Напишем цифровой диктант, таблица для него есть в МЛ (далее маршрутный лист). Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”. Слушайте внимательно
(слайды № 3, 4).
Проверьте и выставите себе оценку в соответствии с предложенной шкалой
(слайд № 5).
Анализируют высказывание И.С. Тургенева, выказывают предположения относительно темы урока, формулируют тему урока
Цифровой диктант, самопроверка
3 этап: Изучение нового материала
3.1 В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.
В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Обратите внимание на слайд ( слайд 6), вам представлены персонажи. Ваша задача распределить их в соответствии с их сердечными привязанностями.
3.2 Теперь, когда мы вспомнили каким образом были распределены герои, давайте попробуем охарактеризовать их отношения. Обратите внимание на следующее задание, вам необходимо соотнести героев и характеристики.
3.3
Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?
Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа. Сделаем вывод о том, как герой относится к женщинам и любви в целом:
У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.
Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта женщина?
Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?
Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.
Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?
Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться.
Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.
Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.
Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это? ВЫВОД: Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой
Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви? А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?
Работа с маршрутным листом, задание 3.
Работа с маршрутными листами , задание 4.
Работа с текстом романа, подбор цитат, выписывание их в МЛ (задание 5). . Ребята приводят цитаты:
“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;
“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.
“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.
Анализируют цитаты и делают вывод об отношении героя к любви. Отвечают на вопросы учителя. Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).Пересказывают историю Одинцовой.
Работа с текстом:
“Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.
“Сердце у него действительно так и рвалось”.
“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, записывают их в маршрутный лист:
Зачитывается сцена объяснения (глава XVI).
С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.
4 этап: самостоятельная работа в парах
4.1 Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством
4.2 Мы с вами подробно рассмотрели отношения между Базаровым и Одинцовой. Следующее задание будет заключаться в том, чтобы вы самостоятельно в парах разобрали любовные истории других героев. Каждая пара может выбрать для себя тех персонажей и те отношения, которые для вас наиболее понятны.Работа в парах задание 6 в МЛ, представление собственных суждений
5 этап: Подведение итого, рефлексия, домашнее задание
5.1 Для того, чтобы повести итоги урока, я предлагаю вам ответить на вопрос : как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман “Отцы и дети”.
Правильно, для того, чтобы испытать героя, а также раскрыть его характер.
5.2 И последнее задание на сегодня, я хотела бы предложить вам оценить свою работу на уроке, перед вами (задание 8) 10 -балльная шкала, поставьте себе оценку.
5.3
Д/з: Написать сочинение-миниатюру (на выбор):
письмо Одинцовой от Базарова;
письмо Кате от Аркадия;
письмо княгине Р. От Павла Петровича;
письмо Фенечке от Николая Петровича.
Подводят итоги, делают выводы, запись домашнего задания, сдача МЛ.