Конспект урока по теме Временное и вечное в романе И.С.Тургенева Отцы и дети

Временное и вечное в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Цели урока:
1.Общеобразовательная: Систематизировать знания учащихся,
совершенствовать навыки анализа литературного произведения.

2 Развивающая: развивать умение школьников определять нравственные и идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение к тому или иному явлению действительности, развивать навыки самостоятельного мышления, самоанализа, самоорганизации.

3 Воспитывающая: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать у десятиклассников нравственные качества личности, активную жизненную позицию.

Оборудование: эпиграф, иллюстрации с изображением персонажей романа, презентация, проектор.

Тип урока: урок открытых мыслей.

Основные методы обучения.
Методы стимуляции и мотивации учения: методы эмоциональной стимуляции.
Методы организации и осуществления учебных действий:
словесный – беседа, чтение наизусть, инсценировка отрывков романа; наглядный – репродукции картин; аудиовизуальный - использование музыкальных произведений, видеоролик;
проблемный – коммуникативно – ситуативные упражнения, творческая работа.
Методы контроля и самоконтроля: метод устного контроля.

Приемы: диалог, беседа, дискуссия, создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам.
У жизни нет черновиков
Жизнь пишем набело с рожденья.
Л. Сорокин

Ход урока
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой учащихся.

1. Вступительное слово учителя:
Известно, что у каждой книги, как и у людей, своя судьба. По-разному входят они в сознание читателей - современников и вновь пробуждают к себе интерес и внимание у читателей последующих поколений.
Идет уже второе столетие "жизни" романа Тургенева «Отцы и дети». Именно "жизни", потому что его читают, герое продолжаются споры. В чем причина этого? В вечных проблемах, которые волнуют не одно поколение. Вот сегодня мы поговорим об этом.

II Мотивационное начало. Выход на тему урока.
1 Беседа:
1)Роман не богат событиями. А в чем же его особенность?
( Духовный облик людей середины 19 века менялся очень быстро. Тургенев ищет ответ на вопрос - продуктивна ли та общественная сила, представителем которой выступает главный герой Евгений Базаров, способна ли она сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии России).

2) О чем писал свой роман Тургенев?
А) О дружбе ( Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров)
- Что привлекало Аркадия в Базарове?
- Что такое дружба в вашем понимании?
- Как относится к дружбе Базаров?
Б) О вечной проблеме отцов и детей. ( Аркадий и Николай Петрович, Евгений Базаров и Василий Иванович Базаров)
- Как Николай Петрович пытается понять сына?
- Как относятся родители Базарова к сыну?
- Как относится Базаров к родителям?
В романе понятия «старшее поколение» и «младшее поколение» имели определённый политический смысл: «дети» - это сторонники новых, передовых идей.
В) О сложности человеческих взаимоотношений.
( Базаров и Павел Петрович Кирсанов)
- Что является предметом спора Павла Петровича и Базарова?
а) аристократизм;
б) искусство;
в) наука;
г) общественный строй;
д) русский народ;
е) пути переустройства мира;
ж) природа.

Г) О роли прогресса в жизни человека. (Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева был написан в 1961 году. Это время конфликта между либеральной дворянской интеллигенцией и разночинцами-нигилистами).
Д) О семейных отношениях (Николай Петрович и Фенечка, Аркадий и Катя)
Е) ) О гармонии природы и человека. (Нужно понять: отрицая природу, отрицаешь сам себя, свою жизнь, человека как часть природы ).
Ж) О любви.( Любовь вечное чувство, оно приходит, не спрашивая, и уходит, не предупреждая).

Страницы романа пронизаны духом любви.
Любовь... Что это такое? (Чувство, вдохновляющая сила, домашний очаг, радость и разочарованье, самые серьезные уроки жизни).
На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви:
1) Любовь родительская и сыновья (Николай Петрович и Аркадий,
Базаров и родители)
2) Любовь братьев Кирсановых к Фенечке (Николай Петрович любит простодушно, эта любовь чиста, Павел Петрович скрывает свои чувства ради брата. Он и сам не понимает, что его привлекло в Феодосье. В бреду Павел Петрович восклицает: « ах, как я люблю это пустое существо!»
3) Любовная история Павла Петровича к княгине Р.
4) Отношения Аркадия и Кати.
5) Наиболее яркая история любви случится в романе у Евгения Базарова.
З) О смысле жизни.
III Актуализация опорных знаний. Работа над содержанием романа.
Первая часть романа
1. Марьино. Усадьба Кирсановых.
Первое знакомство с героями, изложение ими своих взглядов.
( Слайды № 3 - 10 )
2. Инсценировка « Он нигилист»
3. Беседа:
- Что мы знаем о Базарове? ( нигилист, умный человек, не признает любви, не признает поэзию, ценит только науку.)
- Назовите научные и философские взгляды Базарова:
( Есть науки, как есть ремёсла, знания; а науки вообще не существует вовсе...
Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной берёзой)
- Назовите политические взгляды Базарова:
(«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения»
«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы - подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем»
«Нравственные болезни происходят от дурного воспитания. Исправьте общество, и болезней не будет По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет всё равно, глуп ли человек или умён, зол или добр»).
- назовите Эстетические взгляды Базарова:
(«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта».
«И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
«Рафаэль гроша медного не стоит»)
- Существуют ли в этом мире какие- либо несомненные ценности для Базарова? (Для Базарова такая ценность лишь сила человеческого духа).
- Что такое нигилизм?
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
(Большой энциклопедический словарь)
Вторая часть - проверка героев и их идей жизнью.
1. Бал у губернатора, Кукшина и Ситников, в имении Одинцовой, испытание любовью ( Слайд № 11 – 21)
2 Беседа:
- Вспомните, где мы впервые видим Анну Сергеевну. Нарисуйте её словесный портрет. (Аристократка, очень красива, царственна, величава, требует к себе почтения и поклонения.)
3. Инсценировка «Объяснение в любви»
4 Дискуссия:
-Что же произошло с Евгением Васильевичем? (Базаров полюбил Одинцову, не только красивую женщину, но и человека интеллектуально близкого ему, умного и сильного.)
- Значит «романтика существует»? Да, и Базаров вынужден убедиться в этом на собственном опыте. Это ему урок, и в то же время – проверка характера. (Вот оно, испытание любовью!)
- Как вам кажется, любовь к Одинцовой возвышает Базарова или унижает? Как он сам это расценивает? (Шиллер: «Любовь возвышает великие души»)
Сам Базаров расценивает то, что с ним произошло, как насмешку судьбы. В наших же глазах любовь его возвышает. Базаров становится нам ближе, человечнее.
- Давайте попробуем подобрать эпитеты к базаровской любви. Какая она у него?( Глубокая, сильная, мучительная, безответная, страстная, гордая; любовь – испытание, терзание, страдание, пытка...)
- Что лежало в основе отношений Одинцовой к Базарову?
Любопытство заинтересованность увлечение.
- Почему же Одинцова не ответила на чувства Базарова?
(«Нет, - решила она наконец, - бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете»).
Вывод: Любовь изменила героя, он на себе почувствовал сложность жизни, её независимость от воли и желания человека; цель жизни остаётся для человека вечной загадкой.
Третья часть романа « Подведение итогов»
1. Имение Базарова. Марьино. Дуэль. (Дуэль – это поединок, борьба, состязание двух сторон. Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян
– Почему Павел Петрович не объяснил Базарову истинную причину вызова на дуэль?
– Что же тогда послужило внешним предлогом для дуэли?

2. Изменение мировоззрения героя, смерть. ( Слайды № 22 – 25)
Беседа:
- Зачем перед смертью Базарову нужна последняя встреча с Одинцовой? Ведь раньше он не признавал высоких чувств? ( Любит по- настоящему, не хотел умереть не простившись)

3. Работа с учебником «Последняя встреча Базарова с Одинцовой»
Чтение по ролям.

4 Видеоролик « Жар и пепел»

5 Работа над текстом эпилога.
Финальные строчки романа звучат как гимн, прославляющий природу, любовь, жизнь.
6 Чтение отрывка наизусть ( Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна.)

7 И.С.Тургенев о Базарове ( слайды № 26 – 27)
- Почему автор закончил роман смертью героя? ( преждевременность появления, отсутствие союзников, одиночество)

IV Итог урока
Что на сегодняшнем уроке вы для себя уяснили?
- Нельзя все отрицать, нельзя отказываться от положительного опыта, если отрицаешь, то предлагай что – то взамен.
- чувство долга перед родителями
- переосмысление основных жизненных ценностей

V Домашнее задание. Сочинение ( по выбору учащихся)
1. Жанр. Статья
«Я нужен России... Нет, видно, не нужен"... Нужны ли Базаровы России?
2. Жанр. Сочинение -эссе
В чём я вижу современность романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
3. Жанр сочинения. Дневник
Дневник Евгения Базарова.
4. Жанр сочинения. Письмо.
Письмо Евгению Базарову

VI Заключительное слово учителя
Закрыта книгаБелые страницы,
Сомкнувшись накрепко, не шелестят,
Но мысли, как встревоженные птицы,
Куда-то вдаль без устали летят.

Свое волнение в душе не скрою,
Вновь образы из памяти зову,
И светлый мир тургеневских героев
Встает передо мною наяву.


Героев радости и огорченья,
Боль отреченья и любви слова.
Здесь в каждой строчке есть свое значенье,
Рождает мысли каждая глава.

Жизнь тороплива, не стоит на месте,
Мир переменчив каждый день и час,
Но вечные вопросы долга, чести,
Любви, добра всегда тревожат нас.

И я страницу открываю снова,
Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.
И в светлый мир тургеневского слова
Погружена опять моя душа


- От души желаю вам, ребята, новых встреч с книгами великого русского писателя И.С. Тургенева.



















13PAGE 15


13PAGE 14615




15