Конспект урока литературы в 10 классе на тему Любовь в романе И.С. Тургенева Отцы и дети


04.02.2015
Урок 46
Тема урока: Любовь в романе «Отцы и дети»
Тип урока: Урок открытия новых знаний (изучение художественного произведения).
Форма урока: Урок-беседа.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), дидактический материал в виде карточек.
Цель урока:
- раскрыть суть отношений героев романа «Отцы и дети» и понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
- проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
- показать неоднозначность и сложность авторского замысла образов Базарова;
- обозначить злободневность произведения.
Развивающие:
- развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
- совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
- расширить круг ассоциаций;
- развивать эмоциональную восприимчивость.
Воспитательные:
- воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви и художественный вкус.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (слайд №1)
А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду (слайд № 2):
«Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь» И.С. Тургенев
Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе «Отцы и дети» (слайд №3). Записываем сегодняшнее число, классная работа, тема урока (слайд №4). Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева (слайд №5):
«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев).
- Запишите эпиграф урока.
- Ребята, давайте попробуем поставить перед собой цель, которую попытаемся достичь в течение урока. Я предлагаю Вам воспользоваться глаголами-подсказками, которые помогут сформулировать цель урока (слайд №6).
- Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине (слайд №7).
- Какую работу нужно провести, чтобы цель урока была достигнута? (слайд №8)
- Анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение.
II. Актуализация знаний
- Прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листы, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем цифровой диктант. Если утверждение верно, вы ставите цифру «1», если нет - «0». Слушайте внимательно (слайды № 9-13).
1. Действие романа начинается в 1859 году. 1
2. Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0
3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1
4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0
5. Сводного брата Аркадия звали Митей. 1
6. Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0
7. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1
8. Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1
9. Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0
10. В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0
В итоге: 1010101100
- Хорошо. Обменяйтесь работами и выполните взаимопроверку (слайд №14). У Вас должна получиться следующая запись. Выставите оценки.
Оценка «5» - ни одной ошибки.
Оценка «4» - 2 ошибки.
Оценка «3» - 3 ошибки.
Оценка «2» - 5 ошибок.
- Передайте работы. Полученные оценки я выставлю на следующем уроке.
III. Изучение нового материала
(слайд №15).Открытие новой темы мы начнем с высказывания самого Тургенева о сущности любви: 
«Любовь - вовсе даже не чувство; она - болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли - ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо - раб, а другое – властелин». (Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968)- Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым? (2-3 человека)
В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.
В романе «Отцы и дети» четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии:
1. Базаров и Одинцова.
2. Павел Петрович и княгиня Р.
3. Аркадий и Катя.
4. Николай Петрович и Фенечка (слайд № 16).
- Ребята, запишите в тетради схему «Любовные линии в романе «Отцы и дети».
Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?
Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.
Ребята приводят цитаты:
«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец»;
«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения».
«Свободно мыслят между женщинами только уроды».
- Ребята, какой вывод мы можем сделать, опираясь на цитаты из романа?
У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Аминова Дина
Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта женщина?
Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.
- Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?
Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14). Носков Костя
- Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.
Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.
Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге. Харева Даша
- Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?
Цинично, как положено естествоиспытателю: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться. Манукян Альберт?, Соловьев Коля
Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.
Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.- Какой вывод мы можем сделать, исходя из этого?
Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство. Головченко Ксюша
- Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это. (Слайд №17).
Работа с текстом:
«Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило».
«Сердце у него действительно так и рвалось».
«Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый».
- Сделайте вывод о чувствах Базарова к Одинцовой.
Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”. Марченко Денис
- Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?
Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой. Крылова Тоня?, Носков Костя
- А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?
Пересказ сцены объяснения (глава XVIII). Жалмуканова Алтынай
- Какой вывод можно сделать, опираясь на прочитанный текст?
С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие. Мусеев Марат
Испытание любовью становится для героя рубежным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».
- Ребята, давайте немного отвлечемся. Я предлагаю Вам прослушать информацию, которая созвучна с темой урока. Это история любви И.С. Тургенева к Полине Виардо (фрагмент видео 4.02-4.48). (слайд № 18).
Тургеневу только что исполнилось 25. Полине шел двадцать третий. Началось знакомство. Он стал посещать их. Началось время, для него и сладостное, и нелегкое. Сладостное заключалось в том, что он полюбил. Трудность его положения заключалась в неравенстве сил.
Он влюблен – она «позволяет себя любить». Для нее он один из многих, ею восхищавшихся.
Так или иначе, Тургенев сблизился с Виардо. Она его выделила из «молодых людей». Когда весной уехала, он уже писал ей.
Зиму 44-45 гг. Виардо вновь пела в Петербурге, вновь виделась и «дружила» с Тургеневым. Летом он ухитрился уехать за границу, разумеется, в Париж - и, разумеется, из-за нее.
Любила ли она его? В изяществе, уме, красоте молодого Тургенева было много привлекательного. Конечно, ей это нравилось. Еще нравилась – его любовь к ней. Но она не болела им. Он не имел над ней власти. Она не мучилась по нему, не страдала.
А Тургенев ездил за ней всю Европу.
- Ребята, дальнейшую работу мы проведем в группах. Предварительно я разделила Вас на три группы.
Представление групп:
1 группа (1 ряд) - знатоки истории любви Николая Петровича и Фенечки;
2 группа (2 ряд) - знатоки истории любви Павла Петровича и княгини Р.;
3 группа (3 ряд) - знатоки истории любви Аркадия и Кати.
- Задания для работы находятся у Вас на партах.
Первое задание для групп. Расскажите об истории любви своих героев.
Один представитель от группы рассказывает, остальные добавляют.
Второе задание. В своём романе Тургенев изобразил разные виды любви. Подумайте, какое название любви вы дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев.
Николай Петрович и Фенечка - любовь-семья (естественность и простота).
Павел Петрович и княгиня Р. - любовь-наваждение.
Аркадий и Катя - земная любовь. (Слайд №19).
- Запишите в тетради схемы отношений героев.
Третье задание. Валентин Александрович Недзвецкий, профессор МГУ им. Ломоносова, пишет: «Что касается художественного мира Тургенева, то он вообще отмечен значительным феминоцентризмом» (Недзвецкий В.А. Женские характеры в творчестве И.С. Тургенева // Литература в школе, № 6, 2007).
Таким образом, профессор подчёркивает важную роль женщин в произведениях Тургенева. Я приготовила для вас разные иллюстрации, на которых изображены героини романа (слайд № 20). Ваша задача - найти среди них «вашу» героиню, подобрать из литературного произведения цитаты-аргументы.
Иллюстрация №1 - Катя Локтева;
Иллюстрация №2 - княгиня Р.
Иллюстрация №3 - Фенечка.
Четвёртое задание. Ребята, а как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман «Отцы и дети».
- Для того, чтобы испытать героя, а также раскрыть его характер. Соловьев Коля.
- Что мы узнаем о героях-мужчинах, об их характере, анализируя их любовные истории?
- Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р.   Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения. Жалмуканова АлтыныйТак же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. Синотов Илья
Кроме всего этого, автор показывает читателю то, перед чем бессильны его герой и героиня. А бессильны они перед высшими силами, перед Богом. Кузина Таня
В отношении с Фенечкой Николай Петрович робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно. Букин Влад
Аркадий меняется, «возвращается» к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей (слайд № 21). Трофимов Сергей
Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами любовные отношения основных героев романа «Отцы и дети».
IV. Закрепление изученногоДля закрепления материала предлагаю сыграть вам в игру «Угадай-ка». На доске разноцветные сердца, сзади которых находятся вопросы, оцененные от 1 до 5 баллов в зависимости от их сложности. Работа продолжается в группах. Выбор сердца группы делают по очереди. Ответив полностью на вопрос, они получают то количество баллов, которое присвоено этому сердцу. Если ребята этой группы затрудняются ответить, право ответа переходить к другим группам. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, оказывается победителем, и по сложившейся традиции получает «Сову Знаний».
Розовое сердце - 5 баллов.
- В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?
Голубое сердце - 1 балл.
- Что стало формальным поводом к дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?
Зелёное сердце - 5 баллов.
- Какой момент в духовной биографии Базарова можно назвать переломным и почему?
Золотое сердце - 3 балла.
- Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Чья любовная история Вам ближе всего?
Красное сердце - 5 баллов.
- Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чём разница в их чувствах?
Серебряное сердце - 2 балла.
- Кто из героинь романа мечтает о семейном счастье?
- Ребята, Мы поздравляем Вас с заслуженной победой и вручаем «Сову Знаний»!
V. Итог урока. Рефлексия
- Ребята, смогли ли мы достичь поставленных целей? Как нам это удалось?
- Я предлагаю вам заполнить таблицу, которая поможет определить наши планы на последующие занятия (слайд № 22).
Таблица состоит из трех колонок: Знал, Узнал, Хочу узнать. 2-3 ученика. Терпугова Кристина, Джангарова Таня
VI. Домашнее задание
- Перед вами находятся листы с домашним заданием. Откройте, пожалуйста, дневники и запишите его.
Задание творческого характера (слайд № 23).
Написать сочинение-миниатюру (на выбор):
1. Письмо Одинцовой от Базарова;
2. Письмо Кате от Аркадия;
3. Письмо княгине Р. от Павла Петровича;
4. Письмо Фенечке от Николая Петровича.
- Ребята, для написания сочинения-миниатюры вы должны использовать схему, которую мы традиционно используем на уроках.
- Я благодарю вас за хороший урок и хотела бы оценить вашу работу на уроке (слайд № 24).
Комментирование оценок учащихся.