План-конспект урока по теме «Любовь-нелюбовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»


 
План-конспект урока по теме "Любовь-нелюбовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Дисциплина: Литература
Произведение: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Преподаватель русского языка и литературы Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия «Черногорского горного техникума» Луферчик А.С.
Цели урока:
Образовательные:
Выявить понимание обучающихся внутреннего мира героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и особенностей сложных взаимоотношений персонажей в отношении к любви;
2. Отрабатывать навык анализа художественного произведения.
Развивающие:
Развивать навыки ведения дискуссии как нетрадиционного подхода к осмыслению произведения;
Умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения;
Умение анализировать, обобщать, делать выводы, ставить и решать проблемный вопрос;
Развивать индивидуальные способности студентов.
Воспитательные:
Формировать систему нравственных ценностей
Тип урока: урок развивающего обучения
Метод: репродуктивный

Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная.
“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев)

Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
2.1. Слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:
“Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).
Правильно, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока – Любовь-нелюбовь в романе “Отцы и дети”.
Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:
“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев)
2.2. Диктант-опросник:
Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали.
Вопросы:
1. В каком году начинается действие романа? (О.: Действие романа начинается в 1859 году ( 1)).
2. Занимался ли Николай Петрович Кирсанов в своем поместье преобразованиями? (О,: Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями ( 0).
3. Понравился ли Евгений Васильевич Базаров дяде Аркадия Кирсанову? (О.: Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанову (1)).
4. Что послужило поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым? (О.: Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков ( 0)).
5. Как звали сводного брата Аркадия? (О.: Сводного брата Аркадия звали Митей (1)).
6. Почему Базарову были интересны взгляды Евдоксии Кукшиной? (О.: Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу ( 0)).
7. Как произошло знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой? (О.: Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора (1)).
8. Когда возникли чувства у Евгения Базарова к Анне Одинцовой? (О.: Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову ( 1)).
9. Когда состоялась дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем? (О.: Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино ( 0)).
10. Что произошло в эпилоге с Анной Сергеевной Одинцовой? (О.: В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей (0)).
В итоге: 1010101100

Изучение нового материала.
Сообщение студента: Любовь И.С.Тургенева и Полины Виардо: “История любви, длиною в целую жизнь.
Слово учителя: В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии. Ответ студентов:
Базаров и Одинцова.
Павел Петрович и княгиня Р.
Аркадий и Катя.
Николай Петрович и Фенечка.
Слово учителя: главный герой Базаров.
Вопросы к студентам:
1) Кто главный герой романа? ( Евгений Базаров).
2) Кто он? (Составляется портретная характеристика: врач, нигилист, молодой человек, проходит испытание любовью, что отрицает?)
3) Какие слова в теме нашего урока являются ключевыми? ( Любовь, жизнь).
4) Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа. Ребята приводят цитаты:
“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;
“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.
“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.
(У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.
5) Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет жизнь Базарова. Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?
(Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14)).
6) Расскажите об Одинцовой, о её прошлом. (Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.
Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге).
Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней? (Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться).
А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием? (Зачитывается сцена объяснения (глава XVI): С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.)
Слово учителя: Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.
Слово учителя: Перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.
Цинизм – любопытство –– досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.
Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.
Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это.
Работа с текстом:
“Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.
“Сердце у него действительно так и рвалось”.
“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.
Комментарий учителя: Очень нелегко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.
Вопрос: Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?
Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.
Вопрос: Почему в финальной встрече Базарова с Одинцовой не стесняется говорить  красивые слова.
Вопрос: Скажите, изменилось ли ваше отношение к Евгению? Почему Базаров погибает?
Выводы по теме урока (Подводят итоги сами студенты):
Испытание любовью становится для героя решающим. Только любовь раскрыла в нём глубокого, значительного человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не только сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить.
Домашнее задание: эссе на тему «Образ Адвотьи Кукшиной (тема нелюбви в романе И.Тургенева «Отцы и дети»).
Итоги. Выставление оценок.