Урок по географии на тему Вулканы, горячие источники, гейзеры


муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бунинская средняя общеобразовательная школа»
Солнцевского района Курской области
Сценарий плана урока
тема

" Вулканы, горячие источник, гейзеры"
Цели:
1. Образовательная:
1. Формирование у учащихся представлений о литосфере, об особенностях происхождения вулканов и гейзеров.
2. Сформировать у учащихся представления о последствиях извержения вулкана.
3. Развивать географическое мышление с помощью изучаемого материала.
4. Воспитывать интерес к теме и бережное отношение к природе при помощи занимательного материала.
1) Познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами; рассмотреть причины образования вулканов и гейзеров, их виды, особенности, географию размещения по Земле. 2) Продолжать формирование навыков работы с книгой, атласом, контурной картой. 2. Развивающая: 1) Развитие мышления (формирование умений выделять существенные признаки и свойства, классифицировать вулканы, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли). 2) Развитие познавательных умений (Развивать умение выделять главное в изучаемом материале). 3) Развитие коммуникативных способностей. 3. Воспитательная: 1)Содействовать эстетическому воспитанию учащихся (ознакомить с произведениями литературы и искусства) 2)Формирование представлений о профессиях, связанных с изучением вулканов. 3) Заботиться о профилактике утомляемости школьников на уроке. 4)Воспитание дисциплинированности на уроке. 
Задачи:
- называть и показывать строение вулкана на рисунке;
- описывать процессы вулканизма;
- описывать внутреннее строение вулканов и определять типов извержения ;- объяснять процесс образования вулканов и гейзеров;
- называть и показывать по карте крупнейшие вулканы и расположение гейзеров;
- объяснять опасность последствий вулканической деятельности
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Оборудование:
карта полушарий, атлас, рисунок-схема «Строение вулкана», макет вулкана, набор горных пород, картины, музыкальные произведения, компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки с заданием.Понятийно-категориальный аппарат усвоения:
Кратер, жерло, очаг магмы, лава, вулкан, вулканологи, гейзер, действующие и потухшие вулканы вулканические бомбы, термальные поля. связи между литосферой с другими оболочками Земли;
Ход урока
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте дорогие путешественники, открыватели неизведанного и интересного.
Урок начнем мы, как всегда, с вопросов:
Что такое литосфера?
Назовите основные группы горных пород по происхождению.
3. По каким признакам различаются горные породы и минералы.
4. Что такое магматические горные породы. Назовите виды магматических горных пород.
5. Какие горные породы добываются вблизи нашего населенного пункта.
(показ горных пород из коллекции)
Учитель.  Я зачитаю вам отрывок из романа Ж.Верна: “Огнедышащая гора извергала фонтаном камни и раскалённые до бела обломки скал ; Казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта.... Огненные змеи извергались среди дымящихся скал... Сотни огненных ручьёв сливались в Полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину”.
О чём образно говорил писатель? (о вулкане).
Учитель. Я приглашаю Вас вступить на палубу нашего корабля, который поплывет изучать новое, неизведанное, интересное для нас. А называется наш корабль «Вулкан и гейзер». Мы поплывем с вами по волнам новых терминов и понятий. И так в путь.

(открываем тетради и записываем тему урока)
2. Изучение нового материала.
Учитель зачитывают легенду о вулкане:
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."Слайд 2. Бог огня и кузнечного дела Вулкан.
1.Что же такое вулкан?
Рассказ учителя. На земле есть отдельные горы, выделяющиеся своей правильной формой. Но в отличие от других гор они имеют на вершине отверстие – кратер.
-Канал идущий из глубины земной коры называется –жерлом.
-Через этот канал временами вырываются на поверхность горячие газы, изливается магма. И вот такие горы мы называем – вулканами.
Демонстрация макета вулкана.
Слайд 3. Что такое вулкан.
Слайд 4. Строение вулкана.
Слайд 5. Кратер.
( на доске висит схема строения вулкана. Учащиеся прикрепляют части вулкана к схеме)2. Следующий вопрос на который нам необходимо ответить, как же образуется вулкан?
Учитель. При углублении в земную поверхность- температура повышается в среднем на 3 градуса через каждые 100 метров, а в некоторых местах ещё и больше. В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии –магмы-меньше. Вещество мантии плавится, образуя- очаг магмы. Отверстие через которое происходит выход магмы на поверхность –это жерло.
Излившаяся на поверхность магма –это лава.
(работа со схемой на доске- очаг магмы).
-Выброс из жерла вулкана паров, газов, магмы, горных пород и есть извержение вулкана.
Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрогается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.
Слайд 6. Извержение вулканов.
Лавовые потоки. Вулканический пепел. Вулканические грязевые потоки. Вулканические газы и пары (фумарола).
Вулканические бомбы.(комки застывшей лавы, лапиллии- вулканические бомбы).
Вот как описывал вулканические бомбы Е.К.Мархинин в свое книге «Цепь Плутона».
Шлак под ногами горяч,
Шлаковый конус крут.
Бомба летит, как мяч.
Бомбы дымят вокруг.
Учитель. Сейчас мы с вами прослушаем музыкальную композицию, которая отражает дух вулкана, его напористость, могущество.
Э. Артемьева «Ода доброму вестнику» №7. О спорт, ты мир.
- Какие чувства вызывает данная композиция?
3. В результате извержения вулканов образуются горные породы- магматического происхождения.
-Перед вами образцы горных пород. Выберите среди них магматические.4. Типы вулканов.
По своей активности вулканы делятся на 3 группы:
Действующие, потухшие, уснувшие
На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы есть на всех материках, кроме Австралии.
Это вулканы Кракатау, Фудзияма, Ключевская Сопка (самый высокий действующий вулкан Евразии - 4750м ) и др.
Есть вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это потухшие вулканы. К ним относятся влк. Килиманджаро в Африке, влк. Везувий, влк. Эльбрус в горной системе Кавказ.
Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые считались потухшими. но они вновь начали извергаться.
Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов. Например, в районе Тихоокеанического огненного кольца. (показ по карте).
(создание схемы, определения)
Вулканы

Действующие Уснувшие
Потухшие
Слайд 7. Везувий.
Сообщение о извержении вулкана “ Везувий”. Картина Брюллова “Последний день Помпеи”.
Стихотворение А.С. Пушкина . . . “Везувий зев открыл”.
. . .Везувий зев открыл –Дым хлынул клубом - пламяШироко развилось,Как боевое знамя.Земля волнуется-С шатнувшихся колоннКумиры падают!Народ, гонимый страхом,Под каменным дождём,Под воспалённым прахомТолпами стар и млад,-Бежит из града вон.
-На Земле насчитывается 1343 вулкана, из них более 600 действующих.
Больше всего их в Индонезии – 82, Японии – 55, в Чили – 49, в Исландии – 40,
а в России – 52.
Наша планета до сегоднешних дней испытывает их дыхание. Поистине интересным вулканом является вулкан Исалько (Южная Америка побережье Тихого океана).
( сообщение учащихся). Работа с картой.
Слайд 8. Вулкан Исалько.
-Потухшие вулканы.
(показ по карте)
Слайд 9 . Вулкан Килиманджаро, г.Фудзиямо, г. Эльбрус.
Учитель. Ребята существуют вулканы не только на поверхности суши, но и на дне океанов и их называют подводными вулканами. Давайте с вами подумаем над следующим вопросом. Почему на дне океана образуются вулканы?
Слайд 10. Подводные вулканы.
А если их конусы возвышаются над водой, то образуются вулканические острова. Ярким примером вулканических островов являются- Гавайские острова. (показ по карте)
Слайд 11. Гавайские острова.
5.Выделяют несколько типов вулканических извержений. Самые распространенные из них: 1. Гавайский тип – кратер, словно огненное озеро, всегда заполнен лавой. Когда лава переполняет озеро, её поток, словно огненная река, стекает по склонам горы. 2. Пелейский тип – вязкая лава застывает в жерле и не дает выхода газовым парам. В результате происходит сильнейший взрыв, газ и пепел вырывается наружу и стремительно мчится по склону, уничтожая все на своем пути. 3. Везувианский тип – над вулканом поднимается огромное облако из газов и пепла. Гигантский пеплопад обрушивается на прилегающую территорию.(Гибель Помпеи). Учитель зачитывает описание каждого типа, а ученики находят пример на слайде 
Слайд 12.13.14 Типы вулканических извержений.
6.Вулканологи – люди, занимающиеся изучением вулканов. - Учитель знакомит ребят с профессией вулканолога на примере книги знаменитого французского ученого Гаруна Тазиева «Встреча с дьяволом». Для образного представления трудностей этой профессии читает стихи: Мы вулкана сыны…  По каскам лапиллей град. Кратер гремит, маня.  Упрямы, упрямы и злы, Выведать мы должны  Лезем мы прямо в ад. Тайны бога огня.  Пепел в глаза и в рот, Шлак под ногами горяч,  Взрывы как свет зарниц, Шлаковый конус крут,  Черный как деготь, пот Бомба летит как мяч,  Капает с наших лиц. Бомбы дымят вокруг.  Едок сернистый газ – В гору шаги тяжелы,  Стиснув зубы, держись! Жизнь нам дается раз, Ставим на карту жизнь!
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
7.Нельзя неупомянуть ещё об одном чуде природы, который находиться в областях действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников. Некоторые горячие источники через определенные промежутки времени выбрасывают вверх столы кипящей воды и пара.
Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами.
Слайд 15. Что гейзер.
Пар столбом к небесам, ввысь-каскад кипятка,
Луч сверкает в нем, словно в алмазе.
Ярок радуги круг! Всё клокочет вокруг,
Вся природа как будто в экстазе.
(прослушивание музыкального произведения Респиги О. Фонтаны Рима №1)
- Как вы думаете отражено ли в произведении красота и величие этого чудесного явления природы?
8.Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы. Они есть на Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара. (сообщение учащихся)
Слайд 16. Долина гейзеров на Камчатке.
Слайд 17. Термальные поля.
-Термальные поля в кальдере (котловине) вулкана Узон на Камчатке. Местные жители называли низменную часть кальдеры Чертовым болотом. Зимой охотники на собачьих упряжках гибли в этих местах, проваливаясь в горячую топь, скрытую под снегом или тонким льдом. 
Учитель. Ребята подумайте как можно использовать подземное тепло воды? (ответ учащихся)
- Также подземное тепло может широко использовано при отоплении помещений, что сократит расход топлива. Очистится от загрязнения воздух, улучшится экологическая обстановка во многих населенных пунктах.
-Например в Исландии, где летом холодно, при помощи природной горячей воды выращивают овощи и фрукты, а на Камчатке работает термальная электростанция.
9.Наше путешествие подошло к концу, и для того чтобы выйти на сушу нам необходимо выполнить задание.
(уч-ся предлагается понятие, которые характеризуют термины по которым плывет корабль. Эти понятия, написанные на шаболнах-волнах, учащиеся прикрепляют на доску )- работа по карточкам в парах. Нахождение вулканов по географическим координатам и наоборот:
38 градусов с.ш, 15 градусов в.д.
54 градусов, 160 градусов в.д6 градусов ю.ш, 106 градусов в.д,
20 градусов с.ш, 155 градусов з.д.
Вулкан Килиманджаро
Вулкан ОрисабоВулкан Килиманджаро
Вулкан Везувий
- работа по контурной карте. Обозначение данных вулканов на контурной карте.
Рефлексия
На партах у вас полоски разного цвета, которые обозначают разные горные породы образующиеся из магмы (красного, золотого, серого), на доске 3 вулкана
Вулкан  новых знаний, (золотого)
Вулкан  хорошего настроения (красного)
Вулкан  труда и терпения. (серого)
Расположите эти полоски на вулканах.
10. Задание на дом: п. 19, стр.49-52.
Творческое задание: «Испечь вулкан».
Рецепт соленого теста.
1 стакан муки.
0,5 стакана соли (мелко просеянной)
0,5 стакана воды. (воду необходимо подливать по степенно)

Спасибо за урок!