Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине Мерчандайзинг для специальности 38.02.04 Коммерция


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы
МДК 02.04 «Мерчендайзинг»
специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Югорск, 2016
ОДОБРЕНЫ
цикловой комиссией
_______________________________
Протокол _________
От «____»___________2016г.
Председатель __________ Костоусова Е.Ю. Составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «Менеджмент» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Заместитель директора по учебной работе
___________________ Крицына И.А.
Разработчик: Костоусова Е.Ю, преподаватель экономических дисциплин, высшая квалификационная категория
Методические указания для студентов
Самостоятельная работа выполняется в течение семестра и предусматривает самостоятельную проработку литературы по темам для подготовки к практическим занятиям, а также изучение официальных нормативных материалов, законодательных актов, указов, постановлений, конспектирование научных статей, опубликованных в экономической периодической печати.
С учетом применения данной технологии обучения были выбраны следующие виды самостоятельных работ:
самостоятельные работы по образцу, которые выполняются на основе известного алгоритма (образца). Такие самостоятельные работы могут быть заданы в форме практических заданий к изучаемой теме или теоретических вопросов, необходимых для выполнения заданий текущей или следующей темы;
вариативные самостоятельные работы, которые содержат познавательные задачи, требующие от студента анализа незнакомой ему проблемной ситуации и получения необходимой новой информации. Как правило, такие технологические задания включаются в тему, но считаются необязательными для выполнения;
творческие (исследовательские) самостоятельные работы, которые предполагают непосредственное участие студента в производстве новых для него знаний. Самостоятельные работы данного типа могут быть заданы в форме индивидуальных и учебно-исследовательских заданий по выбору (интересу) студента
Вопросы для самопроверки:
Тема Определение, цели, задачи и принципы мерчендайзинга.
Что вы подразумеваете под понятием «Мерчендайзинг потребительских товаров»?
Какие основные направления включает в себя мерчендайзинг?
Каковы основные цели мерчендайзинга?
Какие задачи решаются в мерчендайзинге?
Что является объектом и субъектом мерчендайзинга?
Какие принципы мерчендайзинга вы знаете?
Что вы знаете о функциях мерчендайзинга?
Какие методы мерчендайзинга вам известны?
Что вам известно о правилах мерчендайзинга?
Расскажите, каково развитие мерчендайзинга на современном этапе?
Тема Особенности поведения покупателей.
Расскажите свойства восприятия?
Как воздействовать на акт покупки через восприятие?
Расскажите, какие вы знаете типологии движения по магазину?
Какие у человеческого зрения есть зоны обзора?
На какие зоны можно поделить пространство полки?
На какие категории можно подразделить все покупки?
Тема Основные элементы атмосферы магазина.
1. Что обозначает понятие «атмосфера магазина»?
2. Какие основные задачи по формированию атмосферы магазина вы могли бы выделить?
3. Какими признаками должен руководствоваться современный ритейлер при выборе способов объединения товаров в категории?
4. Какие правила сочетания товаров в товарные категории вам известны?
Тема Понятие и показатели эффективности мерчендайзинга.
Каково значение запасов в магазине?
Какие основные правила эффективного запаса продукции вам известны?
Какие существуют два подхода к расположению новинки в торговом зале?
Какие основные правила эффективного расположения продукции вам известны?
Какие основные правила эффективной презентации товара вам известны?
Тема Мерчендайзинговый подход к планировке магазина.
1. Какова значимость планировки в магазине?
2. Какова цель внутреннего планирования в магазине?
3. Какие факторы, формирующие планировку магазина вам известны?
4. Какие существуют требования, предъявляемые к торговым зданиям?
5. Что вам известно о требованиях к проектам планировки торгового зала?
6. На какие функциональные зоны можно подразделить торговый зал?
7. Какие характеристики торгового зала должны интересовать мерчендайзера?
8. Какие на сегодняшний день существует два основных подхода к распределению площади торгового зала?
9. Какие коэффициенты эффективности размещения вы знаете?
10. Какие существует четыре основных варианта расположения подсобных помещений?
Тема Эффективное размещение торгового оборудования.
1. На какие группы подразделяется торгово-технологическое оборудование для магазинов?
2. Расскажите подробно о каждой группе торгово-технологического оборудования для магазина?
3. Какие вспомогательные конструкции и механизмы, облегчающие торгово-технологический процесс торгового предприятия вам известны?
4. Что вам известно о торговом инвентаре?
5. Какие выделяют основные виды планировки в зависимости от способа размещения оборудования в торговом зале и схем движения покупателей?
Тема Мерчендайзинговый подход к выкладке товаров.
Какие типы выкладки вам известны?
Какими критериями необходимо руководствоваться при осуществлении выкладки товаров?
Какие принципы выкладки вам известны?
Расскажите о влиянии выкладки товаров на изменение объемов товарооборота.
Тема Внутримагазинная информация и сэмплинг как инструменты мерчендайзинга.
Что такое «сэмплинг»?
Что является целью «сэмплинга»?
Какова взаимосвязь сэмплинга и маркетинга?
Когда появился сэмплинг?
Какие виды сэмплинга существуют?
Какие основные формы сэмплинга вы знаете?
В чем особенность каждой основной формы сэмплинга?
Что за проблемы существуют в реальном сэмплинге?
Расскажите об организации сэмплинга.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:1) Отметьте правильную последовательность воздействия на покупателя с помощью формулы AIDA:
А. Интерес, внимание, действие, желание.
В. Желание, интерес, действие, внимание.
С. Внимание, желание, интерес, действие.
D. Внимание, интерес, желание, действие.
E. Желание, действие, интерес, внимание.
2) Чувствительных к цене покупателей можно стимулировать с помощью…
Цены.
Имидж торгового предприятия.
Брэнд продавца.
Дисконтной карты.
Мерчендайзинга.
3) Наиболее удобная зона выбора товаров – это зона полок, расположенных над уровнем пола на высоте…
A. 80-110 см.
B. 110-160 см.
C.- до 80 см.
D.- свыше 180 см.
E. 170-180 см.
4) К POS – средствам наружного оформления относятся:
A. Фасадные вывески
B. Выставочные стенды
C. Указатели
D. ВоблерыE. Световые конструкции
5) Представление товаров по цветовой гамме целесообразно в магазинах:
А. торгующих продовольственными товарами.
Б. желающих представить товар в больших количествах.
С. торгующих непродовольственными товарами для обеспеченной категории потребителей.
Д. торгующих хозяйственными товарами.
Е. имеющих высокую наценку на товары.
6) С помощью средств мерчендайзинга можно:
A. использовать методы ценового стимулирования.B. увеличить оборот по наиболее выгодной категории товара.C. улучшить качество товаров.D. избежать резких перепадов покупательской активности.
E. привлечь внимание покупателей к новым торговым маркам.
Тематика докладов:
Особенности выкладки продовольственных групп товаров.
Особенности выкладки непродовольственных групп товаров.
Определение оптимального размера выкладки товаров.
Современные тенденции технологического проектирования розничного магазина.
Особенности дизайна розничного магазина.
Значимость распределения торговых площадей.
Распределение площади торгового зала.
Специфика оформления витрин магазина.
Дизайн и оформление фасада магазина.
Важность вывески магазина.
Оформление территории около магазина как элемент мерчендайзинга.
Условия и генезис развития сэмплинга.
Сэмплинг в комплексе маркетинговых исследований товаров и рынка.
Задачи, связанные с проведением исследования применительно к сэмплингу.
Дегустация как разновидность сэмплинга.
Особенности развития сэмплинга в России.
Список литературы
Клочкова М.С. Логинова Е.Ю. Якорева А.С. Мерчендайзинг [Текст]: Учебно-практическое пособие. – М.: Дашков и К. 2009. – 282 с.
Морган Т. Визуальный мерчендайзинг : витрины и прилавки для розничной торговли [Текст]/ Т. Морган ; [пер. с англ.А. П. Романова]. - М. : РИПОЛ классик, 2008. - 208 с.
Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А. Мерчендайзинг. [Текст]. – М.:Кнорус, 2010,
Сысоева С., Бузукова Е. Мерчендайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице. [Текст]– Спб.:Питер, 2011.- 272 с.