Рабочая программа ОП 01. Менеджмент для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис (базовая подготовка)
Департамент архитектуры и градостроительной политики
Новгородской области
ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж»
УТВЕРЖДАЮ Директор НСК ____________В.И. Круглик «___»_____________ 2015 г.
Рабочая программа ОП 01. Менеджмент
для специальности
43.02.11 Гостиничный сервис
(базовая подготовка)
Согласовано:
Зав. методическим кабинетом
______________А.В.Степанова «____»_________________2015г.
Принято на заседании предметной(цикловой) комиссии
Протокол № ___ от «____»_____________2015г.
Председатель предметной(цикловой) комиссии
__________________
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис среднего профессионального образования (СПО)
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж»
Разработчик:
Новокшонова Мария Владимировна – преподаватель
Рекомендована
Предметно цикловой комиссией специальности «Гостиничный сервис» протокол № 9 от 22. 05. 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
· использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
· анализировать организационные структуры управления;
· проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
· принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
· учитывать особенности менеджмента (по отраслям);
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
· сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
· методы планирования и организации работы подразделения;
· принципы построения организационной структуры управления;
· основы формирования мотивационной политики организации;
· особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
· внешнюю и внутреннюю среду организации;
· цикл менеджмента;
· процесс принятия и реализации управленческих решений;
· функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
· систему методов управления;
· методику принятия решений;
· стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов (40 лекционных, 30 практических);
самостоятельной работы обучающегося 35 часа
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
в том числе:
лекционных
40
практические занятия
30
работа над курсовым проектом
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины менеджмент
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы менеджмента
22
1,2
Тема 1.1. Сущность современного менеджмента
Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента. Особенности менеджмента в области индустрии гостеприимства.
2
Самостоятельная работа 1 Школы менеджмента
2
Тема 1.2. Организация и ее жизненные стадии и циклы
Организация, как форма существования людей. Условия возникновения организации. Организация как открытая система. Циклы и стадии жизненного процесса организации.
2
1
Тема 1.3. Менеджмент индустрии гостеприимства
Управление в условиях сервисной экономики. Структура сферы услуг. Классификация платных и бесплатных услуг. Организация управления в гостиницах.
2
1
Тема 1.4. Миссия организации (предприятия)
Сущность и определение понятия «миссия». Факторы, формирующие миссию. Миссия и стратегические задачи предприятия. Миссия индустрии гостеприимства.
2
1,2
Самостоятельная работа 2 Социальная ответственность и этика менеджмента
2
Тема 1.5. Внешняя и внутренняя среда организации
Ресурсы организации. Внутренние элементы организации. Уровни управления во внутренней среде организации. Функциональные элементы внешней среды. Значение и показатели внешней среды.
2
1,2
Практическая работа 1: Факторы внешней среды организации
4
Самостоятельная работа 3 выполнение домашних заданий по разделу 1.
4
Раздел 2. Функции менеджмента
38
Тема 2.1. Общее представление о функциях менеджмента
Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, координирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.
2
1
Тема 2.2. Планирование и прогнозирование деятельности организации
Определение понятий «планирование» и «прогнозирование». Принципы и функции планирования. Виды планов. Основные формы организации планирования. Содержание и организация стратегического планирования. Методы планирования и организации работы подразделения
2
1,2
Практическая работа 2. Построение и анализ организационной структуры управления конкретного предприятия. Использование на практике методов планирования и организации работы подразделения с учетом особенностей менеджмента индустрии гостеприимства.
4
Самостоятельная работа 4: выполнение домашних заданий по теме 2.2.
2
Тема 2.3. Организация труда предприятия
Сущность и основные подходы в организации производства. Управление предприятием. Структура системы менеджмента. Виды менеджмента.
2
1,2
Самостоятельная работа 5: выполнение домашних заданий по теме 2.3
2
Тема 2.4. Делегирование полномочий и ответственности в организации.
Понятие элементов делегирования. Критерии создания диапазонов делегирования. Методы управления и правила поведения в условиях делегирования. Формы контроля в условиях делегирования. Неделегируемые задачи.
2
1,2
Самостоятельная работа 6: выполнение домашних заданий по теме 2.4.
2
Тема 2.5. Координирование процесса производства
Определение понятия «координирование». Формы координирования действий работников и отдельных структур организации.
2
1,2
Самостоятельная работа 7: выполнение домашних заданий по теме 2.5
2
Тема 2.6. Мотивация сотрудников
Значение и основные элементы мотивации. Первичные и вторичные потребности. Основы формирования мотивационной политики организации.
2
1,2
Практическая работа 3. Выполнение работы по мотивации трудовой деятельности персонала и принятия решений с учетом особенностей менеджмента индустрии гостеприимства.
4
Самостоятельная работа 8: Основные теории мотивации. Практика мотивации труда
4
Тема 2.7. Контроль в управлении
Сущность и необходимость контроля деятельности экономического субъекта. Виды контроля. Процесс контроля: установление стандартов, сравнение результатов и корректирующие действия.
2
1,2
Практическая работа 4: Описание видов контроля трудовой деятельности персонала предприятий гостиничной индустрии
4