Рабочая программа по географии 1 курс на базе 9 класса



МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУМО
«Училище (техникум) олимпийского резерва № 2»
______________Н.Н. Абрамушин
«___» ______________2016 г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.16.География
по специальности 49.02.01 Физическая культура
Звенигород, 2016г
Одобрена
предметно-цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин
Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования
Председатель
_______________М.А. Саморукова
«___»______________2016г. Заместитель директора по учебной работе
_____________М.В. Сергеева
«___»___________2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) и примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21.07.2015г).
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Училище (техникум) олимпийского резерва №2»
Разработчик:
Орлова В.А. – преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области «Училище (техникум) олимпийского резерва №2»
Рецензенты:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.16.География
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01Физическая культура,квалификации «Педагог по физической культуре и спорту».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «География» относится к базовым дисциплинам общеобразовательного учебного цикла учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 49.02.01Физическая культура.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;
овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационые системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Основа программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения студентов, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у студентов познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представление о географии мира; на основе типологического подхода дать представление о географии различных стран и их роли в современно мировом хозяйстве.
Содержание программы «География» направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72
в том числе: лекционные занятия 62
практические занятия 10
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 36
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 16. География
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Тема 1. Введение. Источники географической информации. Содержание учебного материала: 4 География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессии.
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. 1 1
Практическое занятие. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнить задание в рабочей тетради: стр. 30-31;
Нанести на контурную карту Европы границы государств. 2 2,3
Тема 2. Политическое устройство мира
Содержание учебного материала: 6 1.Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. 3 2
2.Типология стран по уровню социально-экономического развития. Практическое занятие. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Ответить на контрольные вопросы учебника стр. 21
Выполнить задание в рабочей тетради: стр. 3-7 задание № 1-18
2 2,3
Тема 3. География мировых природных ресурсов Содержание учебного материала: 6 1.Взаимодействие человеческого общества и природной среды. 2 2
2.Природные ресурсы: виды и особенности размещения. Практическое занятие. Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Ответить на контрольные вопросы учебника: стр. 35.
Выполнить задание в рабочей тетради: стр. 7-11 задание № 1 – 11. 3 2
Тема 4. География населения мира Содержание учебного материала: 8 1.Численность, воспроизводство, половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. 4 2
2.Трудовые ресурсы и занятость населения. Расовый, этнический и религиозный состав населения. 3.Размещение населения, миграции населения и урбанизация. Контрольная работа по итогам изучения тем 1-4 1 3
Практическое занятие. Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить план-конспект по материалам учебника стр.37-59
Ответить на контрольные вопросы учебника стр. 59.
Выполнить задание в рабочей тетради: стр. 12-17 задание № 1-19 2 2
Тема 5. Современные особенности развития мирового хозяйства Содержание учебного материала: 3 Этапы становления, развития и современные особенности развития мирового хозяйства. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить план-конспект по материалам учебника стр.61-77
Ответить на контрольные вопросы учебника стр. 77.
Выполнить задания в рабочей тетради стр.17-21 задания №1-8
1 2
Тема 6. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
Содержание учебного материала: 6 1.Мировое сельское и лесное хозяйство, лесозаготовка и рыболовство. 4 2
2.Горнодобывающая промышленность. Самостоятельная работа обучающихся:
Ответить на контрольные вопросы учебника стр. 97.
Выполнить задания в рабочей тетради стр.21-24 задания № 1-9 2 2
Тема 7. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства
Содержание учебного материала: 10 1.Топливно-энергетический комплекс 8 2
2.Металлургический комплекс 3.Машиностроение. 4.Химическая, лесная (перерабатывающие отрасли) и легкая промышленность Самостоятельная работа обучающихся:
Ответить на контрольные вопросы учебника стр. 123.
Выполнить задание в рабочей тетради стр. 24-28 задания № 10-15 2 2
Тема 8. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Содержание учебного материала: 6 1.Транспортный комплекс. 2 2
2.Медицинских, образовательные, туристские, деловые, информационные услуги и торговля Практическое занятие. Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. 1 2
Контрольная работа по итогам изучения тем 5-8 1 3
Самостоятельная работа обучающихся:
Ответить на контрольные вопросы учебника стр. 143.
Выполнить задание в рабочей тетради стр. 28-29 задание № 16-22 2 2
Тема 9. География населения и хозяйства Зарубежной Европы Содержание учебного материала: 10 1.Общая характеристика Зарубежной Европы. 6 2
2. Германия. 3.Великобритания. Самостоятельная работа обучающихся:
Составить план-конспект по материалам учебника стр.145-165
Составить экономико-географическую характеристику страны Зарубежной Европы (по выбору)
Ответить на контрольные вопросы учебника стр. 165.
Выполнить задание в рабочей тетради: стр. 30-35 задание № 1-19. 4 2,3
Тема 10. География населения и хозяйства Зарубежной Азии Содержание учебного материала: 11 1.Общая характеристика Зарубежной Азии 8 2
2.Япония. 3.Китай. 4.Индия. Самостоятельная работа обучающихся:
Составить план-конспект по материалам учебника стр.167-199
Составить экономико-географическую характеристику страны Зарубежной Азии (по выбору)
Ответить на контрольные вопросы учебника стр. 199
Выполнить задание в рабочей тетради: стр. 36-43 задание № 1-20. 3 2,3
Тема 11. География населения и хозяйства Африки Содержание учебного материала: 5 1.Особенности географического положения региона. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. 2 2
2.Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Самостоятельная работа обучающихся:
Составить план-конспект по материалам учебника стр.201-217
Составить экономико-географическую характеристику страны Африки (по выбору).
Ответить на контрольные вопросы учебника стр. 217
Выполнить задание в рабочей тетради: стр. 43-47 задание № 1-15. 3 2,3
Тема 12. География населения и хозяйства Северной Америки Содержание учебного материала: 6 Общая характеристика Северной Америки 3 2
Соединенные Штаты Америки Контрольная работа по итогам изучения тем 9-12 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Составить план-конспект по материалам учебника стр.219-239
Ответить на контрольные вопросы учебника стр. 239.
Выполнить задание в рабочей тетради: стр. 48-53 задание № 1-17. 2 2,3
Тема 13. География населения и хозяйства Латинской Америки Содержание учебного материала: 9 Общая характеристика Латинской Америки 6 2
Бразилия Мексика Самостоятельная работа обучающихся:
Составить план-конспект по материалам учебника стр.241-263
Ответить на контрольные вопросы учебника стр. 263
Выполнить задание в рабочей тетради стр. 53-57 задание № 1-16. Составить экономико-географическую характеристику страны Латинской Америки (по выбору). 3 2,3
Тема 14. География населения и хозяйства Австралии и Океании Содержание учебного материала: 6,5 Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. 2 2
Практическое занятие. Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить план-конспект по материалам учебника стр.265-275
Ответить на контрольные вопросы учебника стр. 275.
Составить экономико-географическую характеристику одной из стран региона (по выбору).
Выполнить задание в рабочей тетради: стр. 43 задание № 21 2,5 2,3
Тема 15. Россия в современном мире Содержание учебного материала: 6,5 Географическое, геополитическое и геополитическое положение России. 3 2
Роль России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Практическое занятие. Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Ответить на контрольные вопросы учебника стр. 289.
2,5 2
Тема 16. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Содержание учебного материала: 4 Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема. 2 2
Экологическая проблема. Практическое занятие. Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества. 1 2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1 3
Всего: 108 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «География» требует наличия учебного кабинета.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «География» входят:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплексы учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);
учебно-методический комплекс «География»,
рабочая программа, календарно-тематический план;
печатные издания основной и дополнительной учебной литературы, изданные за последние 5 лет, на каждого обучающегося по дисциплине.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектор и интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Баранчиков Е.В., География для профессий и специальностей социально- экономического профиля: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования образования. — М., Издательский центр «Академия», 2015.
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дополнительные источники:
В.П. Максаковский, География, Рабочая тетрадь по курсу «Экономическая и социальная география мира», М.: Просвещение, 2013
География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
Российский энциклопедический словарь. — М., 2011
Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2004
Интернет-ресурсы по дисциплине:
www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, обязательного тестирования, заслушивания сообщений, докладов, итогового тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Результаты освоения:
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
личностные
− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
устный опрос: индивидуальный, фронтальный, комбинированный, - проверка письменных работ: проверка тетрадей, проведение контрольных работ
подготовка рефератов, докладов и сообщений по изучаемым темам
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики; работа с контурными картами и картами атласа (практическая работа);
подготовка презентаций, рефератов, докладов сообщений и творческих работ по изучаемым темам
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; устный опрос в виде коллоквиума, конференции, беседы, семинара работа в парах (взаимный контроль)
подготовка презентаций, рефератов, докладов и сообщений по изучаемым темам
− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; работа с контурными картами и картами атласа
подготовка презентаций, рефератов, докладов и сообщений по изучаемым темам
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; подготовка презентаций, рефератов, докладов и сообщений по изучаемым темам;
устный опрос в виде коллоквиума, конференции, беседы, осуществление взаимного контроля
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
устный опрос в виде коллоквиума, конференции, беседы
индивидуальный фронтальный и комбинированный устный опрос, -контрольная работа по изучаемой теме (тест, работа по карточкам)
работа по контурным картам, картам атласа
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость. подготовка рефератов, докладов и сообщений по изучаемым темам
устный опрос в виде коллоквиума, конференции, беседы, семинара
индивидуальный устный опрос
контрольная работа по изучаемой теме
метапредметные
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
подготовка рефератов, докладов и сообщений по изучаемым темам
устный опрос в виде коллоквиума, конференции, беседы
индивидуальный устный опрос
контрольная работа по изучаемой теме
− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; работа по контурным картам, картам атласа
подготовка рефератов, докладов и сообщений по изучаемым темам
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; подготовка рефератов, докладов и сообщений по изучаемым темам
устный опрос в виде коллоквиума, конференции, беседы
− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; устный опрос индивидуальный, фронтальный, комбинированный проверка письменных работ: проверка тетрадей, проведение контрольных работ: тестов, работ по карточкам
устный опрос в виде коллоквиума, конференции, беседы
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы; подготовка рефератов, докладов и сообщений по изучаемым темам
устный опрос в виде коллоквиума, конференции, беседы
индивидуальный устный опрос
контрольная работа по изучаемой теме
− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии. подготовка рефератов, докладов и сообщений по изучаемым темам
устный опрос в виде коллоквиума, конференции, беседы, семинара
работа по контурным картам, картам атласа
предметные
− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; работа с контурными картами и картами атласа
подготовка рефератов, докладов и сообщений по изучаемым темам
устный опрос в виде коллоквиума, конференции, беседы, семинара
− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; работа с контурными картами и картами атласа
подготовка рефератов, докладов и сообщений по изучаемым темам
устный опрос в виде коллоквиума, конференции, беседы
письменный опрос (тест, по карточкам)
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; работа с контурными картами и картами атласа
подготовка рефератов, докладов и сообщений по изучаемым темам
устный опрос в виде коллоквиума, конференции, беседы, семинара
письменный опрос (тест, по карточкам)
− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; работа с контурными картами и картами атласа
− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; работа с контурными картами и картами атласа
− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; работа с контурными картами и картами атласа
подготовка творческих работ, а также рефератов, докладов и сообщений по изучаемым темам
устный опрос в виде коллоквиума, конференции, беседы
письменный опрос
− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. работа с контурными картами и картами атласа, письменный опрос,
подготовка рефератов, докладов и сообщений творческих работ
устный опрос в виде коллоквиума, конференции, беседы, семинара, индивидуальный устный опрос