Урок в 7 классе по теме Старославянизмы по учебнику под редакцией Шмелева А.Д.


Урок русского языка в 7 классе по учебнику для общеобразовательных организаций под редакцией А. Д. Шмелева.
Тема урока: «Старославянизмы».
Цели урока:
- уточнить с учащимися понятие старославянизмы;
- показать причины их появления в современном русском языке;
- учить распознавать старославянизмы в тексте и среди общеупотребительных сегодня слов;
- прививать навык пользования словарем;
- воспитывать желание и стремление к совершенствованию своего языка.
Ход урока.
I. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания.
- Вспомните, что вы уже знаете о старославянском и древнерусском языках.
- Какой из них использовался только как письменный язык, а какой был живым разговорным языком?
(Древнерусский язык был живым разговорным языком Древней Руси, старославянский язык никогда не был языком повседневного употребления, а являлся искусственным образованием, предназначенным для нужд богослужения).
- На какие две группы делится лексика языка с точки зрения ее формирования?
(Исконно русская и заимствованная лексика).
- Что называется заимствованной лексикой?
- Откуда в наш язык «попадают» слова? Откуда мы их заимствуем?
(Из старославянского языка, из славянских и неславянских языков).
III. Работа над новым материалом.
1. Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» на стр. 106 (упр. 26).
- Выпишите выделенные слова из текста в столбик.
- Попробуем определить значение этих слов. Если не получается – уточним по словарю.
Глас – голос
Воззвал – звал, обращался с призывом
Восстань – встань, поднимись (для борьбы)
Пророк – избранник Бога на земле, открывающий его волю
Виждь – от глагола видеть, повелит. накл. - смотри
Внемли – слушай, прислушивайся
Исполнись – воплотись в жизнь
Глаголом – словами
- Какую помету имеет в словаре слово глас? (Устар.)
- А почему мы не можем найти в словаре слово виждь?
- Вспомните, какие заимствования есть в составе русского языка. Как вы думаете, из какого языка заимствованы выделенные слова? (Из старославянского языка)
2. Объявление темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о старославянизмах. Наша задача – узнать, что такое старославянизмы, чем они считаются в русском языке, какие существуют фонетические и словообразовательные признаки старославянизмов.
- Запишем тему урока.
3. Работа по учебнику.
1. Работа со статьей учебника.
- Обратимся к 107 странице учебника и прочитаем текст. Попробуем объяснить, почему старославянизмы являются заимствованными словами.
Старославянский язык – это один из южнославянских языков, который использовался на Руси для перевода греческих богослужебных книг с конца X века. Это был письменный язык, одновременно с которым в обыденном общении употреблялся древнерусский язык ,общий для восточных славян. Когда происходило формирование собственно русского языка, старославянизмы вошли в его состав как часть словарного фонда.
Старославянизмы считаются в русском языке заимствованиями. Есть среди них стилистически нейтральные слова: время, среда, храбрый. Однако большая часть старославянизмов относится к книжной лексике, которая придаёт речи возвышенное, торжественное звучание. В толковых словарях эти слова имеют стилистические пометы: бремя (книжное), добродетель (высокое), низвергнуть (книжное, устарелое), ланиты (старинное). Бывают лексические старославянизмы и старославянизмы с фонетическими и словообразовательными признаками. Лексические старославянизмы – это слова, целиком заимствованные из старославянского или церковнославянского, многие из них обозначают религиозные, богословские понятия: творец, пророк, грех, жертва. У остальных старославянизмов есть особые фонетические или словообразовательные признаки, например: врата (при исконно русском ворота), брег (при русском берег), ниспровергнуть (приставка нис-), жизнь (суффикс – зн(ь)), благодушие (элемент благо-).
- Ответьте на вопросы после текста:
1) Какие из приведенных в тексте старославянизмов мы используем в современном русском языке как нейтральные слова?
2) Есть ли среди старославянизмов слова, которые в современном языке уже не употребляются?
3) Почему значительная часть старославянизмов – это книжные слова?
2. Выполнение упражнения.
А) Теоретические сведения. Фонетические признаки.
- Изучите таблиц упражнения 27. Расскажите о фонетических признаках старославянизмов, используя информацию таблицы.
Фонетические признаки
Старославянизмы Исконно русские слова
Неполногласные сочетания
-ра-, -ла-, -ре-, -ле-
град, младой, среда, млечный, шлем Полногласные сочетания
-оро-, -оло-, -ере-, -ело-
город, молодой, середина, молочный, ошеломить
В начале слова ра-, ла-
равный, ладья В начале слова ро-, ло-
ровный, лодка
Сочетание –жд-
чуждый Согласный –ж-
чужой
Согласный –щ-
освещение Согласный –ч-
свечение
В начале слова е-
единица В начале слова о-
один
Б) Практическая работа. Выполнение упражнения 28.
- Определите, в какой группе слов даны старославянизмы, а в какой – русские слова. Запишите в два столбика, подбирая пары слов, в которых старославянским фонетическим признакам соответствуют русские фонетические признаки.

Образец: старославянизмы русские слова
1. Равенство, разница, ладья, врата, злато, прохлада, сребро, чреда, плен, храм, нужда, вражда, хождение, власяница, младой, единый, вращать.2. Ровня, в розницу, холодный, ворота, чередовать, хоромы, волосяной, золотой, одинокий, нужный, ворочать, лодочка, серебро, вражеский, ухоженный, полонённый, молодой.В) Теоретические сведения. Словообразовательные признаки старославянизмов.
- Изучите таблицу словообразовательных признаков старославянизмов.
Словообразовательные признаки старославянизмов
Приставки воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред- Воздвигнуть, низвергнуть, чрезмерный, преступный, предшественник
Суффиксы существительных –стви(е), -зн(ь),
-тв(а) Шествие, жизнь, битва
Суффиксы причастий –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- Грядущий, сияющий, дышащий, глядящий
Суффиксы превосходной степени прилагательных –айш-, -ейш- Милейший, сладчайший
Сложные слова с элементами благо-, добро-, зло-, жертво- и др. Благословить, добродетель, злонравие, жертвоприношение, единообразие
Г) Практическая работа.
- Попробуйте добавить в каждую группу свои примеры.
IV. Итог урока. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
1) Выучить фонетические и словообразовательные признаки старославянизмов.
2) стр. 109 упр. 30 (1, 2)