Проектная работа Активные процессы современного русского языка


Проектная работа:«Активные процессы в современном русском языке». Выполнил: воспитанница 7 «А» класса Васильевой Ксении. Научный руководитель:Якимова Ирина Михайловна Основополагающий вопрос:Наш путь – совершенствование или деградация? Вопрос темы: Какие изменения происходят в русском языке сегодня? Учебный предмет: русский язык. Цели проекта: развитие информационной культуры;знакомство с важными закономерностями в современном языке, с новыми явлениями в нём; соотнесение с внутренними процессами в языке;установление связи между саморазвитием языка и стимулирующими его изменениями в реальной жизни современного общества.Задачи проекта: анализ языкового материала;определение факторов, влияющих на изменения в языке;прогноз дальнейшего развития языка;классификация допустимых вариантов и языковых ошибок в речи. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ обусловлена тем, что данный проект направлен на рассмотрение активных процессов, происходящих в современном русском языке. Анализируя языковые факты орфоэпии, лексики и синтаксиса в современной публицистике, сопоставляя их с аналогичными примерами из недалекого прошлого, мы определяем степень некоторых изменений в современном языке, их направление и возможное развитие языка. Динамика языкового развития столь ощутима, что не оставляет равнодушных ни в кругу лингвистической общественности, ни в среде журналистов, ни в среде обычных людей. Внутренние законы развития языка: закон системности;закон языковой традиции;закон языковой аналогии;закон языковой противоречий; закон языковой экономии. Внешние факторы, влияющие на язык: изменение круга носителей языка;распространение просвещения;территориальные перемещения людей;развитие науки и техники;международные контакты. Вариантность языкового знака: лексические варианты;грамматические варианты;акцентные варианты;фонетические варианты. Изменения в произношении: сближение произношения с написанием- родился – родилс[а], тихий – тих[о]й;фонетическая адаптация иноязычных слов – поэт – п[а]эт;выбор твёрдого варианта ( норма – мягкий вариант) рейтинг [рэ];стирание особенностей территориального произношения – фрикативный [г] заменяется взрывным. Активные процессы в области ударения: тенденция к ритмическому равновесию; заимствованных словах – следование ударению языка источника;варьирование имеет широкий диапазон. Активные процессы в лексике. 1) Возвращение к активной жизни слов, находящихся в «запасниках» языка:появление слов – наименований социальной структуры (дворянское собрание);административная лексика ( губернатор);названия лиц по социальному статусу (коммерсант);лексика образования ( гимназия);религиозная лексика старославянского происхождения ( благотворительность, покаяние);конфессионная лексика (заповедь, грех). 2) расширение или сужение значений слов ( сигнал – «донос»);повышенная метафоричность ;заимствование слов. Заимствования – стремление к модному, более современному слову: лексика государственного управления (саммит);лексика общественно – политическая ( консенсус);лексика научно-техническая ( блюминг);лексика экономическая ( концерн, лизинг);лексика спортивная ( овертайм, шейпинг);лексика обиходная ( шопинг);лексика современного поп-искусства (сингл, шоу). Компьютерный язык. Создание сленга на основе соединения английских и русских корней, английских корней и русских словообразовательных форм ( клава – клавиатура, смайлики, хакер). Иноязычные лексемы в русском просторечии. Внедрение заимствований терминологической речи в бытовой лексикон, в просторечие. Поэтому лексика часто искажается, трансформируется. Внелитературная лексика в языке современной печати. Жаргон ( фр. jargon) – социальная разновидность речи, отличающаяся специфической лексикой.Арго – ( фр. aigot ) – диалект определённой социальной группы, создаваемый с целью языкового обособления.Сленг – ( англ. slang ) вариант разговорной речи ( в том числе экспрессивно окрашенные элементы речи), не совпадающие с нормой литературного языка. Активные процессы в синтаксисе. Появление специфических конструкций:присоединительных членов:Утро начиналось довольно скоро – с будильника, с торопливых маминых сборов. (Р.Зернова);парцеллированных конструкций:Девушка говорила без умолку. Про Сибирь, про счастье, про Джека. (В.Шукшин). Классификация ошибок:Типичные речевые ошибки воспитанниц: Вид ошибки1. Употребление слова в несвойственном ему значении.2. Неоправданное употребление просторечной лексики, жаргонизмов.3. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм.4. Употребление рядом однокоренных слов (тавтология).5. Речевые штампы. Примеры1.Я была шокирована этим рассказом.2. Таким людям всегда удаётся объегорить других.3. Это очень прекрасный герой.4. В этом рассказе рассказывается о событиях.5.Он высказал гневный протест. Типичные грамматические ошибки воспитанниц: Вид ошибкиОшибочное словообразование.Ошибочное образование формы прилагательного.Ошибочное образование формы числительного.Нарушение согласования.Ошибки в построении предложения.Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.Нарушение границ предложения. ПримерыГерой просто надсмехался.Этот герой более интереснее.Это произошло в двух тысяча восьмом году.На моё день рождения.В сочинении я хотела сказать о значении спорта и почему я его люблю.Читая рассказ, возникает такое чувство.Когда герой опомнился. Было уже поздно. Проблемы для самостоятельных исследований: Вариантность произношения – развитие или безграмотность? (28%)Какова лексика наших дней? (32%)Можно ли говорить об экологии лексики? (40%) Цитаты из сочинений: « Русскому языку, и в частности лексике, необходима экология». « О человеке можно судить по его лексике». «Правильная, грамотная речь – это уважение к собеседнику, к окружающим». «Вариантность не шаг к безграмотности, а путь к развитию». «Язык должен совершенствоваться, а не деградировать». « Литературный язык создаётся и совершенствуется культурной частью общества». Список информационных источников: Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М., 2003 г. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2002 г.Горбачевич К. С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. М., 2001 г.Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма. Л., 2001г.Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб., 2003 г.Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. М., 2001 г. Русский язык конца 20 столетия (отв. ред. Е. А. Земская). М.,2000 г.Скляревская Г.Н. Давайте говорить правильно! СПб., 2004 г.Толковый словарь русского языка конца 20 века: языковые изменения (под ред. Скляревской Г. Н.). СПб., 2002 г.http://www.gramota.ru/ http://graphite.h1.ru