Статья Современные проблемы молодежи


Малеева Ксения Вячеславовна, студентка 2 курса
ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»
Научный руководитель: Корсакова Марина Алексеевна, преподаватель высшей квалификационной категории, социальный педагогтребования к новым стратегическим подходам В молодЁжной политике В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ПРОБЛЕМАМИ МОЛОДЁЖИ
В жизни каждого общества важное место принадлежит молодежи, ее общественной деятельности, молодежным организациям. Именно молодежь является главным участником общественного прогресса, в связи с этим, государство и общество заинтересовано в молодежи как в активной социальной силе.
Вместе с тем, в сложившейся социально-экономической обстановке молодежь является наиболее незащищенным классом. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия государства на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида, вовлечения молодежи в политическую и общественную деятельность, поддержке таких молодежных организаций, которые действуют в интересах России. Это осуществляется через государственную молодежную политику.
Кризисы, как продолжительные периоды заметного ухудшения жизни общества актуализируют потребность в качественном улучшении положения молодежи, в локализации риска в молодежной среде, в поддержке со стороны государства инициатив молодых граждан, молодежных объединений через совершенствование государственной молодежной политики.
Молодежная политика – это внутренняя политика государства по регулированию отношений между молодежью и государством.
Основная цель молодежной политики – рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни государства; создания правовых условий выбора молодыми людьми своего жизненного пути, социального становления, самоопределения и реализации инновационного потенциала; образования молодежи, защиты её прав и законных интересов; реализации инициатив и намеченной деятельности; содействию духовному и физическому развитию.
На мой взгляд, основной формой внедрения молодежной политики является широкое привлечение общественных организаций и федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи.
Молодежь – это не только социально-возрастная группа населения в возрасте 14 - 30 лет - это объект национально-государственных интересов, поскольку она является стратегическим ресурсом развития страны.
Следствием социально-экономической нестабильности и неопределенности стало дистанцирование части молодежи от политической жизни, рост аполитичности. Исследователи отмечают, что сложно выделить ценности которые являлись бы доминирующими среди молодежи. Проведя опрос среди своих одногрупников мною выявлены следующие базовые ценности:
Здоровье
Семья
Материальные блага, финансовая стабильность
Свобода и независимость
Самореализация, образование, достойная работа
Как видно из данного перечня, здоровью молодежь отводит большое место в жизни. Высокий рейтинг имеют у молодых материальные ценности – в том числе и как средство достижения семейного благополучия. Нравственные и моральные ценности, к сожалению, не вошли в список базовых ценностей современной молодежи. Такие понятия, как честь, совесть, честно прожитая жизнь, скромность отходят, к сожалению, на второй план.
Условия развития России, а также проблемы молодежи выдвигают требования по выработке государством нового стратегического подхода к молодежной политике. Государственная молодежная политика в Российской Федерации должна быть реализована с учетом тенденций социально-экономического, общественно-политического развития.
На мой взгляд, приоритетным направлением должно быть - вовлечение молодежи в общественную жизнь страны. Для реализации данного направления предусмотрены различного рода проекты, программы. Основными целями, которых являются: самоопределение молодежи на рынке труда, развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи, для достижения которых предусматривается реализация мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи; привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные объединения.
Концепция развития молодежной политики должна предусматривать создание равных стартовых возможностей для молодых людей. Сюда входит, например, возможность получения полного среднего, средне-специального и высшего образования, в области жилищной политики - введение новых форм обеспечения молодых граждан жильем, причем приоритетным остается предоставление жилья детям-сиротам, молодым семьям с внедрением новых специальных схем кредитования.
Для дальнейшей эффективной реализации молодежной политики необходимо направить усилия государства и общества на:
- развитие детского, молодежного и студенческого общественного самоуправления;
- поддержку организаций, осуществляющих работу с детьми и молодежью;
- обеспечение участия общественных и иных некоммерческих организаций в профилактике негативных явлений в подростковой и молодежной среде;
- привлечение общественных молодежных и студенческих организаций к решению проблем занятости;
- содействие общественным молодежным организациям в сфере реализации молодежной политики на международном и межрегиональном уровнях;
- стимулирование активности участия молодежных организаций в городских программах;
- предоставление имеющейся городской материально-технической базы для поддержки проектов молодежных организаций;
- поддержка молодежного народного творчества, молодежных физкультурно-спортивных организаций и т.д.;
- расширение включения в кадровый резерв органов исполнительной власти, предприятий и учреждений молодых людей, проявивших лидерские и организаторские способности в общественной деятельности.
Приоритетной деятельностью государства должно быть инвестирование в молодежные проекты, объединения. Самореализация молодежи осуществляется через её участие в социальных преобразованиях, реформах.
Деятельность государства невозможна без соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики, без осуществления государственной поддержки лиц заинтересованных в проведении мероприятий по реализации молодежной политики.
На современном этапе развития российского общества, на мой взгляд, недостаточно внимания со стороны государства по вопросам профилактики правонарушений среди молодых людей, что повлекло к нарастанию числа фактов противоправного поведения. Государство должно создавать стимулы для инновационного поведения молодежи и её участия в реформировании государства.
Сегодня, к сожалению, не созданы условия для самореализации молодого поколения, реабилитации и адаптации молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Что говорить о механизмах воспитания у молодежи чувства патриотизма и гражданской ответственности.
Острыми проблемами остаются асоциальные явления в молодежной среде (наркомания, алкоголизм, участие в деятельности экстремистских организаций, преступность). Ключевыми проблемами остаются отсутствие системы выявления и продвижения талантливой молодежи, отсутствие у молодых инвалидов возможности самореализации и вовлечения в трудовую деятельность.
Данные проблемы поможет решить вовлечение регионов в реализацию совместных молодежных проектов, адресность инвестирования государственных средств на реализацию молодежной политики, обеспечение условий для расширения информационного обслуживания молодежи. В противном случае это может привести к невозможности преобразований и модернизации российского государства.
При формировании молодежных программ в них необходимо включать мероприятия по строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры для молодежи.
Система приоритетных направлений государственной политики должна обеспечить улучшение положения молодежи в стране, увеличить вклад молодых людей в конкурентоспособность страны, сформировать устойчивые условия развития инициатив.
Существует необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики.
Заключение
Выше был приведен далеко не полный список необходимых мероприятий направленных на увеличение экономической активности молодежи. Они являются дополняющими друг друга и для наиболее оптимального решения проблемы экономической активности молодежи целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение. Политика в отношении молодежи должна быть тщательно разработана и ориентирована на долгосрочный период.
Основными направлениями повышения экономической активности должны быть следующие:
· Ориентация молодежи на создание собственного благосостояния посредством реализации своих трудовых мотиваций. Основное – все же не социальная защищенность молодежи государством, а создание государством механизма реализации профессионального трудового потенциала молодежи. Ориентация на формирование работников-профессионалов с достойным материальным достатком.
· Стратегия мотивации будет эффективной только тогда, если в ней будут учтены исторически сложившиеся условия, национальный характер.
В неотъемлемой связи и по соответствующим направлениям и должны решаться проблемы труда, занятости и экономического поведения молодежи. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества, началась обвальная безработица среди молодёжи. Государственные и федеральные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики.
Важно помнить, что в современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России, будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько настроена к активному участию в них российская молодежь.
Список литературы
Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. – М., 2010
Величко О. И. Совершенствование системы защиты прав несовершеннолетних // Правовая политика и правовая жизнь, 2012
Емолич С.Я. Ценностно-нормативные знания у подростков как условия повышения эффективности ранней профилактики девиантного поведения. //Социально-педагогическая работа.-2013
Мангейм Карл. Диагноз нашего времени. Глава Ш. Проблема молодежи в современном обществе. – М.: Юрист, 1995.
Немытина М. В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь, 2014, N 2.
Усанова Е.П. Комплексный подход к решению проблемы физического, психического и социального здоровья школьников // Моделирование школы здоровья.- М., 2013
Периодическая печать
Жизненные стратегии молодых людей: массовые стереотипы и потребности их коррекции// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 4 (321), 2007.
Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 4 (321), 2007.