Внеклассное занятие на тему Праздник доброты и вежливости (1 класс)


Внеклассное мероприятие в начальной школе
«Праздник доброты и вежливости»

Цели:
а) воспитывать у учащихся нравственные качества: уважительное отношение к людям, доброжелательность, вежливость, умение дарить тепло и доброту;
б) развивать умение дружить, беречь дружбу;
в) формировать манеры культурного поведения, навыки и привычки «хорошего тона».
Оборудование: высказывания выдающихся людей, пословицы и поговорки о вежливости, правила вежливости, запись мелодий, воздушные шарики с «волшебными» словами.


Первые слова, которыми мы начинаем день, -это «доброе утро». Произнося их, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, весёлым, добрым.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! - солнцу и птицам!
Доброе утро! - улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым:
Пусть доброе утро длится до вечера.

- Добрый день, дорогие дети и взрослые! Здравствуйте!

- Сегодня у нас необычный праздник - Праздник доброты и вежливости.
- Как вы понимаете значение слова «вежливость»?
Вежливость - почтительность, приветливость, доброжелательность, стремление не причинять неприятностей другим, готовности прийти на помощь.
Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться "волшебными" словами, от которых становится теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение.

-Я хочу проверить, как вы помните « волшебные» слова. Отвечайте без ошибок.

Дядя Саша огорчён, рассказал он вот о чём:
«Видел Настю-октябрёнка я на улице сейчас.
Настя - славная девчонка, Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти я не слышу слова»(Здравствуйте)
А слово – то какое- очень дорогое.

Встретил Витю я, соседа. Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда, налетел из-за угла!
Но - представьте! –Зря от Вити ждал я слова(Извините)
А слово -то какое - очень дорогое.

Он про внучку говорит: «Экая досада!
Я портфель ей подарил. Вижу очень рада!
Нол нельзя ж молчать, как рыба.
Ну, сказала бы»(Спасибо).
А слово-то какое- очень дорогое.

Назовём «волшебные» слова.
(Выходят пять учеников)

Здравствуйте
"Здравствуйте" - ты скажешь человеку,
"Здравствуй" - улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

Спасибо
За что мы говорим "спасибо"?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Пожалуйста
Отменить что ли слово "пожалуйста"?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"
Нам становится неуютно.

Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что сказал - забывать.
А если я все же забуду, -
Простите, я больше не буду!

Добрые слова
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота, всем идущим:
Кузнецу, врачу, ткачу -
"С добрым утром" я кричу.
"Добрый день!" - кричу я вслед
Всем идущим на обед,
"Добрый вечер!" - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
В правильной форме нужно употреблять слова «извините», «простите», а не «извиняюсь».
Почему за благодарность мы отвечаем: «Пожалуйста»?
(Подчеркиваем готовность помочь.)
-А какие ещё волшебные слова вы знаете?

Вежливость проявляется не только в умении говорить «волшебные» слова, но и в тоне, каким они сказаны, в жестах и мимике, которыми они сопровождаются, в умении слушать и слушать других. Вежливый человек не причинит другому неприятностей, обид, он всегда готов оказать другому человеку помощь или услугу, и делает это охотно.

А сейчас мы отправимся в парк сказок.

Сказочник – учитель. Здравствуйте, ребята!
Я сегодня сказочник и рассказываю свои сказки только добрым и вежливым детям. А все ли вы такие добрые? А вежливые? Ну, это мы ещё посмотрим. И так, я начинаю.
Жила-была девочка Маша. Она училась в школе, где только добрые и вежливые дети. И вот какая история с ней приключилась
Т-с-с А вот и она
Маша. Здравствуйте, ребята!
Я сегодня рано встала,
«Доброе утро!» всем сказала,
Зубки почистила, заправила кроватку.
Вещи мои все лежат в порядке.
В школе я люблю учиться и «5» получать,
А поэтому, ребята, весело мне напевать:
(напевает песню «Улыбка» сл. М. Пляцковского муз. В. Шаинского)
Теперь можно почитать мою любимую книгу «Вежливость и доброта - мои лучшие друзья».
Сказочник. А в это время в королевстве короля Грубияна и королевы Злюки происходило следующее
Король Грубиян. Эй, Невежи, Лентяйчики, Грубиянчики! Быстро ко мне!
(Звонит в колокольчик)
Королева Злюка. Совсем обнаглели! Ничего не делают!
(Звучит «Песня Атаманши» сл. Ю.Энтина
муз. П.Г.Гладкова , входят Грубияны, Лентяй, Невежа)



Король Грубиян. Посмотрите Невежи, Лентяйчики, Грубиянчики, что творится в школах. Дети стали добрыми, вежливыми. Фу, даже противно!
Грубиянчик. Ну, не все ещё! Их даже много! Правда, ребята?
Королева Злюка. Молчи! Нужно как-то действовать! Надо показывать детям дурные примеры!
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» «Зима» и королева напевает:)
Всех на свете я грубее, злее и наглее.
Ну, конечно, это я, я, я
Свет мой, зеркальце, ответь скорей:
Кто культурней и добрей?
( Это девочка Маша!)
Сказочник. И тогда отправились король Грубиян и королева Злюка со своими слугами к Маше.
Король Грубиян. Здравствуй, милая девчушка!
Подружись с нами, подружка!
Вместе в школу мы пойдём,
Вместе ногти погрызём.
Можешь навсегда забыть,
Как «спасибо» говорить.
Эй, Грубиян, Нахал, Невежа,
Проходите поскорей,
Новых вам нашёл друзей!
Ой, сколько здесь ребят!
Нахальчик. Я Нахальчик, а это мои друзья – Невежа, Грубиянчик. Будете с нами дружить? Не слышу?
Маша. Я точно могу сказать, что нет! Правда, ребята?
Нахальчик. Ну, это мы ещё посмотрим!
Маша (плачет). Я не смогу справиться с вами одна. Я позову на помощь своих друзей. Эй, ребята, пожалуйста, идите сюда!
(Выбегают культурные, вежливые дети)
Мальчик. Нам не нравится дружить с грубыми, невежливыми. Мы стараемся быть внимательными к людям, никого не обижать, никого не оскорблять ни словом, ни делом, не причинять неприятностей.
Невежа. Ой-ой! Испугали! Сейчас мы дадим вам наши советы:
Если ты пришёл к знакомым, не здоровайся ни с кем!
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори!
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай!
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун!
Грубиянчик. Если друг твой самый лучший поскользнулся
·и упал,
Покажи на друга пальцем и хватайся за живот!
Король Грубиян. Если к маме или к папе тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный и серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
Королева Злюка. Девчонок надо никогда нигде не замечать!
И не давать проходу им нигде и никогда!
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла!
Маша. Нет, не слушайте, ребята! Это же вредные советы!


Невежа. Ой-ой! Какие мы воспитанные! Но есть ещё дети, которые ведут себя грубо не только с ровесниками, но и со старшими! Я сейчас это докажу.
(Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Трамвай»)
Маша. Нет, ребята!
Этот случай про старушку мы не будем продолжать,
Мы лишь скажем очень дружно:
«Старость надо уважать!»
Король Грубиян. Наверняка в вашей школе есть ребята, которые дразнятся, придумывают разные обидные клички!
Маша. Не может быть! Ребята, разве есть у нас такие?
Грубиянчик. А сейчас расскажем вам историю.
Глаза у Саши велики, но очень близоруки.
Врач прописал ему очки по правилам науки.
Отшлифовали в мастерской два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой их вставили в оправу.
Очки вложили мастера в коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера их получил у кассы.
Нахальчик Но про очки ребятам всем известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем тебе четыре глаза?
Саша, Саша – водолаз! У тебя две пары глаз!
Только ты, очкастый, стёклами не хвастай!»
Невежа. Заплакал Саша от стыда, уткнулся носом в стену
- Нет! – говорит он, - никогда очков я не надену!
1 Добрая девочка. А я б утешила его: «Очки носить не стыдно!
Всё надо делать для того, чтоб было лучше видно!
Над теми, кто надел очки, смеются только дурачки!»
1 Добрый мальчик. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над недостатками своих приятелей. По-настоящему вежливый человек не позволит унижать и оскорблять больного человека!
Невежа. Но когда вы играете в какую-нибудь игру, у вас обязательно бывают драки!
2 Добрый мальчик. Сейчас этого нет! Но я вспомню случай, который подружил нас с Мишей, и теперь мы не дерёмся!
Я стукнул Мишку по плечу, что мне с ним интересно.
А он меня «Привет, молчун!» слегка портфелем треснул.
А я ему щелчок по лбу, что, мол, сегодня не приду!
Он сдачи дал поспешно, мол, приходи, конечно!
У Мишки видели синяк – так это, верно, дружбы знак.
А у меня две шишки – подарочек от Мишки.
2 Добрая девочка. Игру во дворе начинают опять.
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчун-забияка, что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей, соседей они превращают в друзей.
А в играх с друзьями мы сами должны оставаться друзьями.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота! Да здравствует
Вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица! И пусть тот, кто злится,
стыдится!
Маша. Все в играх должны оставаться друзьями, хвастаться силой и драться со слабыми недостойно воспитанного человека.

(Муз. и сл. В.Высоцкого «Песня о друге»)
Король Грубиян. Как весело у вас! Как хорошо!
Королева Злюка. Нам тоже грубость надоела!
Сказочник. Но чтобы эти невоспитанные, злые люди превратились в добрых и культурных , надо пригласить сюда фею Доброты.

Фея: Добрый день, дорогие друзья! Какой сегодня прекрасный день! Какой чудесный зал! Я всегда появляюсь там, где царят доброта, вежливость, воспитанность и красота. Я приглашаю вас познакомиться с золотыми, волшебными правилами:

"Спасибо" и "пожалуйста", "прости" и "извини" -
Это не слова, а ключик от души!
Кроме нашей спутницы - таблицы умножения
Есть еще одна - таблица уважения.
Помните, как азбуку, как дважды два:
"Спасибо" и "пожалуйста"- волшебные слова
Всюду, где нескромному укажут отворот,
Вежливый попросит, попросит и пройдет.
Перед волшебным словом двери отворяются
Пусть оно почаще повторяется
Учитель: А сейчас давайте поиграем.
Игра "Не ошибись, пожалуйста"
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Присядьте!
Попрыгайте, пожалуйста!
Наклонитесь!
Потопайте, пожалуйста.
Руки вперед!
Пожалуйста, улыбнитесь друг другу!
Будьте добры, присядьте.

Маша. Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли.
Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями!

Сказочник. Всякой встрече грозит расставанье, но увидимся с вами опять.
Так приятно сказать «до свиданья», чтобы «здравствуйте» завтра сказать.
Как бы ни было в жизни трудно, нужно вежливость не растерять.
Мы окажем друг другу вниманье и друг друга сумеем понять.

Все. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Загадки.
Закончите фразу.
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь(добрый день)
 
Друг другу на прощание
Мы скажем(до свидания)
 
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее(извинить).
 
До чего ж оно красиво
Слово доброе(спасибо).
 
Когда виноваты,сказать спешите
«Прошу вас, пожалуйста-( извините)».
 
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше (не перебивай).
 
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого( спасибо).
 
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит(добрый день).
 
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь(здравствуйте).
 
Когда нас бранят за шалости,
Говорим(простите , пожалуйста)
 
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят(до свидания).

Научиться правилам вежливости совсем не трудно, стоит только захотеть. "Волшебные" слова помогут в жизни, надо только всегда помнить о них и вовремя говорить.
Делайте людям добро и Добро к вам обязательно вернется!
Делайте добрые дела, не требуйте награды, не упоминайте о них, не хвастайте ими.
Приносят счастье добрые дела,
Тот счастлив ,кто не делал людям зла.
Насир Хосров

Наш праздник подошел к концу, и закончим мы его весёлой добрый песней.
Песня « Если добрый ты»
Литература
1.Классные часы. 1-4 классы И.В.Персидская, Г.А.Фонова.Волгоград. Издательство «Учитель», 2007.
2.Группа продлённого дня 3-4 классы. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Москва «ВАКО», 2010.
3.Завуч начальной школы №6,2003.
4.Воспитание школьников №1, 2006.