Презентация по русскому языку Орфографический словарь как дидактическое пособие


Орфографический словарь как дидактическое пособие для выполнения различных упражненийИспользование орфографического словаря на уроках русского языка Рокоссовской Веры Викторовны, учителя высшей категории ГБОУ школы № 39 Невского района г. Санкт-Петербурга( из опыта работы ) Одной из центральных проблем обучения русскому языку остается проблема орфографической грамотности, которая основывается прежде всего на изучении правил. При этом следует помнить, что правило само по себе не приводит к правильному письму, оно лишь организует обучение письму. Выработка орфографических навыков требует непрерывной целенаправленной работы. В любой письменной работе мои ученики приучены опознавать и выделять орфограмму, а в устной – называть ее, рассказывать о ней. Только путем разнообразных упражнений у учащихся вырабатываются навыки применения правила на практике. В качестве дидактического пособия для выполнения различных заданий на моих уроках постоянно используется «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова, который получил еще с 1934 года широкую прописку в школе. Работа со словарем дает возможность и приобщить учащихся к справочной литературе, и воспитывать у учащихся внимание к слову. У каждого ученика моих классов имеются в наличии орфографический словарь, который приносится на каждый урок. В прошлые годы у моих учеников были в обязательном порядке одинаковые орфографические словари, одного года издания и одного издательства, авторами которых являлись Д. Н. Ушаков и С. Е. Крючков. В этом учебном году словари у детей разные, но неизменно предпочтение отдается прежним авторам. "Орфографический словарь"Д.Н.Ушакова и С.Е.Крючкова знают все учившиеся в школе. И это не случайно: словарем пользуются уже более 70 лет. Ибо он не устаревает, отражая активные изменения в русской лексике и то новое, что принято правилами русской орфографии в данное время. Словарь включает около 15 000 слов. В 43-е издание были внесены соответствующие уточнения и дополнения. Словарем легко пользоваться, он дает справку не только о правописании, но и об ударении, что очень важно для каждого говорящего по-русски. 55-е издание, стереотипное. Прежде чем работать со словарем, надо научить учащихся правильно им пользоваться . Для этого надо провести подробное ознакомление со справочной литературой, провести кропотливую и глубокую работу, связанную с умением пользоваться словарем, с пониманием сущности алфавитного принципа расположения слов в словарях не только с учетом первой, но и последующих букв. В начале книги помещен алфавит и название букв, принятые условные сокращения. В конце – приложение, состоящее из списка имен и важнейших правил правописания, правил переноса. После твердого освоения алфавита учащиеся выполняют задания, которые помогают им овладеть нормами грамотного письма, повысить речевую культуру, понимать значения слов.Вот некоторые из разработанных мной заданий с использованием орфографического словаря как дидактического пособия. 1. Выпишите из орфографического словаря в четыре столбика слова с начальными буквами жё..., чё…, щё…. Обозначьте корень (задание можно дать как при объяснении нового материала, так и при закреплении). Одновременно даются толкования слов. Жёлчь – 1) желто-зеленая горькая жидкость, которая вырабатывается железистыми клетками печени; 2) перен. - раздраженное состояние, раздражение. Говорить с желчью. Чётки – шнурок с бусинками в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитв. Щёголь – человек, любящий наряжаться, франт. Шёлк-сырец – не до конца выделанный продукт и др. слова. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}жёваныйчёботышёлкщёгольжёлобчёлкаШёлк-сырецЩёлка (щель)Жёлто-зелёныйчёрныйшёпотщёгольжёлобчёлншёрсткащёлкатьжёлтыйчёрствыйщёлокжёлудьчёрточкащёлочьжёлчьчёсаныйщёткажёрдочкачётщёчкажёрновчёткижесткийчёрт 2) Выписать из словаря все слова, начинающиеся на цы.., и слова, начинающиеся на ци.., значения которых можете объяснить. Обозначьте корень {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Цыган цибуляЦыкать цивилизацияЦыпки циклонЦыплёнок циклопЦыпочки цилиндрЦып-цып циркЦыц циркуль и др. 3) Со словами, начинающимися с авиа, составьте словосочетания. Образец : опытный авиатор, письмо авиапочтой, работать на авиазаводе. Примечание. Авиатор – специалист по вождению летательных аппаратов. Авиа-латинск.-птица. Элемент входит в состав сложных слов, относящихся к авиации. 4) Выпишите из орфографического словаря по четыре имени прилагательных или причастий с приставками из- - ис-. Образуйте от них краткие формы.Образец.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}избалованный-избалованИстощенный - истощенИзборожденный - изборожденИстраченный - истраченизбранный - избранИсцарапанный - исцарапанИзбыточный - избыточенИсчерченный - исчерчен 5) Выпишите из словаря глаголы, которые начинаются с обс… Определите вид. Образуйте от них глаголы в форме 2лица ед. числа Образец: обсеять – сов. в. обсеешь обскакать – сов. в. обскачешь обстрелять –с. в. обстреляешь 6) Выпишите из орфографического словаря слова с корнем –земл-, обозначьте корень, определите часть речи, объясните значение слова. Примечание. Учащиеся выписывают слова с указанной учителем страницы: земледельческий, землемер, землепашество, землесос, землетрясение, землечерпалка, земляника, земляной. Выполняют задание. 7) Пользуясь орфографическим словарем, заполните таблицу 2-3 примерами на выбор. Обозначьте орфограмму.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Имя существительное Имя прилагательное Глагол{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПриПреПриПре 8) Выпишите из словаря слова с приставкой из- и корнем –бер---бир- с чередованием «е» - «и» в два столбика. Обозначьте орфограмму. Образец. изберу (нет а) избиратель избирать 9) Заполните таблицу, выписыва из словаря глаголы с приставками при- от слова «приподнимать». Во всех формах глагола выделить окончание. Образец.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Глаголы н. ф. + сущ.Постоянныепризнаки глаголаВ. пер. спр.Сохраняя вид, ставим в изъяв. н. наст. или буд. вр.Пов. накл. ед. и мн. ч.Принудить к работес. в.,непер, 2спр.принудишьПринудьпринудьтеПринять решениес. в., перех. 1 спр.примешьПримипримите 10) Выпишите из орфографического словаря глаголы на букву «щ», поставьте их в форму 3 лица мн. ч. и образуйте действительные причастия наст. вр. Выделите суффиксы причастий. Образец.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Н.Ф. глагола 3 лицо, мн. ч.Действ. прич. наст. вр.Щадить щадятщадящийщебетатьщебечутщебечущийщекотатьщекочутщекочущийщёлкатьщёлкаютщёлкающий 11) Составить словосочетания: прич. + сущ.в м. р. дат. п. прич. + сущ. в м. р. тв. п. прич. + сущ. в м. р. п.п. Выделить окончания причастий. Образец. щебечущий соловей к щебечущему соловью щебечущим соловьёв о щебечущем соловье 12) Заполните таблицу. Имя существительное, обозначающее (слова, начинающиеся на ва… и ве… ){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Конкретный неодуш. предметЖивые существа и растенияСостояние, качество, действиевагонварягварварствовалежниквасилёквандализмваленоквассалваяниеваликватагавелогонкавалторнавахтёрвелопробегвальдшнепваятельвещаниеваннаведьмавеяниеванька-встанькавеликанветреностьварежкавепрь ведровербавеерверблюд Данная таблица дается в начале урока как повторение пройденной на прошлом уроке темы «Имя существителное и его значения» и представляет собой переходный этап к новой теме «Словообразование имени существительного»: начинаем производить словообразовательный разбор, используя слова, записанные в таблице. валик от вал – суфф. сп. вахтёр от вахта – суфф. сп. ваяние от ваять – суфф. Сп. велопробег от велосипедный пробег – способ сложения части слова и целого слова Работая с орфографическим словарем, отыскивая нужное слово, невольно ученики обращают внимание на начертания других слов, зрительно запоминают. У учеников появляется не только желание, но и умение пользоваться справочной литературой. И самое главное - работа со словарями происходит не эпизодически, а в системе. Сотни слов, родных и метких,Сникнув, голос потеряв,Взаперти, как птицы в клетке,Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда,В быт обыденный верни, Чтобы речь - людское чудо – Не скудела в наши дни. Вадим Шефнер. Действительно, используя словарь как дидактическое пособие, ученики на моих уроках рассматривают слова и работают с ними прежде всего, чтобы «речь – людское чудо – не скудела в наши дни», чтобы обогащался словарный запас и формировалось качественное правописание. Без словарей, без справочной литературы в настоящее время невозможно, так как в них собраны человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке. Занимательные упражнения, исследовательские задания, игры со словарем вызывают познавательный интерес и любовь к родному слову.