Открытое занятие с детьми 5-6 лет с ОНР 3 уровня Тема «Путешествие в страну гласных звуков»


Открытое занятие с детьми 5-6 лет с ОНР 3 уровня
Тема «Путешествие в страну гласных звуков»
Программное содержание: закрепление представление детей о гласных звуках, развитие навыков звукового анализа; активизация словаря по темам «лес», «деревья», « осень»; развитие навыков образования приставочных глаголов, относительных прилагательных, навыков согласования существительных с прилагательными, формирование умения в составлении повествовательных рассказов, развитие представлений о композиции повествовательного рассказа.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки, схемы построения повествовательного рассказа.
Приветствие, психолого-эмоциональный настрой.
Здравствуйте, ребята еще раз поприветствуйте гостей, улыбнитесь им и от теплой искренней улыбки в это хмурое осеннее утро станет здесь светлее, теплее и уютнее.
Ребята, сегодня нам пришло приглашение из страны гласных звуков, которая находится в лесной чаще.
Примем приглашение?
Во время путешествия нужно будет много , четко говорить.
А чтобы четко говорить ,нужно с пальцами дружить!
Играя пальчиками, расскажем лесную историю .Под высокою сосной скачет заинька косой,
А под низкою сосной зайка прыгает другой.
В норке живет мышка-серое пальтишко.
За кустом сидит лиса, лиска, лисонька-краса.
А на ветках белки, ушки -словно стрелки.
На лужайку вышел волк, он зубами щелк да щелк.
Звери волка испугались, все по лесу разбежались!
Чтобы путь наш начинать, нужно язычок размять, губы потренировать
(у зеркала :упр. «Лягушки», «Слоник», «Бегемотик», «Часики», «Змейка», «Качели», «Лошадка скачет», «Вкусное варенье»)
А теперь опишем маршрут нашего пути в лесную чащу.
Шли мы шли, к ямке ….подошли
Ямку… обошли, до реки…дошли.
По мосту…прошли
На гору… взошли, с горочки… сошли
И в лесок… зашли.
Как красиво в лесу в пору золотой осени!
Поиграем –ка со словом «осень»
Мы любуемся какой природой? ….осенней
Проговорим шепотом, вместе.
А теперь скажем об этом про ребят в прошедшем времени:
Ребята любовались осенней природой.
Про что можно сказать осеннее ?(солнышко, настроение, утро…)
Про что можно сказать осенняя?(природа, погода, туча , пора, природа…)
Про что можно сказать осенний?(ветер, дождик, гриб, листок…)
Про что можно сказать осенние?(листочки, грибочки, тучи, деревья)
Поговорим об осенних деревьях . Листочки на деревьях окрасились в яркие цвета
Как можно об этом сказать по-другому, используя другие языковые средства.
Деревья надели разноцветные одежды. Деревья оделись в желтые и красные платьица…
Красиво в лесу, на земле серебрится мох . Объясните значение этого высказывания.
Поговорим о солнышке: летом солнышко яркое, а осенью …тусклое. Оно, то выходит из-за туч, то вновь прячется …за ними и наступает в лесу мрак.
Что означает слово «мрак»… темнота…темень, сумерки
Часто в лесу можно услышать громкий пронзительный крик
Это кричит сыч -. Кто такой сыч. (сыч- крупная птица, семейства совиных)
Под ногами в лесу хрустят сучья… Что означает слово сук?
Какое чувство овладевает людьми в лесу?
Кто может прийти на помощь людям, заблудившимся в лесу?
Как кричат люди, заблудившиеся в лесу ? … АУ
Какой первый звук , второй .Сколько звуков будет в звукосочетании АУИ, АУИО…
Поиграем в игру «Эхо»
Вот мы и пришли в страну поющих звуков, певческую страну.
Все здесь поет ,и все здесь поют. И зверушки, и деревья, и листочки.
Под березой я нашла…какой лист?
Споем его песенку.
Под осиной я взяла лист…
Так сколько песенок-звуков мы произнесли-пропели?
В русском языке 6 гласных звуков и они поются.
Почему они поются?(воздуху, выходящему из легких при их произнесении ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, в отличие от согласных звуков)
Ребята , лисичка из страны гласных звуков интересуется : можете ли вы различать гласные и согласные звуки.
Я сейчас буду произносить звуки, ваша задача- поднимать соответствующие характеру звука фишки.
А зайка хочет знать, можете ли вы узнавать гласные звуки только по их звучанию.
Я буду произносить гласные звуки, закрыв рот экранчиком, ваша задача показывать карточки с изображенными на них позициями губ произносимого мной звука
А теперь определите гласный звук по моей беззвучной артикуляции.
Устали, чтобы лучше видеть, слышать, говорить, сделаем самомассажРучки растираем, их разогреваем
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки
Веселы, бодры мы снова. И к занятию готовы!
ОЙ ,ребята за нами увязался наш верный друг-старый пес Рэкс. Он принес в зубах картинки, названиями которых вы закончите начатые мной предложения, а также назовете спрятавшиеся там гласные звуки. Эти картинки мы выложим на тропинку осенних лесных историй, которая и выведет нас из леса.
На земле серебрился …мох
Какой гласный звук спрятался между согласными?
Покажите соответствующую букву.
Вдруг солнышко скрылось за тучи, и наступил …мрак
Под ногами хрустнул… сук
В лесу послышался громкий, пронзительный…крик
Это кричал …сыч
На поляну выбежал старый пес…
Вот мы и выложили тропинку осенних лесных историй, приключений, и сейчас ее расскажем.
Кто будет являться героями нашей истории?
А помогут нам рассказать историю не только картинки, но и мои вопросы.
Куда однажды теплым осенним днем пошли ребята?
Как было в лесу?
Во что нарядились деревья?
Что серебрилось на земле?
Чем любовались ребята и не заметили, как заблудились?
Что наступило в лесу, когда вдруг солнце спряталось за тучи?
Что хрустнуло под ногами?
Что послышалось в лесу ?Кто это кричал?
Дети испугались?
Но кто тут подбежал к ребятам и вывел их из леса?
Вот мы и составили рассказ.
А теперь скажите, из скольких частей состоит рассказ-приключение.
Как их можно обозначить? Кружочками разного цвета.
Да, начало рассказа -развитие сюжета, где герои , живут обычной жизнью, куда-то идут, обозначим желтым цветом
В середине рассказа с героями что-то приключается, эту часть условно обозначим красным цветом.
В конце рассказа проблема разрешается, история заканчивается, обозначим эту часть зеленым кружочком.
Теперь этот рассказ вы расскажете дома, сначала по цепочке, а после этого целиком
Ну, а сейчас скажите, по какой стране мы путешествовали?
Что вам там понравилось?
Сегодня, ребята вы много трудились: показали умения в образовании слов, в составлении предложений, рассказа и, конечно же, закрепили свои знания о гласных звуках, что поможет вам научиться читать и писать.