Конспект занятия по логопедии Автоматизация свистящих звуков во фразовой речи

Конспект занятия по логопедии (1 класс)
Тема: «Автоматизация свистящих звуков (С, З, Ц) во фразовой речи».
Цель: закрепление навыка правильного произношения свистящих звуков «С, З, Ц» во фразовой речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
упражнять детей в правильном произношении свистящих звуков и в четком произношении фраз;
учить детей анализировать текст.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать артикуляционную моторику;
развивать фонематическое восприятие;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
развивать память, внимание;
активизировать словарный запас.
Воспитательные задачи:
формировать положительную мотивацию к занятиям;
воспитывать навыки самоконтроля;
воспитывать интерес к слову, к собственной речи.
УУД: Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе.
Регулятивные: умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности.
Познавательные: умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции, классификации, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить небольшие монологические высказывания.
Оборудование: зеркала; предметные картинки; цветные карандаши; картинки с буквами, средства ИКТ.
Ход занятия:
1 этап. Организационный момент (2 мин.)
Задача: создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям свободно высказываться и настроиться на работу.
- Здравствуйте, ребята!
Ну, вот, поздоровались учтиво,
Теперь встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо
Вижу, детки хоть куда!
Ну, начнем урок, друзья!
На занятии наши глаза смотрят и всё.(видят).
На занятии наши уши слушают и всё(слышат).
На занятии наша головка что делает? (думает).
Подумайте и скажите, какие звуки мы учимся четко и правильно произносить на наших занятиях? (с, з, ц).
2 этап. Артикуляционная гимнастика (5 мин.)
Задача: укрепить мышцы артикуляционного аппарата; уточнить произношение свистящих звуков.
- Для того, чтобы мы правильно произносили звуки, у нас должен быть развит речевой аппарат. Давайте сделаем нашу артикуляционную гимнастику. Возьмите свои зеркала.
губки в улыбочку, губки в «трубочку» (и - у);
упражнение «орешки»;
упражнение «мостик»;
упражнение «колесо»;
упражнение «маляр»;
упражнение «часики», «змейка».
Артикуляция свистящих звуков – губки в улыбочке, зубки все видны, кончик языка за нижними зубками, сквозь щель между зубами выходит холодная струя воздуха.
3 этап. Актуализация опорных знаний и представлений (6 мин.)
Задача: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.
- Сегодня, ребята, мы продолжим закреплять свистящие звуки в предложениях. Потому что мы группа не простая, а логопедичекая. И должны все слова проговаривать практически!
- Как мы с вами говорить должны?
- ЧЕТКО, ВНЯТНО, ЧТОБЫ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО! (Слайд).
Но сначала давайте проговорим чистоговорки с этими звуками. Сначала все вместе, затем каждый произнесет.
Чистоговорки.
Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Заяц белый санки сделал и катался у реки.
Заяц рыжий сделал лыжи и помчал вперегонки. (Уточнить значение слова вперегонки. Вперегонки - бежать, стремясь обогнать друг друга).
4 этап. Игра «Подскажите словечко» (8 мин.)
Задача: активизировать познавательную деятельность; развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
(На доске картинки, ученики выбирают необходимую. Затем отгадку записывают в тетрадь, четко проговаривая все звуки. Подчеркнуть цветными карандашами буквы «С, З, Ц»).
Серый волк в густом лесу встретил рыжую.(лису).
Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не (киска).
Хвост лохматый, черный нос. Кто же это? Рыжий(пёс).
Заправляю сам кроватку, быстро делаю(зарядку).
Зайку бросила хозяйка, под дождем остался(зайка).
Длинным клювом тонким схватит лягушонка,
Капнет с клюва капля. Кто же это? .... (цапля).
5 этап. Физминутка (2 мин).
Задача: снять усталость, напряжение; развивать мелкую моторику.
Скачет зайчик (стр.236 «Речь, ритм, движение»).
Ловко с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик.
Вниз скатился, повернулся и опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик!
Снова вниз и снова вверх! Зайчик скачет выше всех!
6 этап. Пересказ текста по вопросам »Зайка и коза» (5 мин.)
Задача: развивать умение излагать, пересказывать текст по вопросам.
-Я прочитаю рассказ, вы внимательно слушайте и ответьте на вопросы. Следите за своим произношением, чтобы звуки все четко были слышны!
У Зины заводная коза. Заведут её – она бегает по доске. Забавная такая. Зина сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенки поёт: - «Скоро мой зайка заснет, зайку никто не возьмет». Но зайка не спит, он козы боится. Вот, забодает коза.
Вопросы: 1. Что есть у Зины? 2.Что делает Зина с козой? 3.Как Зина и Зоя относятся к зайке? 4.Как Зоя играет с зайкой? 5. Какую песенку она поет? 6.Почему зайка не спит?
7 этап. Пересказ текста самостоятельно детьми (5 мин.)
Задача: закрепить умение пересказывать текст самостоятельно, выделяя существенное.
8 этап. Итог занятия. Рефлексия.
Задача: проанализировать и оценить успешность достижения цели.
Ученики рассказывают о том, чем занимались на занятии.
Какие звуки закрепляли на занятии? Что понравилось?
- На столе лежат картинки с человечками. Выберете, пожалуйста, того человечка, который соответствует вашему настроению. Молодцы!
- Ребята, для того, чтобы хорошо говорить, чтобы ваша речь была красивой, надо над этим много работать. Это большой труд! На следующем занятии мы продолжим работу над звуками.
9 этап. Домашнее задание.
Выучить чистоговорку. (На цветке цветок, пьет цветочный сок).








15