рабочая программа математический кружок


Содержание.
Пояснительная записка .
Планируемые результаты.
Структура занятий математического кружка.
Основные формы проведения кружковой работы
Учебно-тематический план кружка.
Литература для учителя.
Литература для учащихся.
Пояснительная записка
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 5-11 классах.
 Основными целями проведения кружковых занятий  являются:
* привитие интереса учащимися к математике;
* углубление и расширение знаний по математике;
* развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
* воспитание настойчивости, инициативы.
 Организация работы кружка.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в середине сентября, а заканчивается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка. В каникулы кружковые занятия не проводятся.
Занятия кружка проводятся 1 раз в недели.
Планирование работы кружка составлено на 68 занятий.
 Основные требования к программе кружка:
1) связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
2) использование занимательности;
3) использование исторического материала;
4) решение нестандартных, олимпиадных задач;
5) учет желаний учащихся;
6) особенности школы;
7) наличие необходимой литературы у учителя.
 
В результате обучения в математическом кружке учащиеся должны приобрести основные навыки решения текстовых задач из различных разделов математики, находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения математических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии  при изучении математики, развить интерес к математике.
Задачи кружковой работы:
Привитие интереса к математическим знаниям;
Развитие математического кругозора;
Привитие навыков самостоятельной работы;
Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
Показать связь математики с жизнью.
В основу составления плана работы математического кружка положены следующие принципы:
Углубление учебного материала.
Привитие у учащихся практических навыков.
Сообщение сведений из истории развития математики.
Решение примеров и задач на смекалку.
Использование занимательной математики.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.
Структура занятия математического кружка:

Доклад кружковца 5-10 мин. (по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).
Решение задач, в том числе и повышенной сложности.
Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.
Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах.
Ответы на разные вопросы учащихся.
Основные формы проведения кружковой работы:
1. Комбинированное тематическое занятие:
Выступление учителя или кружковца;
Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
Разбор решения задач;
Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
Ответы на вопросы учащихся;
Домашнее задание.
2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:
Математическая карусель.
Математический бой, хоккей, футбол.
Математические турниры, эстафеты.
Математические викторины.
Устные или письменные олимпиады.
3. Заслушивание рефератов учащихся;
4. Коллективный выпуск математической газеты:
5. Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок.
Решение задач на разные темы.
7. Разбор задач, заданных домой.
8. Изготовление моделей для уроков математики.
9. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.
10. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.
11. Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.
Учебно-тематический план
№ п/пЗанятия Содержание часы
Сентябрь Вводное занятие. Как люди научились считать.
Как возникло слово «математика». История развития числа.
Приемы устного счета. Интересный способ умножения («метод решетки»).
Решение олимпиадных задач. 2
2
2
2
Октябрь Выпуск математической газеты. Конкурс кружковцев «А ну-ка, математики.
Участие в школьном месячнике математики.
Подготовка к школьной математической олимпиаде.
Участие в школьной олимпиаде 2
2
2
2
Ноябрь Конкурс «Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа?»
Приемы устного счета. Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел.
Задачи со спичками.
Тренировка памяти и внимания.
2
2
2
2
Декабрь Старые русские меры. Меры длины, площади. Меры веса (массы) и объема сыпучих и жидких материалов.
Из истории математики. Цифры разных народов.
Как математика стала настоящей наукой.
Стихотворная страничка. Задачи в стихах. 2
2
2
2
Январь Приемы устного счета. Умножение чисел на 5 (50).
Биографическая миниатюра: Пифагор.
Юмористическая страничка
Шуточные вопросы по геометрии. 2
2
2
2
Февраль Приемы устного счета. Умножение на 9, 99, 999.
Женщины- математики.
Участие в интернет олимпиаде.
Происхождение математических знаков. 2
2
2
2
Март Старые русские меры. Денежная система русского народа.
Решение поисковых задач и задач на смекалку.
Математический кроссворд.
Учёные– математики.
2
2
2
2
Апрель Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.
Биографическая миниатюра: Мухаммед из Хорезма.
Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации.
Натуральные числа. Рассказы о числах-великанах 2
2
2
2
Май Устный счет в сказках.
Задачи в стихах.
Из истории дробей.
Математические фокусы. 2
2
2
2
 
Список литературы:
Альхова З.Н. Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. - Саратов: ОАО Издательство «Лицей». 2001.
Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад.- М.: Издательство «Наука», главная редакция физико-математической литературы, 1975.
Балк М.Б., Балк Г.Д. Математики после уроков. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1971.
Голованов Я. Этюды об ученых. - М.: «Молодая гвардия», 1983.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. средн. шк. - М.: Просвещение, 1989.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Под редакцией Потапова М.К. - М.: «Наука», 1979.
Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1986.
Крысин А.Я., Руденко В.Н., Садкова В.И. и др. под редакцией Колягина Ю.М. Поисковые задачи по математике (4-5 классы): Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979.
Матушкина З.П. Методика обучения решению задач. Учебное пособие. - Курган, 2006.
Нагибин Ф.Ф. Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М.: Просвещение, 1984.
Перельман Я.И.. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. Под редакцией с дополнениями Болтянского В.Г. - М.: «Наука» Главная редакция физико-математической литературы, 1978.
Перельман Я.И. Занимательная арифметика. - М.: АО «Столетие», 1994.
Шатилова А. Шмидтова Л. Занимательная математика. КВНы. Викторины.- М.: Рольф, 2002.
Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы. - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002