Конспект урока по литературному чтению на тему: Развитие речи. Сочинение по картине И. И. Шишкина Зима


Урок литературного чтения.
3 класс
Тема: Развитие речи. Сочинение по картине И. И. Шишкина
«Зима».
Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ по картине.
Задачи:
- учить писать сочинение по составленному плану, используя различные литературные приемы: описания, сравнения, эпитеты;
- формировать умение строить предложения, записывать их в смысловой последовательности, составляя описательный текст; развивать орфографическую зоркость, выразительность и эмоциональность речи;
- воспитывать живой интерес к картинам художников; желание замечать и любоваться красотой природы; делиться впечатлениями от увиденного и писать сочинение.
Оборудование: тетради для творческих работ, презентация, отображающая портрет художника и ряд картин из его творчества: «Утро в сосновом лесу», «Вечер в сосновом лесу», «Сосны освещенные солнцем», «Первый снег», «Уголок заросшего сада. Сныть-трава", «Зима»   и другие.
I ПОБУЖДЕНИЕ
1. Организация урока.
2. Психологический настрой.
Кислые стихи.
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло…
И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасное
Кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
Э. Мошковская.
- Почему все вокруг было кислым?
- Подберите антонимы к слову кислое настроение (радостное, веселое, прекрасное, замечательное и др.)
- Что нужно сделать для того, чтобы все вокруг стало замечательным и несущим радость? (Улыбнуться и пожелать друг другу хорошего настроения).
3. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по творчеству Ивана Ивановича Шишкина, подробно познакомимся с одной из его картин и напишем сочинение.
II РЕАЛИЗАЦИЯ
1. Знакомство с художником и его творчеством (рассказ сопровождается презентацией).
Перед вами портрет великого русского художника – пейзажиста – Ивана Ивановича Шишкина.
За свою жизнь он написал много картин, и все они были посвящены пейзажу. Его картины находятся во многих крупнейших музеях мира. Иван Шишкин родился 13 января 1831 года в г. Елабуге (186 лет назад). Отец мальчика был купцом . Еще он был очень образованным и культурным человеком — инженером, археологом, краеведом, автором книги о родном городе.
Желание рисовать у маленького сынишки проявлялось с детства. Есть свидетельства того, что в детстве Иван разрисовал забор своего дома. Его отец тратил немалые средства на благотворительность: строительство водопровода, церкви, мельниц и т.д.
Именно отец поддержал сына, когда тот решил стать художником.
Мальчику покупали краски, бумагу, нанимали хороших учителей.
Одну из его картин знают все малыши и вы тоже. А называется она «Утро в сосновом лесу». (Показ слайда)
Да – сюжет этой картины находится на этикетке шоколадных конфет «Мишка косолапый».
А вот и другие его картины: «Утро в сосновом лесу», «Вечер в сосновом лесу», «Сосны освещенные солнцем», «Первый снег», «Уголок заросшего сада. Сныть-трава", «Зима». Порой думаешь, что просто не возможно так правдоподобно написать картины и кажется, что все это фотографии.
В этом и проявляется талант художника: не только заметить все до мельчайших подробностей, но и умение изобразить все увиденное с помощью красок и листа бумаги. Самого художника, за умение показать красоту и великолепие природы, называли «лесной богатырь», «царь леса», «старик- лесовик».
Шишкин умел с любовью передавать красоту родной природы. С помощью его картин мы можем побывать в разных уголках природы, расслабиться, отдохнуть и полюбоваться увиденным. 2. Знакомство с картиной И.И. Шишкина « Зима».

Картина Шишкина «Зима» поможет нам совершить заочную экскурсию в зимний лес. Она на столько реалистична, что хочется одеться потеплее, поправить рукавички, потереть раскрасневшиеся на морозе нос и щеки и стоять, просто стоять, любоваться и отдыхать среди царствующей тишины в сонном зимнем лесе.

А) Первичное восприятие картины.
- Как, одним словом можно назвать содержание картины? (Лес, чаща, пейзаж).
- Какое время года изображено?
- Какие впечатления вызывает у Вас картина? (Лес стоит, погруженный в сон под покровом снега).
- Подберите слова, с помощью которых можно охарактеризовать состояние природы. (Тишина, умиротворение, спокойствие, зимний сон, оцепенение и т.д. ).
- Почему складывается такое впечатление?
Б) Д/и «Кто внимательный».
Цель: заметить как можно больше деталей (детальный анализ).
- Что изображено на переднем плане картины? (Опушка леса с большими и маленькими деревьями. Поваленные деревья, птица на ветке).- Что видим на заднем плане картины? (Просека, небо, расступившиеся стволы деревьев)
- Какие краски использовал И. И. Шишкин для написания картины? (Белые, черные, голубые, желтый , коричневый и их оттенки)
- Все мы знаем, что снег белого цвета, но какого цвета он на картине и почему? (Он меняет цвет от освещения). В тени он серый и даже синий, в ямках и под ветками приобретает сероватые оттенки, на фоне неба приобретает оттенки неба, а в лучах солнца становится золотым и искрящимся.
- Кто заметил проскользнувшие лучики солнца в гущу леса? Как вы догадались об их присутствии? (По золотистому отливу снега.)
- Какого цвета небо?
- Почему мы можем увидеть небо? (Возможно впереди есть еще одна опушка или просека)
- С какой стороны лес более густой? Какие слова можно подобрать для описания густого леса? (чаща).
В)    Рассказ учителя.
На картине И. И. Шишкина «Зима» мы видим зимний лес, который изображен так реалистично, что становится немного прохладно. Зимний лес скован морозом и как будто уснул под снежным покровом до наступления весны. На переднем плане видны столетние сосны. Их мощные стволы темнеют на фоне белого снега. Рядом с соснами растут молоденькие елочки. Видно, что прошёл снегопад. Он укрыл весь лес белым пушистым покрывалом. Ветви молоденьких ёлочек под грузом снега свисают вниз. Отдельные деревья и ветви не выдержали тяжести снежного убранства, повалились . Теперь они лежат на земле. Их закрывают большие сугробы.
Справа – непроходимая стена леса. Все вокруг погружено в тень. Но вот редкий луч солнца проскользнул сквозь гущу леса в царство снега и тишины . Он освещает полянку, окрашивая ее золотистым цветом. Взгляд устремляется на единственный просвет, на заднем плане картины . Среди всей темноты леса, видна просека, наполненная светом.
Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого дня. Кажется, что птица, сидящая на ветке, тоже уснула . Чтобы передать чистоту зимнего леса, автор использовал преимущественно белый цвет. А если лучше присмотреться, то можно увидеть, что художник для изображения природы использовал оттенки серого, голубого и жёлтого цвета, что придало картине своеобразную игру света и реалистичность.
Рассматривая картину, мы можем совершить экскурсию в зимний лес и увидеть там красоту и величие природы.
   Картина оказалась настолько притягательной и живой, что захотелось пройтись по зимнему лесу и вдохнуть морозный свежий воздух.  А еще хочется провести ладонью по шероховатой коре стволов сосен, смахнуть снег с еловых веточек и просто послушать тишину, ощущая себя частью всего лесного царственного великолепия.
Картина таинственная и загадочная.
3. Составление плана .А) Беседа:
- О чем вы хотели бы рассказать в своем сочинении?
- С чего лучше начать рассказ?
- О чем еще следует рассказать?
- Чем хотелось бы закончить свое сочинение?
Б) План.
1.) Автор картины.
2.) Что я вижу на картине ? (Передний и задний планы)
3.) Какие краски использовал художник?
4.) Какое настроение вызывает картина?
4. Словарная работа:
Деревья какие? (Высокие, старые, вековые, поваленные засыпанные, покрытые и т.д.)
Снег какой? (Серый, белый, золотистый, пушистый, рыхлый, тяжелый)
Погода какая? (Зимняя, солнечная, морозная, безветренная, тихая)
День какой? (Безветренный, тихий, спокойный, морозный)
Лес какой? (Зимний, сонный, спокойный, величавый, застывший, уснувший)
Настроение какое? (Умиротворенное, спокойное)
Как можно изменить слово лес, чтобы оно не повторялось? (Лес, он, чаща).
Какие слова можно подобрать для рассказа об авторе картины ? (Художник, И. Шишкин, он и т. д.)
Просека- это очищенная от деревьев полоса в лесу
5. Составление рассказа по плану.
(Учащиеся устно составляют рассказ по плану).
6 . Самостоятельное письмо сочинений по содержанию картины.
(Оказывается индивидуальная помощь)
III РЕФЛЕКСИЯ.1. Итог и анализ урока.
Я думаю, что вы сегодня не только продолжили учиться писать сочинение по картине; излагать свои мысли, делиться впечатлениями, но и познакомились с творчеством талантливого художника Ивана Ивановича Шишкина. Возможно, многим из вас захочется посмотреть еще и другие его картины.
2. Самоанализ деятельности учащихся.
Поделитесь своими впечатлениями от урока. Что для вас было новым? Интересным? Продолжите фразу:
- сегодня я познакомился…
- я узнал…
- я старался…
- для меня было тяжело…
- у меня получилось…
- мне запомнилось…
- я хотел бы поделиться своими впечатлениями с …
3. Чтение сочинений по желанию.
- Кто из вас хочет прочитать свое сочинение ?