Внеклассное занятие по русскому языку Международный день грамотности в 5-9 классах


Внеклассное мероприятие по письму и развитию речи
для учащихся 5-9 классов
"Международный день грамотности"
Разработала и провела
учитель письма
Бусоргина Н. П.
8 сентября 2016 г.
Цель: ознакомление  с историей возникновения праздника, воспитание стремление  повысить грамотность  у учащихся.                                                                                                                     Задачи: развивать навык осознанного грамотного письма;
обсудить с учениками вопросы: почему нужно быть грамотным, какие преимущества у грамотного человека и как повысить свою грамотность.
подвести детей к выводу, что уметь грамотно выражать свои мысли нужно для того, чтобы правильно, понимать друг друга;
развивать речь через работу при разборе речевых ошибок;
развивать память, внимание, умение работать в коллективе.
Ход мероприятия
- Сегодня мы вспомним, как велик и могуч наш язык!
Как прекрасно звучание грамотной речи, приятна она человеческому слуху.
Как легко читать красиво сложенный текст.
С днем грамотности, с днем чистого слога!
- 8 сентября отмечают Международный день грамотности. Слайд 1
- Международный день грамотности был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года.
Слайд 2
- Количество грамотных людей в мире – около четырех миллиардов. Слайд 3
- Более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными. Это больше относится к женщинам в тех странах, где не развиты права женщин. Это могут быть и взрослые, и дети из очень бедных семей, если образование в стране платное. Слайд 4
- Более 100 миллионов детей не ходят в школу. Слайд 5
- Быть грамотным необходимо в нашем веке! Слайд 6
- А что же такое грамотность? Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Слайд 7
- Какого человека можно назвать грамотным? Грамотным называют человека, умеющего писать на каком-либо языке.
- Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». Сл. 8
- Почему важно быть грамотным? (ответы детей) Слайд 9
- 1) У грамотного человека больше возможностей для получения непрерывного, продолжающегося образования.
- 2) Грамотные люди обладают лучшими возможностями, быстрее приспосабливаются к новым обстоятельствам, легче решают возникающие проблемы.
- 3) Грамотность иногда может спасти нашу жизнь.
- 4) Многие люди умеют читать. Но прочитав текст, они не поняли смысл прочитанного. Просмотрев фильм, не увидели в нём авторской мысли. Так вот безграмотному человеку нужно разжевывать не только кашу. Слайд 10
-5) Грамотность - это и правильно поставленные знаки препинания, например, от запятой в фразе «Казнить нельзя помиловать» может зависеть жизнь человека.
-6) Неумение изложить собственные мысли — удел неграмотного человека. (Работа над речевыми ошибками сочинений) Слайд 11
В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.
Кактус упал на кота и взвыл от боли.
Глаза вратаря, как и ноги, бегали за мечом.
Из-за тучи выглянул луч солнца и огрел кукушонка
На поле раздавались стоны раненых и мёртвых.
У нас в лесу зимой не осталось ни одной певчей птицы, кроме вороны.
- Всё, о чём мы говорили происходит в наше время. Что же было раньше? Учились дети в школах? По каким книгам? Какими буквами были написаны книги тех лет? Слайд 12
- Дети учились читать и писать в церковноприходских школах по книгам, которые были на Руси: Апостол, Евангелие и Псалтирь.
- Вот как пишет поэтесса Н. Кончаловская:
И в старину учились дети – 
 Их учил церковный дьяк, -
 Приходили на рассвете
 И твердили буквы так:
 А да Б – как Аз да Буки,
 В – как Веди, Г – Глаголы. Слайд 13
- Алфавит назывался глаголица и кириллица. Смотрите на слайд.
Буквы какого алфавита больше похожи на современные? Слайд 14
- Грамотность всегда важна,Это нам не ново:Одну букву изменил —И другое слово.
- Предлагаем поиграть. В слове нужно заменить одну букву, чтобы получилось новое слово. Например, том, сом, ком. Слайд 15
- Следующая игра. Нужно убрать одну букву, чтобы получилось другое слово. Например, уточка – точка. Слайд 16
- Задание усложняется: лишняя буква может стоять и в середине слова. Сл. 17
- Игра «Наборщик». Из букв слова «грамотность» нужно составить как можно больше слов.
Время – 2 минуты. Компьютер составил 278 слов. Слайд 18
- О грамотности сложено много пословиц. Вот некоторые из них. Объясните смысл этих пословиц. Слайд 19
Учить – ум точить.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть
Грамота - не болезнь, годы не уносит.
С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.
Побольше грамотных, поменьше дураков.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
Для ученья нет старости.
- Ну а сейчас настало время определить грамотеев этого учебного года. В России ежегодно проводится Тотальный диктант. В один определённый день и час желающие люди пишут один и тот же текст род диктовку. Их работы проверяют и определяют количество грамотных людей. А самых грамотных награждают.
- Мы не можем провести диктант в нашей школе, так вы учитесь в разных классах и имеете разный уровень подготовки. Девятиклассники знают гораздо больше правил, чем пятиклассники. Поэтому мы немного изменим работу.
Инструкция:
Каждому мы вручаем лист бумаги.
Его нужно подписать.
На листе записан текст.
В нём пропущены буквы. Их надо вставить.
Лист сдать на проверку.
Итоги будут озвучены на школьной линейке.
Награждение учеников по итогам прошлого учебного года.
- И, наконец, настало время поздравить и наградить грамотно пишущих детей. Их мы определяли по количеству «5» в тетрадях по письму прошлого учебного года.
Приглашаем: из прошлого 5 «а» класса
из прошлого 5 «в» класса
из прошлого 6 класса
из прошлого 7 класса
из прошлого 8 класса.
К сожалению, бывшие девятиклассники продолжают обучение не в нашей школе, поэтому у нас нет возможности их поздравить.
- Напутствие
В международный день грамотности Слайд 20Учитесь, пожалуйста, друзья!Читайте книги, словари,Неграмотными быть обидно, нельзя!
Знать, где «о» писать, где «а»,Точку где поставить,Это нужно знать всегда,Каждого заставить!И не надо тут юлить:«Пишем, как умеем!»В жизни каждый должен бытьПросто грамотеем.
В письме электронном, а также обычном Слайд 21 Делать ошибки совсем неприлично.Чтоб каждый мог помнить о правиле сём,В мире День грамотности учреждён!
С грамотности Днём, друзья,Вас хотим поздравить,Пожелать вам запятыеВ нужном месте ставить.
Время может быть насталоНепонятных вам идей,Предлагаем объединитьсяВ группу грамотных людей. Слайд 22
- В школе мы запускаем акцию «Самый грамотный ученик старших классов».
Подводить итоги будем в конце каждой четверти и окончательные учебного года по количеству «5» в тетрадях по письму.
- Пожелания от учеников 8, 9 классов.
- С праздником вас, грамотеи! Слайд 23
- Спасибо. Наше мероприятие подошло к концу. До новый встречи!