Мероприятие Международный день грамотности в начальной школе


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Быть грамотным необходимо в нашем веке! Долг каждого - грамотно писать.
Ведущий 1
Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.
Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».
Ведущий 2
Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.
Ведущий 1
Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. Сегодня мы проводим «Международный день грамотности в начальной школе».
Ведущий 2
В течение дня вы будете получать задания на знание своего родного языка. Участие в конкурсах индивидуальное и командное. Каждый из вас сможет проявить себя. Желаем вам успехов.
Учитель
Участвуют 2 команды: «Грамотеи» и «Знатоки». Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри. Команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть возможность озвучить свой вариант ответа.
1 конкурс-разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько согласных букв? (21)
- Сколько гласных букв? (10)
- Как называется часть речи, обозначающая действие предмета?  (глагол)
- Как называется часть речи, обозначающая предмет?  (существительное)
- Как называется часть речи, обозначающая признак предмета?  (прилагательное)
- Первый звук в слове Яблоко? (й)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?»   (подлежащее)
- Подлежащее и сказуемое – это… (главные члены предложения)
2 конкурс «Весёлая грамматика»
- Из предложенных слогов составьте и запишите слова:
Лу мон  ли но ня на ре мер ма ня мо ма
3 конкурс «Кто больше»
В квадрате с буквами спрятались названия обитателей морей и рек. Отыщите их и запишите на лист. Чья команда назовёт больше слов, получает 1 балл. Учтите, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.

Материал для учителя:
Отгадки к конкурсу:
1. Дельфин
2. Щука
3. Карп
4. Окунь
5. Карась
6. Сом
7. Краб
8. Акула
9. Кит
10. Рак
11. Медуза
12. Осьминог
13. Сельдь.
4 конкурс «Доскажи словечко»
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем)
 
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш)
 
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная ...  (картошка)
 
4. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть, без хруста,
Если я ... (капуста)
 
5. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки)
 
6.  По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки ... (коса)
 
7. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь)
 
8. В черном поле заяц белый.
Прыгал, прыгал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто ж этот заяц ... (мел)
 
9. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка)
 
10. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной ... (медведь)
5 конкурс «Половинки»
(задание на развитие словесно-логического мышления)
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Любишь кататься,     люби и саночки возить.
Век живи,       век учись.
Старый друг лучше новых двух.
Делу время, потехе час.
При солнышке тепло, при матери добро.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит.
5 конкурс «Отгадай ребусы»



6 конкурс «Чистописание»
Каждый класс получает текст для списывания. Жюри оценивает чистоту, красоту и грамотность написанных текстов.
Ведущий 1
Надеемся, что сегодняшнее мероприятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, приобщило к богатству русского слова, вызвало интерес к русскому языку вообще.    
Ведущий 2
Ребята, наша веселая программа подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. А итоги мы подведём во второй половине дня, когда жюри подсчитает баллы и проверит ваши работы. До встречи!
Подведение итогов начинает выступление учеников 2-4 классов
Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
Ученик 2.«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» 
Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Ведущий 1
Слово нашему жюри. (Озвучивают итоги конкурсов)
Ведущий 2
“Учите русский язык –
Годы к ряду,
С душой,
Усердием,
С умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом”
(Сабир Абдулла)
Ведущий 1
Спасибо за внимание!