Программа элективного курса Английский язык для путешественников


Муниципальное образовательное учреждение СОШ № 22
УТВЕРЖДАЮ «___» _______ 2014 г.
Должность
Фио
подпись
Программа элективного курса по английскому языку
«Английский язык для путешественников»
для учащихся 9-х классов
Составитель:
Зотова Юлия Григорьевна,
учитель английского языка
Таганрог
2014
Пояснительная записка
Программа элективного курса разговорного английского языка «Английский язык для путешественников» предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 34 часа.
Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Основной целью обучения иностранным языкам, а, следовательно, и предложенного курса, является формирование коммуникативных умений.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт в реальной жизни.
Данная программа отвечает требованиям к обязательному минимуму по английскому языку, предлагает дополнительный материал, который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и более качественно подготовиться к урокам. Содержание курса способствует приобретению навыков понимания содержания текстов разных жанров, ведения диалога этикетного характера в стандартных ситуациях общения, восприятия на слух основного содержания несложных аутентичных текстов и выделения для себя отдельной значимой информации, навыков написания письма и заполнения анкет. Курс разговорного английского языка "Английский язык для путешественников" позволяет овладеть необходимым лексическим минимумом английского языка и получить ряд интересных сведений об англоговорящих странах, а также учит ориентироваться в типичных ситуациях за границей. Этот курс, являясь своеобразным путеводителем, содержит интересные материалы, которые знакомят обучающихся со странами, говорящими на английском языке, их традициями и обычаями и способствуют расширению лингвострановедческой компетенции.
Содержание курса предполагает работу с различными источниками информации. При организации занятий создаются ситуации, в которых каждый ученик выполняет индивидуальную работу и принимает активное участие в работе группы. Курс не предусматривает сугубо теоретических знаний, а имеет деятельностно-практический характер.

Основной целью
элективного курса является развитие у учащихся практических навыков использования английского языка для профессионального общения в сфере туризма, а также в качестве инструмента для получения новых знаний по выбранному профилю.
формирование устойчивого интереса учащихся к изучению иностранного языка, активизация процесса обучения.
Логика освоения тем определяется задачами:
углублять лингвистические знания по всем видам речевой деятельности, расширять диапазон фоновых знаний;
расширять представления о социокультурном портрете страны изучаемого языка в сопоставлении с родной культурой;
совершенствовать культуру общения (устного и письменного) с различными целевыми направлениями и коммуникативными намерениями;
совершенствовать умение планировать свое речевое поведение в соответствии со статусом речевого партнера; умение работать в сотрудничестве;
развивать умение выходить из положения при дефиците языковых средств в ситуациях общения;
развивать умения ориентироваться в повседневном языковом окружении и извлекать информацию вербального и невербального характера: из газет, теле- и радиопрограмм, инструкций, рецептов, объявлений, а также схем, таблиц, пиктограмм, рисунков, планов и др.;
повышать интерес к использованию полученных знаний в проектной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
В результате прохождения курса школьники должны:
знать/понимать:
• значения новых лексических единиц, единиц речевого этикета;
• особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
• признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, местоимений, числительных, предлогов);
• основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
• роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
уметь:
говорение
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;
•делать сообщения в рамках выбранного профиля с использованием новых информационных технологий;
аудирование
• понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;
• понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
чтение
• ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;
• читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
письменная речь
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Методические положения обучения
В основе курса лежат следующие методические принципы:
• Интеграция основных речевых умений и навыков.
• Последовательное развитие основных речевых умений и навыков.
• Коммуникативная направленность заданий.
• Контекстуальное введение лексики.
• Применение полученных умений и навыков на практике в симулированных ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям мира бизнеса.
• Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и гуманитарном подходах к обучению. Реализацию содержания предпочтительно осуществлять на основе технологий проблемного обучения, технологии имитационного моделирования и проектной технологии. Данный курс поможет формированию ценностно-мировоззренческой компетентности при помощи таких форм деятельности, как дискуссия , урок-диалог; читательской компетентности, этому будут способствовать занятия - исследования, аналитическая беседа, сопоставительный анализ; речевой компетентности за счет подготовки творческих работ, устных высказываний, презентаций и проектов..
Содержание курса невозможно также без текстов, содержащих страноведческую информацию, необходимую для поездки за рубеж (например, как вести телефонный разговор, пользоваться телефонной карточкой и телефоном-автоматом; как ориентироваться на вокзале или в аэропорту, в расписании самолетов или поездов; как заказать билет или номер в гостинице, обед в ресторане и т.д.)
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. На занятиях учащиеся знакомятся с новым лексическим материалом, отрабатывают использование лексических единиц в условно-речевых ситуациях.
Для успешного выполнения целей и задач, стоящих перед данной программой, в ней задействованы разнообразные методы и формы обучения и организации учебной деятельности учащихся: ролевая игра, «мозговая атака», дискуссия, jig-saw reading, викторина, презентация проектов, сочинение, написание личного письма.
Контроль результатов обучения
Контроль усвоения материала курса осуществляется на промежуточном этапе в процессе прохождения каждой темы. Формы контроля разнообразны: инсценирование диалогов, ролевые игры, разгадывание кроссвордов, заполнение различных бланков, аудирование различных текстов и выполнение заданий к ним, тесты, участие в викторинах и мини-проектах.
Итоговый контроль осуществляется в конце изучения курса в форме устной презентации с последующим обсуждением.
Итоговая оценка «зачет»
Содержание программы
Введение (1час).
Преимущества и недостатки современного туризма. (1час).
Формы отдыха, преимущества и недостатки индустрии туризма, современные направления развития в сферы отдыха и туризма.
Куда поехать и что посмотреть?(1 час)
Названия стран, народов и языков; названия достопримечательностей стран, говорящих на английском языке; употребление общепринятых сокращений в географических названиях.
Способы путешествия (1час).
Способы путешествия. Их преимущества и недостатки.
Как договариваться по телефону. Бронирование билетов. (1 час).
Диалог «В туристическом агентстве». Что необходимо взять с собой в путешествие.
Железнодорожные билеты. На железнодорожном вокзале. (2 часа).
Употребление лексики по теме. Вывески и объявления. Диалоги «На вокзале», «Покупка билетов».
Заказ билетов на самолет. Оформление багажа. (2 часа).
Употребление лексики по теме. Подтемы: авиакасса, в аэропорту, оформление багажа, на борту самолета. Возможные проблемы, способы их решения.
Таможенный контроль. Оформление декларации (2 часа).
Разговорные фразы, необходимые при прохождении таможенного контроля. На границе. Паспортный контроль. Основные правила провоза багажа. Запрещенные к провозу товары. Заполнение таможенной декларации. Возможные проблемы, пути их решения.
Размещение в гостиницах. Сервис. (2 часа)
Отработка основных разговорных фраз, необходимых для общения и урегулирования вопросов при размещении в гостиницах, отелях. Выбор комнаты в отеле. Регистрация, оплата услуг. Заполнение карточки гостя. Сервис. Употребление общепринятых сокращений в гостиницах Возможные проблемы, пути их решения.
Осмотр достопримечательностей. Как найти дорогу (2 часа).
Достопримечательности Великобритании и США. Различные способы обращения к прохожим, как найти дорогу в незнакомом городе, знаменитые торговые компании и фирмы; названия магазинов; надписи и объявления в общественных местах.
Посещение ресторанов, клубов и кафе (2 часа).
Основные правила поведения в ресторанах, клубах и кафе. Заказ столика. Выбор блюд из меню. Предпочтения в еде. Расчет. Меню. Типичные блюда США и Англии. Возможные проблемы, пути их решения.
Покупки. Соответствие размеров. Меры веса и длины (2 часа).
Фразы необходимые при посещении торговых центров и совершении покупок. Соответствие размеров одежды и обуви. Соответствие мер веса и длины. Расфасовка товаров;
Формы оплаты покупок. Денежные единицы Англии и США. Возможные проблемы, пути их решения.
Посещение врача (2 часа).
Основные слова и выражения, необходимые при посещении врача, запросе медицинской помощи, в том числе экстренной. Описание симптомов болезни. Медицинская страховка. Обслуживание рецепта. У дантиста. Возможные проблемы, пути их решения
Как говорить о погоде. Повседневное общение людей (1 час).
Описание различных видов погоды; использование разделительных вопросов в беседе о погоде; употребление восклицательных предложений. Диалог "Как говорить о погоде", текст для чтения «Погода и климат»
Нормы поведения в разных странах (2часа).
Манеры и этикет у разных народов. Формы обращения в разных странах.
Повседневная жизнь и праздники (3 час).
Особенности быта и повседневной жизни , семейного уклада, организации досуга, сфер интересов народов Великобритании и США. Праздники. Верования и предубеждения.
Национальные стереотипы (2 часа).
Особенности национального характера британцев, американцев и россиян. Национальные стереотипы.
Подготовка к презентации (3 часа).
Презентация творческих работ («Страна, которую я хотел бы посетить» )(2 часа).
Список литературы
Бим И.Л., Вайсбург М.Л., Грачёва И.П., Лытаева М.А. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки) // Иностранные языки в школе. 2003. №6.
. Дюканова Н.М.. "Поездка в Англию". Учебное пособие. Курс разговорного английского
Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004. .
Келлер Э., Уорнер С. Разговорные клише в английском языке: Учебное пособие. – Обнинск: Титул, 2001.
Кузьменкова Ю.Б. ABC’s of Effective Communication. Азы вежливого общения. – Обнинск: Титул, 2001.
Кисунько И., Музланова Е.С.. "Устные темы, диалоги и упражнения". - М., "Экзамен", 2004 г.
Ощепкова В.В., Шустилова И.И. Britain in Brief. М.: “Лист”, 1998
Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах. Мн.: Выш. шк., 1998. –
Сафонова В.В., Твердохлебова И.П. Пособие по культуроведению. М.: “Просвещение”, 1999.
. Скалкин В.Л., Английский язык в ситуациях общения // изд-во «Высшая школа» М., 1997.
Учебное пособие по страноведению США/Сост И.И. Ощепкова. – М.: Новая школа, 1995.
Чистякова С.Н.,. Лернер П.С и др. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Москва 2004.