Конспект урока к уроку русского языка (обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Устная и письменная речь»


Конспект урока к уроку русского языка (обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Устная и письменная речь»
Автор материала: Демьяненко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Суховской СОШ
Предмет: обучение грамоте
Тема: Устная и письменная речь.
Цель: познакомить учащихся устной и письменной речью.
Задачи:
1. Формировать умения определять устную и письменную речь, делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
2.Развивать самоконтроль, мышление, устную и письменную речь учащихся.
3. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе.
План
Организация класса
Сообщение темы и целей урока
Работа по теме урока
Закрепление и обобщение
Итог урока
Ход урока
Организация класса
-Прозвенел и смолк звонок, он позвал вас на урок. Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь. Сегодняшний урок обучение грамоте проведу у вас я. Меня зовут Татьяна Владимировна.
Сообщение темы и целей урока
-Сегодня на уроке мы познакомимся с устной и письменной речью.
Работа по теме урока
- Ребята, посмотрите на экран. На экране изображены первобытные люди. Они не могли говорить. Для своего общения первобытные люди использовали жесты, издавали отдельные звуки. Но потребность в общении росла. Им приходилось придумывать язык. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.
-Устная речь – (на древнерусском языке означало рот, губы) от слова уста. Устную речь мы слышим и произносим. С помощью нее мы можем что-нибудь сообщать, выражать какую-нибудь просьбу.
- С каким видов речи мы познакомились? ( с устной речью)
- Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. И наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.
- В «Букваре», кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это письменный вид речи.
Следовательно, речь будет называться письменной.
- С каким еще видом речи познакомились? (письменным)
Закрепление и обобщение
-Откройте, букварь на стр.11. Где лежит закладка. Посмотрите на верхний рисунок на этой странице.
-Что на нем изображено? (ребята, взрослые, клоун, киоски и т.д.)
-Приведите примеры использования устной речи. (обращения ребенка к матери, приветствие клоуна по мегафону.)
-А теперь письменной? (записи на афишах, вывеска магазина, название остановки автобуса, статья в газете, слово на асфальте)
Проведем физминуткуРаз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть
-Письменную речь можно сохранять и передавать. Прежде всего, это книги, газеты и, конечно, письма. Сейчас я прочту интересное письмо, а вы подумаете, кто его мог написать?
Мои папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили.
Мама и папа, я без вас скучаю. Особенно по вечерам. А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплеться – хоть в дом не заходи…
Дорогие мама и папа, вы меня теперь просто не узнаете меня…Хвост у меня крючком, нос холодный и лохматость повысилась…Так чтовы за меня не переживайте.
До свидания. Ваш сын – Дядя Фарик.
Э.Успенский.
-Кто написал письмо? (первая часть писал Дядя Федор. После первого многоточия идет текст, написанный котом Матроскиным. Потом снова Дядя Федор, а закончил четыре буквы в последнем слове – снова Шарик.)- К какой речи относим это письмо? (к письменной)-Ежегодно в своей жизни человек использует устную речь. Она необходима для общения между людьми. В современной жизни для передачи устной речи очень часто используется телефон. Послушаете шутливое стихотворение об испорченном телефоне.
Испорченный телефон
-Будьте добры,
-Чего вы хотите?
Позовите врача!
Какие бобры?
-Куда вы звоните?
-Будьте бобры,
Какого грача?
Позовите грача!
-Врача позовите, будьте добры!
-Если бобры, Так зачем же врача?
В.Баширов
-К какой речи можно отнести это стихотворение?
-Какую речь вы используете, находясь в магазине, на улице, в школе, в транспорте? (устную)
-Использовали ли вы до школы письменную речь?
-Какую речь сохраняет магнитофон? (устную)
-Какие примеры устной и письменной речи использованы в телевизионных передачах? (Телевизор сохраняет, а лишь передает устную и письменную речь.)
Вернемся к учебнику.
-Ребята, рассмотрите рисунки и составьте по ним рассказ стр. 11
Итог урока
- Какую речь мы называем письменной?
-А какую речь называем устной?
-На уроке хорошо поработали следующие учащиеся……