Технологическая карта урока знакомство с первой учебной книгой — Азбукой


ВВОДНЫЙ УРОК. ЗНАКОМСТВО С ПЕРВОЙ УЧЕБНОЙ КНИГОЙ – «АЗБУКОЙ»
Цель деятельности педагога Познакомить с учебником «Азбука», ее автором, художником; с условными обозначениями слов, предложений; сформировать начальные сведения о понятиях «речь письменная» и «речь устная»; создать условия для развития внимания, фонематического слуха, обогащения словарного запаса, воспитания интереса к чтению
Тип, вид урока Комбинированный
Планируемые образовательные результаты Предметные: умеет: слушать текст сказки; составлять предложения на тему иллюстраций, соотносить конкретные предложения с графической моделью текста, озаглавливать рассказ, заданный иллюстрацией, отвечать на вопросы учителя по прочитанному им тексту, работать с элементами-шаблонами печатных букв; имеет представление о предложении как высказывании, содержащем сообщение о чем-либо и рассчитанном на слуховое или зрительное восприятие.
Личностные: формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности, внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к школе; развитие интереса к учебному труду; знание, принятие, соблюдение и оценка основных моральных норм поведения и следующих базовых ценностей: «добро», «терпе-
ние», «родина», «природа», «семья».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: научится принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; получит возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Познавательные: научится понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках, понимать знаки, символы; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Окончание табл.
Коммуникативные: научится использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться строить понятные для партнера высказывания, участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
Формы и методы обучения Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический
Основное содержание темы, понятия и термины Учебник «Азбука». Роль и значение книги в жизни людей и общества.
Модель предложения
Образовательныересурсы Сюжетные картинки, магнитная доска, фланелеграф, полоски бумаги для построения модели предложения
Организационная структура урока
Этап урока Элементы содержания; методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
осуществляемые действия формируемые умения 1 2 3 4 5 6
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока Фронтальная беседа. Проверка готовности класса и оборудования. Созда-ние позитивного эмоционального – Где вы сейчас находитесь?
– С какой целью родители привели сегодня вас в класс?
– Поздравляю вас с началом школьной жизни! В эту первую школьную неделю мы познакомимся друг с другом, узнаем школьные правила, то есть будем учиться быть учениками.
Желаю вам всем успехов! Начнем наш урок и познакомимся с первой учебной книгой – Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.
Рассматривают учебник «Азбука» Могут проявлять эмоциональную отзывчивость к веселым вопросам, пробуждающим любознательность.
Умеют принимать и сохранять учебную цель и задачу Фронтальная. Наблюдение учителя
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
настроя на восприятие учебного материала «Азбукой» I. Организационный момент.
Сообщение темы урока Фронтальная беседа. Проверка готовности класса и оборудования. Созда-ние позитивного эмоционального настроя на восприятие учебного материала – Где вы сейчас находитесь?
– С какой целью родители привели сегодня вас в класс?
– Поздравляю вас с началом школьной жизни! В эту первую школьную неделю мы познакомимся друг с другом, узнаем школьные правила, то есть будем учиться быть учениками. Желаю вам всем успехов! Начнем наш урок и познакомимся с первой учебной книгой – «Азбукой» Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.
Рассматривают учебник «Азбука» Могут проявлять эмоциональную отзывчивость к веселым вопросам, пробуждающим любознательность.
Умеют принимать и сохранять учебную цель и задачу Фронтальная. Наблюдение учителя
II. Открытие новых знаний Беседа по ил-
люстрации обложки «Азбу-
ки». Работа с содержанием, обложкой, оглавлением, условными обозначениями учебника – Рассмотрите обложку учебника. Какое время года нарисовал художник?
– Почему вы так думаете?
– Да, это конец лета. Скоро наступит осень. Какие признаки осени изобразил художник?
– Что делает мальчик?
– Опишите внешний вид щенка.
– Кто из вас прочитает название этого учебника?
– Что означает слово «азбука»? Рассматривают обложку учебника «Азбука», титульный лист и содержание; читают название учебника (фамилию автора и заглавие); знакомятся с аппаратом ориентировки в учебнике. Умеют работать с учебной книгой, определять учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информа- Фронтальная. Устный опрос.
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
– В старые времена первая буква алфавита называлась не «а», а «аз», вторая – не «бэ», а «буки». Соединим названия первых букв (аз + буки) – получится слово «азбука», то есть название книги, по которой дети учатся читать.
В ней вы познакомитесь со всеми звуками русского языка, научитесь выделять их из слов и правильно произносить, обозначать звуки буквами и читать слоги, слова, предложения и целые тексты. Лето. Начало осени.
Трава и кусты зеленые, цветут цветы. На небе радуга. Улетают журавли. Девочка держит книгу, скоро пойдет в школу. Гуляет с собакой. ционного поиска, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Беседа по иллюстрации титульного листа. Фронтальная работа по иллюстрации. – Посмотрите, кто здесь нарисован.
– Дайте имена детям и клички животным.
– Составьте о них рассказ.
– Озаглавьте эту иллюстрацию. Рассматривают иллюстрацию титульного листа в учебнике, отвечают на вопросы учителя. Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, использовать иллюстрацию для решения учебной задачи, принимать и сохранять учебную цель. Фронтальная. Устные ответы на вопросы.
Физкультминутка. Аист крылья расправляет,
Аист книгу раскрывает.
В книге – буквы и слова.
Аист видит букву «А».
И, надев очки на нос,
Он читает: Аб-ри-кос. (Г. Сапгир) Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения. Готовы заботиться о поддержании активной работоспособности своего организма и осуществлять профилактику утомления. Фронтальная. Наблюдение учителя.
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
Знакомство с моделями единиц русского языка и их условными обозначениями. Эвристическая беседа, игровой момент. Практическая работа с моделями единиц русского языка и их условными обозначениями – Все, что мы говорим, это речь. Догадайтесь, как называется речь, которой мы сейчас с вами пользуемся?
– Такая речь называется устной, потому что мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи голосового аппарата, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим. Но кроме устной речи есть речь, которая в книгах, газетах обозначена буквами. Это письменная речь. Рассмотрите условные знаки на странице 2 учебника. Это полоска. Мы будем обозначать ею любую вашу мысль о ком-то или о чем-то, произнесенную вами вслух (устное высказывание). Возьмите в правую руку полоску и покажите мне. Положите ее на место. Ниже нарисован домик, в котором «живут» наши мысли – высказывания (предложения). Вот крыша, слева – «стена» как начало дома, внизу «пол», а справа конец дома, где расположен «замочек» (точка).
– Выскажите свою мысль о нашей книге «Азбука».
– Возьмите полоску и поселите ее в дом-предложение.
– Когда мы научимся писать, мы будем записывать наши мысли буквами, начинать первое слово с заглавной буквы и заканчивать все предложение точкой. Отвечают на вопросы учителя, рассматривают условные знаки на странице 2 учебника.
«Азбука» – наша первая книга.
Выполняют действия с условным знаком-полоской. Могут осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, работать с учебной книгой – рассмотреть обложку, титульный лист и содержание, прочитать название учебника (фамилию автора и загла-вие); знают аппарат ориентировки в учебнике и умеют осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применять на практике методы информационного поиска. Фронтальная. Устные ответы.
Практическая работа
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
– В верхнем левом углу нарисован дом, в котором «живут и дружат» предложения, например, текст сказки, рассказа, стихотворения. Все предложения в тексте выражают какую-то одну общую для них мысль, которая «живет» в самом верхнем предложении «под крышей». Около этого предложения точка не стоит. Это заголовок всего текста. Покажите его.
– Прямоугольники – это значимые слова, они что-то обозначают, например, предметы (дерево, стол, парта), признаки предметов (высокое дерево, низкое дерево), действия (идет, бежит, летит).
– Треугольниками обозначены слова-помощники, которые служат для связи слов в предложении.
– Вот модель предложения.

– Подумайте, подходит ли к этой модели предложение: «Дети играют в парке». Проверьте.
– Теперь скажите, подходит ли к этой модели или нет предложение: «В парке играют дети?» Почему?
– Выложите на парте с помощью шаблонов это предложение.
Рассматривают схему предложения, находят в схеме точку и показывают ее.
Рассматривают схему предложения, соотносят предложение с данной схемой.
Выкладывают на парте с помощью шаблонов предложение «В парке играют дети?» Могут моделировать различные языковые единицы (буквы, слово, предложение), использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение). Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
– С остальными моделями русского языка мы познакомимся позже. Физкультминутка Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись Исходное положе-ние – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения Проявляют готовность заботиться о поддержании активной работоспособности своего организма и осуществлять профилактику утомления Фронтальная. Наблюдение учителя
III. Первичное закрепление Игровой момент. Практическая работа с моделями единиц русского языка и их условными обозначениями Читает загадки.
Птичка-невеличка
Носиком нырнет,
Хвостиком вильнет –
Дорожку проведет. (Игла.)
Бабушка шьет иглой.

Два конца, два кольца,
А в середине – гвоздик. (Ножницы.)
У мамы острые ножницы.

Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг. Отгадывают загадки. Составляют предложение со словом-отгадкой
Способны использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение), понять смысл загадки; умеют принимать и сохранять учебную цель и задачу, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, моделировать различные языковые единицы (буквы, Фронтальная. Индивидуальная. Практическая работа
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6
Толстый тонкого побьет –
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь.)
Гвозди забивают молотком.

Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (Топор.)
У дедушки новый топор.

Скоро ест, мелко жует,
Сама не ест, другим не дает. (Пила.)
Мы взяли пилу.

Новая посудина, а вся в дырах. (Дуршлаг.)
– Что объединяет все слова-отгадки? – Это инструменты слово, предложение) IV. Подведение итогов Анализ и оценка успешности достижения цели и перспективы последующей работы. Обобщающая беседа – Что нового узнали на уроке?
– Расскажите, как появилось слово «азбука»?
– Назовите известные вам инструменты Формулируют полные ответы на вопросы.
Высказывают предположения Способны формулировать собственное мнение, адекватно воспринимать качественную оценку своей работы Фронтальная. Развернутые устные ответы на вопросы