Открытый урок по теме: «Литосфера. Внутреннее строение Земли» 6 класс.

Открытый урок по теме:
«Литосфера. Внутреннее строение Земли.» 6 класс.
Учебно-воспитательные цели:
Ввести понятие «литосфера», раскрыть его признаки, добиться её осмысления
Сформировать представление о внешнем и внутреннем строении Земли
Научить различать оболочки Земли по их расположению и составу
Научить использовать текст учебника и рисунки для описания оболочек Земли и заполнения по этим данным таблицы
Развить познавательную активность, интерес к изучению новой темы, работать над формированием логического и абстрактного мышления.
Воспитывать бережное отношение к планете как к уникальной экосистеме.
Оборудование: мультимедийный проектор, атласы 6 класс, УМК., слайды по теме « Литосфера», схема « Строение земной коры»
Географическая номенклатура: Кольский полуостров
Ход урока
Организационный момент
Проверяет готовность к уроку. Записывают число и тему урока.
Домашнее задание Проговаривает д/з на доске
А)краткие сообщения.
Б)п.16 вопросы в конце
В)Подготовить модель земного шара с оболочками из различного по цвету пластилина или цветной бумаги (для желающих) Записывают д/з.
3. Вводная беседа.
Здравствуйте ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме.
Какие источники нам помогут при изучении темы?
Учебники, атласы, (ИКТ), учитель.
Изучение нового материала
Я предлагаю сегодня на уроке написать совместное письмо, неизвестным жителям далеких галактик.
Давайте представим себе, что на Землю летит космический корабль с инопланетянами. Что увидят пришельцы из Космоса подлетая к нашей планете и сможем ли мы с вами помочь им в ее изучении?
Приближаясь к Земле, они увидят голубую планету, окутанную перемещающимися облаками, а в просветах между ними – огромный океан с пятнами суши: материками и островами.
Они не могут не заметить, что поверхность суши Земли очень разнообразна. Как шрамы, пересекают её горные хребты. Местами вершины их покрыты ледниками. Обширные равнины заняты зелёными лесами, степями, жёлтыми пустынями. Извиваясь по суше, к океану направляются реки. Блестят пятна озёр. И конечно, гости из Космоса обратят внимание на всё то, что создано человеком: города и посёлки, дороги, с движущимся по ним транспортом, каналы, обработанные поля и многое другое. Всё то, что увидели бы инопланетяне, приближаясь к Земле, образует её внешние оболочки. Вывод; главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких вложенных друг в друга оболочек или геосфер.
а ) работа с терминами
Давайте вспомним и запишем в письме, какие оболочки Земли вы знаете?
Отвечают, используя раннее полученные знания.
б) конкурс переводчиков
Эти слова греческие. Какая часть у этих терминов общая? И что она означает?
Давайте переведем эти слова в письме и запишем в схеме, иначе будет не понятно о чем идет речь.
Посмотрите внимательно на оболочки, которые вы записали и скажите, можно ли используя часть этих слов получить новое?
«Лито» - камень «Гидро» - вода
Сфера «шар»
«Атмо» - воздух «Био» - жизнь
Биология, биогеография, гидрология, гидростанция и тд.
Как вы думайте какая возникла раньше? Почему?
в) планирование и целеполагание
Сегодня мы будем изучать каменную, твердую оболочку земли.
Помогите составить план для изучения нашей темы инопланетянам. Запишем в письме. План: где расположена, строение и способы изучения.
в) Рассказ с демонстрацией. Земля имеет сложное внутреннее строение. В строении Земли выделяют три основных слоя.
Назовите эти слои используя рисунок в атласе с. 26, учебник с.39 рис. 32? Подпишите на схеме в письме!
Физминутка. Я думаю что вы немного устали, поэтому предлагаю немного расслабится и отдохнуть. Голова (наклоняют)- ядро Земли, Мантия- руки (круговые движения), Земная кора –ноги(переступают). Продолжаем работу.
Сейчас я предлагаю разделиться на группы и добыть знания самостоятельно, используя источники знаний. В письме есть скелет таблицы, заполним его и обменяемся полученными данными.
г) заполнение таблицы разбившись на три группы.
Какие особенности имеют эти оболочки?
Используя текст учебника с.38-40, схему «Внутреннее строение Земли», а также таблицу, заполняют ее в письме.
Внутренние
оболочки Земли
мощность
температура
особенности

Ядро
Мантия
Земная кора




Заканчиваем таблицу.
д) беседа
Как вы думаете, зачем людям знать о внутреннем строении Земли?
Чтобы искать полезные ископаемые, предсказывать извержение вулканов, землетрясения, прогнозировать стихийные природные явления
Ребята скажите пожалуйста, а какие способы изучения литосферы существуют? И что бы вы предложили инопланетянам при совместном изучении? Используя учебник и атлас, допишите предложение в письме!
Способы изучения литосферы: бурение, космический, сейсмический.
е) сообщение ученика. Сейсмический метод.
Ну вот и пришла пора заканчивать письмо, дописываем то что не дописали. Заполняем фамилию в начале письма. Запаковываем письма в конверт отправляем на космодром в г. Свободный Амурской области.
У нас осталось немного времени, давайте закрепим наши знания используя таблицу-игру. На рисунке спрятались названия оболочек, попробуйте их найти и объяснить.



Я
М
И
К
С
Л
И
Т
О
С
Ф
Е
Р
А
Д
Ж
П
Ы

Х
А
Т
Л
Ж
Г
И
Д
Р
О
С
Ф
Е
Р
А
Р
О
Л

В
Н
Б
И
О
С
Ф
Е
Р
А
Ъ
Я
З
Е
Э
Ф
Й
С

А
Т
М
О
С
Ф
Е
Р
А
Н
С
Х
Ф
Ф
И
Г
Л
Т

В
И
П
Р
Д
К
У
Ц
Ш
А
Р
Е
Ф
С
О
И
Б
З

М
Я
Д
Р
О
Р
З
Е
М
Н
А
Я
Ж
К
О
Р
А
Й


У нас осталось немного времени для выставления оценок. Выставление оценок.
Урок закончен. Спасибо за внимание!


15