Единицы измерения информации. Вероятностный подход определения количества информации в сообщении

Тема урока: «Единицы измерения информации. Вероятностный подход определения количества информации в сообщении».
Цель урока: формирование у учащихся понимания вероятности, равновероятных событий, вероятностного подхода к измерению информации.
Задачи:
Предметные: дать понятие количества информации; познакомить с единицами измерения информации; научить измерять информационный объем сообщения через содержательный ( вероятностный) подход.
Метапредметные: сформировать понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения.
Личностные: развитие навыков концентрации внимания.
Тип урока: урок практикум
Оборудование: учебники, раздаточный материал.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Используемые образовательные технологии: мультимедийные, деятельностный подход.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, практическая работа. Приемы обучения: беседа, объяснение, решение задач.
Основные понятия: единицы измерения информации, бит, информационный объем сообщения, вероятностный подход к определению информационного объема сообщения.
Требования к знаниям/умениям учащихся:
знать: определение бита, информационного объема сообщения, вероятностного подхода, формулу расчета информационного объема сообщения, единицы измерения информации, какие события являются равновероятными, какие неравновероятными; как найти вероятность события; как найти количество информации в сообщении
уметь: различать равновероятные и неравновероятные события; находить количество информации в сообщении, что произошло одно из равновероятных событий.
Структура и ход урока
Этап урока, время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный этап
(1 мин.)
Приветствие, проверка присутствующих и готовность класса к уроку


Опрос домашнего задания (8 мин).
Письменный фронтальный опрос- «Решение задач кодирование информации»


Актуализация знаний
( 4 мин.)
С расширением знаний об природе, изобретении новых орудий труда у человека возникла необходимость измерять окружающие объекты. Вспомните, какие единицы измерения вам известны? А можно ли измерить количество информации? Для чего человеку необходимо измерять объем того или иного сообщения? Сегодня на уроке мы познакомимся с единицами измерения информации, научимся переводить одни единицы измерения в другие, познакомимся с вероятностным подходом определению количества информации в сообщении. Записываем тему урока.
Отвечают на вопрос. Записывают тему урока.

Изучение нового материала ( 29 мин)
В любом сообщении, которое мы получаем содержится определенное количество информации. Существует два подхода к определению количества информации: 1)вероятностный подход- создан для измерения информации человеком. Алфавитный подход или технический- создан для измерения информации компьютером. С ним мы познакомимся на следующий урок.
Мы живем в мире вероятностей. Каждый день с нами происходят события, которые могут случиться, а могут и не случиться. Например, ответьте на вопросы:
1.Вы завтра пойдете в школу?
2. Вы завтра будете обедать?
3. В ваш день рождения вам подарят подарки?
Вероятность перечисленных событий можно отразить двумя словами «Да»- «Нет». Такие сообщения содержат в себе минимальное количество информации, равное 1 бит. Запишем определение: бит- количество информации, содержащееся в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. Выполните задание №1.
А теперь попробуйте ответить на следующие вопросы:
1.Что приготовит завтра мама вам на завтрак?
2.Что подарят вам не день рождение?
3. Какая карта выпадет из колоды?
В этих вопросах вариантов развития событий несколько, следовательно, и информационный объем сообщения больше. Вероятность развития событий возрастает ровно в 2 раза, а объем каждого события увеличивается на 1 бит. Познакомьтесь с таблицей в задании №2. При равновероятностном протекании событий количество информации определяется по формуле.N= 2i, где N-количество возможных информационных сообщений/вариантов, i- количество информации, которое несет 1 сообщение/1 вариант.
Выполните задание №2. Сделайте вывод: в чем суть вероятностного подхода в определении количества информации?
Итак, вы заметили, что чаще всего информация объемна и для ее измерения нужны не биты, а более крупные единицы.






Письменно выполняют задание №1






Письменно выполняют задание №2.

Домашнее задание (2 мин.)
§4. Решить задачи:
1.На планете Алюминиевая количество месяцев в году отличается от нашего. Сообщение о том, что в этом месяце ежегодное собрание будет проходить в месяце пунь передало 5 бит информации. Сколько месяцев на планете Алюминиевая?
2.B некоторой стране автомобильный номер длиной 8 символов составляют из заглавных букв (задействовано 20 различных букв) и десятичных цифр в любом порядке. Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байтов (при этом используют посимвольное кодирование и вcе СИМВОЛЫ кодируются одинаковым и минимально возможным количеством битов). Определите объём памяти, отводимый этой программой для записи 40 номеров.
3. При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 14 символов и содержащий только символы Е, Г, Э, 2, 0, 1, 4. Каждый такой пароль в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит).Определите объём памяти, отводимый этой программой для записи 30 паролей.
Записывают домашнее задание

Рефлексия ( 1 мин.)
Продолжите предложение « Я научился»




Лист заданий по теме «Единицы измерения информации. Вероятностный подход определения количества информации в сообщении».
Задание №1. Решите задачи.
Какой объем информации вы получаете в ответ на вопрос «Вы выходите на следующей остановке?».
Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Какой объем информации вы при этом получили?
Петя спросил Митю, пойдет ли он в кино. Митя ответил – «Да». Какое количество информации получил Петя?
Какое количество информации несет сообщение – «Ежемесячная встреча назначена на 12-е мая».
Задание №2. Познакомьтесь с таблицей, формулой и правилами определения количества информации в равновероятностом сообщении:
Единицы измерения информации

1 байт (1б)= 8 бит

1 Килобайт (1 Кб)= 210 байт= 1024 байт

1 Мегабайт (1 Мб)= 1024 Кб

1 Гигабайт (Гб)= 1024 Мб

1 Терабайт (Тб)= 1024 Гб




N
2
4
8
16
32
64
128
256

i
1бит
2 бита
3 бита
4 бита
5 бит
6 бит
7 бит
8 бит



N= 2i
N-количество возможных равновероятностных информационных сообщений/вариантов
количество информации, которое несет 1 сообщение/1 вариант.


Чтобы определить количество информации в равновероятностном сообщении, необходимо:
Определите из условий задачи что именно кодируется N или i.
Определите сколько всего существует вариантов того, что именно кодируется.
С помощью формулы определите сколько бит информации необходимо для кодирования
1 варианта событий.
Произведите остальные вычисления, необходимые для решения задачи.


Решите задачи на равновероятностные события:
2.1. Поезд находится на одном из 8 путей. Сколько бит информации содержит сообщение о том, что поезд находится на четвертом пути?
2.2. В коробке лежит 16 кубиков разного цвета. Сколько информации несет сообщение, что из коробки достали красный кубик?
2.3. Племя Тумбо имеет 38 символьный алфавит. Племя Юмбо – 75 символьный. Вожди племени обменялись письмами. Письмо Тумбо содержало 75 символов. Юмбо – 68 символов. Сравните количество и
·нформации, содержащихся в письмах.
2.4. Сообщение на языке Хинь (128 символов в алфавите) занимает 8 страниц – по 30 строк. 60 символов в строке. Сообщение на языке Хань (200 символов в алфавите) занимает 7 страниц – по 25 строк. 70 символов в строке. Какое сообщение несет больше информации и на сколько?
2.5. В некоторой стране автомобильный номер состоит из 7 символов. В качестве символов используют 18 различных букв и десятичные цифры в любом порядке. Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байтов, при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством битов. Определите объем памяти, отводимый этой программой для записи 60 номеров.
2.6. B некоторой стране автомобильный номер длиной 6 символов составляют из заглавных букв (используются только 33 различных буквы) и десятичных цифр в любом порядке. Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байтов (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством битов). Определите объём памяти, отводимый этой программой для записи 125 номеров.
2.7. При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 11 символов и содержащий только символы И, К, Л, М, Н. Каждый такой пароль в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит). Определите объём памяти, отводимый этой программой для записи 20 паролей.
1) 80 байт 3) 100 байт
2) 90 байт 4) 110 байт
2.8. При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 11 символов и содержащий только символы К, О, М, П, Ь, Ю, Т, Е, Р. Каждый такой пароль в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит). Определите объём памяти, отводимый этой программой для записи 30 паролей.
1) 180 байт 3) 240 байт
2) 210 байт 4) 270 байт
2.9. Сообщение о том, что ваш друг живет на 10 этаже, несет 4 бита информации. Сколько этажей в доме?
2.10. Сообщением о том, что книга находится на 5 стеллаже, библиотекарь передал ученику 6 бит информации. Сколько стеллажей в библиотеке?

















Ответы «Единицы измерения информации. Вероятностный подход определения количества информации в сообщении».

-1.4. 1 бит. Человек может ответить только «Да» или «Нет», т.е. выбрать один из двух возможных ответов. Поэтому N=2 значит I=1 бит
2.1. 3 бита. 8=2 i, i=3 бита
2.2. 4 бита 16=2 i, i=4 бита
2.3. Сообщение Юмбо на 26 бит больше. N1=38=2 i , i=6 бит ( информационный вес одного символа алфавита племени Тумбо). 6 бит* 75 символов= 450 бит информационный вес сообщения племени Тумбо.
N2=75=2 i , i=7 бит ( информационный вес одного символа алфавита племени Юмбо). 7 бит* 68 символов= 476 бит информационный вес сообщения племени Юмбо. Находим разницу 476- 450= 26 бит.
2.4. Сообщение на языке Хинь на 2800 бит больше. N1=128=7 i , i=7 бит ( информационный вес одного символа алфавита племени Хинь). 7 бит* 60 символов= 420 бит информационный вес одной строки на языке Хинь. 420 бит*30 строк=12600 бит. 12600* 8 страниц=100800 бит в сообщении Хинь.
N2=200=8 i , i=8 бит ( информационный вес одного символа алфавита племени Хань). 8 бит* 70 символов= 560 бит информационный вес одной строки на языке Хань. 560 бит*25 строк=14000 бит. 14000* 7 страниц=98000 бит в сообщении Хань. Находим разницу 100800- 98000= 2800 бит.
2.5. 300 байт. Согласно условию, в номере могут быть использованы 10 цифр (0..9) и 18 букв, всего 10 + 18 = 28 символов. Известно, что с помощью N бит можно закодировать 2N различных символов. Поскольку 24 < 28 < 25, то для записи каждого из 28 символов необходимо 5 бит.
 Для хранения всех 7 символов номера нужно 7 * 5 = 35 бит, а т.к. для записи используется целое число байт, то берём ближайшее не меньшее значение, кратное восьми, это число 40 = 5 * 8 бит (5байт).
 Тогда 60 номеров занимают 5 * 60 = 300 байт.
2.6. 625 байт. Согласно условию, в номере могут быть использованы 10 цифр (0..9) и 33 буквы, всего 10 + 33 = 43 символов. Известно, что с помощью N бит можно закодировать 2N различных вариантов. Поскольку 25 < 43 < 26, то для записи каждого из 43 символов необходимо 6 бит.
Для хранения всех 6 символов номера нужно 6 * 6 = 36 бит, а т. к. для записи используется целое число байт, то берём ближайшее не меньшее значение, кратное восьми, это число 40 = 5 * 8 бит (5байт).
 Тогда 125 номеров занимают 5 * 125 = 625 байт.
2.7. 100 байт. Согласно условию, в номере могут быть использованы 5 букв. Известно, что с помощью N бит можно закодировать 2N различных вариантов. Поскольку 22 < 5 < 23, то для записи каждого из 5 символов необходимо 3 бита.
 Для хранения всех 11 символов номера нужно 3 * 11 = 33 бита, а т. к. для записи используется целое число байт, то берём ближайшее не меньшее значение, кратное восьми, это число 40 = 5 * 8 бит (5 байт).
 Тогда 20 паролей занимают 5 * 20 = 100 байт.
2.8. 240 байт. Согласно условию, в пароле могут быть использованы только 9 букв. Известно, что с помощью N бит можно закодировать 2N различных вариантов. Поскольку 23 < 9 < 24, то для записи каждого из 9 символов необходимо 4 бита.
Для хранения всех 15 символов номера нужно 4·15 = 60 бит, а т. к. для записи используется целое число байт, то берём ближайшее не меньшее значение, кратное восьми: это число 64, что составляет 8 байт.
Поэтому 30 паролей занимают 8·30 = 240 байт.
2.9. 16 этажей.
2.10. 64 стелажа.

Ответы на домашнее задание
1.На планете Алюминиевая 32 месяца.
2.Согласно условию, в номере могут быть использованы 10 цифр (0..9) и 20 букв, всего 10 + 20 = 30 символов. Известно, что с помощью N бит можно закодировать 2N различных вариантов. Поскольку 24 < 30 < 25, то для записи каждого из 30 символов необходимо 5 бит.
Для хранения всех 8 символов номера нужно 8 * 5 = 40 бит или 5 байт.
Тогда 40 номеров занимают 5 * 40 = 200 байт.
3. Согласно условию, в номере могут быть использованы 7 символов. Известно, что с помощью N бит можно закодировать 2N различных вариантов. Поскольку 22 < 7 < 23, то для записи каждого из 7 символов необходимо 3 бита.
Для хранения всех 14 символов номера нужно 3 · 14 = 42 бита, а т. к. для записи используется целое число байт, то берём ближайшее не меньшее значение, кратное восьми, это число 48 = 6 · 8 бит (6 байт).
Тогда для записи тридцати паролей необходимо 6 · 30 = 180 байт.



15