Конспект урока на тему:Внутреннее строение Земли.


Прохорова Марина Геннадьевна, учитель географии МБОУ СОШ № 50 г. Краснодар
Урок №23. «Внутреннее строение Земли». §20.
Тип учебного занятия – вводный урок и урок изучения нового материала.
Оборудование учебник §20, презентация, видеофрагменты, приложения о романах Ж.Верна и В.А. Обручева.
Термины: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, ядро, мантия, земная кора.
Смысловые блоки содержания Учебно-позновательные и учебно-практические вопросы и задания Деятельностный компонент урока
1 2 3
Организационно-мотивационный этап урока
1. Определить с помощью карты: какие горы протягиваются в Евразии вдоль параллели 300 с.ш
вдоль меридиана 600 в.д
2. Расстояние между точками на карте равно 3 см, масштаб карты 1:1500000, чему равно расстояние на местности?
Определите численный масштаб, если расстояние в 400 км показано отрезком длиной 5 см
1. Гималайские горы
Уральские горы
45
1:8000000
1 2 3
Определение темы урока
Друзья Изучая географию, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. Чем же уникальна наша планета? (учащиеся дают ответы о Земле).
Изучая раздел «Земля – планета Солнечной системы», мы узнали о том, что Земля:
Возникла из…
Имеет форму…
Имеет средний радиус…(слайд 2)
Мы с вами сегодня должны постичь тайны Земли, изумиться тому совершенству, имя которого — планета Земля? А для этого нам необходимо познакомиться с внешними оболочками и с внутренним строением Земли, главными свойствами земной коры, мантии и ядра. Чтобы суметь объяснить такие грозные явления как землетрясения, вулканы, цунами, образование и разрушение гор. Я предлагаю сегодня поработать в одной из лабораторий Института Земли.
Сотрудников этого института, волнует всё - состояние воздуха, которым мы дышим; воды, которую мы пьем; почвы, которая нас кормит; судьба человека и человечества; судьба самой Земли.
А о каких особенностях планеты Земля нам с вами пока ничего не известно? (Слайд 3)
Сегодня на уроке мы будем изучать одну из оболочек, а для этого давайте попробуем определить, что обозначают эти слова – Атмосфера, Гидросфера, Биосфера, Литосфера?
Составим схему «Оболочки Земли». (Слайд №4)
Итак, мы с вами в институте.
Определяют тему урока (Слайд 5)
II. Изучение нового материала
Мы в лаборатории открытий. Наша цель - выяснить внешнее и внутреннее строение Земли. Слово младшим научным сотрудникам. (Слайд 6, Почемучка видео).
Для чего нам надо знать внутреннее строение Земли? Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на уроке.(Слайд7)
А теперь давайте проведем своё исследование. Отправимся в архив - учебник с. 77 рис. 58 «Внутреннее строение Земли» (Слайд 8) и ответим на вопросы:
из каких слоёв состоит Земля?
Где расположено ядро?
Как называется оболочка, покрывающая глубинные слои планеты?
Где располагается мантия?
Слайд №9 (внутренне строение Земли)
Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено ядро. Затем следует мантия, и земная кора. Строение Земли можно сравнить с яйцом. Оно состоит из скорлупы, белка и желтка. Скорлупа - это словно дышащая земная кора. Она очень тонкая. Белок – мантия. Желток – ядро. Слайд 10. Еще Землю можно сравнить со «Слоёным пирогом»
физминутка.
О том, что находится внутри Земли, мы знаем мало. Как же быть? Какая наука поможет нам в этом? Кто изучает Землю? Слайд 16.
Самая глубокая скважина имеет глубину всего около 15 км. Бурение этой скважины началось в 1970 году на Кольском полуострове. По сравнению с размерами Земли эта величина очень ничтожна. Ведь радиус Земли более 6000 км! Сравните 15 км и 6000 км! Слайд 17.
Но, несмотря на то, что вглубь Земли человек проник всего на несколько километров, кое-какие сведения о ее внутреннем строении ученые получили с помощью геофизических методов. Геофизики на поверхности или на некоторой глубине от поверхности производят взрывы. Специальные, очень чуткие приборы записывают, с какой скоростью распространяются колебания внутри Земли. По этим записям и определяют, какие горные породы находятся на глубине. Делают это с помощью специальных таблиц. В них написано, с какой скоростью проходят звуковые волны в различных горных породах. Работа геофизиков очень кропотливая, требует глубоких знаний, большой точности.
(слайд18-19)
Так получается, что никто никогда не проникал под покров земной коры, но все же ученым удалось разработать теорию о внутреннем строении Земли. Подобные научные исследования очень важны, поскольку процессы, происходящие глубоко в Земле оказывают огромное влияние на внешние оболочки. Однако на сегодняшний день наши знания о строении планеты основываются скорее на научных теориях, чем на точных фактах.
И опять обратимся в архив – учебник с.78 и выясним из чего же состоит земная кора? Слайд 21-23 запись в тетрадь.
IV. Закрепление и проверка знаний
Сейчас нам предстоит попрощаться с Институтом Земли, который радушно распахнул для нас двери и возвратиться в свой кабинет географии. Возьмите лист контроля знаний и выполните предлагаемые в тексте задания. Выпишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос.
Тест
1.Максимальная толщина земной коры:
A) 80 м, Б) 80 км, B) 800 м, Г) 8000 м, Д) 800 км
2. Толщина мантии:
А) 10 км Б) 65 км В)2800 км Г) 3500 км Д)1800 км
3. Радиус ядра Земли:
A) 3500 км Б)2900 км B) 80 км Г)1500 км Д)2500 км
4. Твердая оболочка Земли: А) биосфера Б) атмосфера В) литосфера Г) гидросфера
5. Внутреннее строение Земли:
А) литосфера и мантия Б) мантия и ядро В) земная кора, мантия, ядро Г) горные породы и магма
V.Домашнее задание
VI.Рефлексии. Учащиеся отвечают на вопрос:
«Продолжи следующую фразу: «Чтобы определить особенности внутреннего строения Земли, мы (что сделали?)… и (что узнали?)…»
Коллективное задание: Составьте рассказ «Внутреннее строение Земли. По очереди сформулируйте в одном предложении то, что узнали на уроке о внутреннем строении Земли, стараясь продолжить предыдущее высказывание по смыслу и сделать связку для последующего.
VII. Подведение итогов урока. Газо-пылевого облака, вращающегося вокруг звезды Солнце
Шара, сплюснутого с полюсов
6371км
Высказывают свои предложения:
О внутреннем строении нашей планеты;
О поверхности Земли, воздушной, водной оболочках Земли;
Об обитателях Земли.
Составляют схему.
Записывают в тетрадь тему урока. «Внутреннее строение Земли»
5.Как устроена Земля изнутри?
Что происходит внутри Земли?
Отвечают на вопросы, используя учебник
Ядро, мантия, земная кора
В центре Земли
Земная кора
Под Земной корой
Составляют схему
Внутреннее строение+ядро+мантия+з/к
Под музыку делают упражнения.
Отвечают на вопрос (если не могут ответить, подсказать - геологи, геофизики, буровики).
Записывают в тетрадь, что такое ядро, матния, земная кора.
Горные породы и минералы
ответы
1.Максимальная толщина земной коры:
, Б) 80 км,
2. Толщина мантии:
В)2800 км
3. Радиус ядра Земли:
Г)1500 км
4. Твердая оболочка Земли: В) литосфера
5. Внутреннее строение Земли:
В) земная кора, мантия, ядро
Для проверки поменяйтесь листками с соседом. Проверив работу, поставьте друг другу оценку
§ 20.Творческое задание:
1. «Строим свою планету».
2. дополнительное прочитайте произведение Ж.Верна «Путешествие к центру Земли» или В.А. Обручева «Плутония»
Называют свои действия: изучили рисунки и текст учебника, провли анализ своей работы.
Фотография на память: на выданных разноцветных листах рисуют смайлики.