Конспект урока на тему: Внутреннее строение Земли


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО учителя Ахметзянова Валентина Сергеевна
Место работы МАОУ СОШ №35
Предмет Природоведение
Класс 5 класс
Тема урока: Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры.
Тип урока:  Урок «открытия» нового знания
Цели: сформировать у учащихся понятие о внутреннем строении Земли, литосфере и разных типах земной коры.
Задачи урока: 1. Обучающие: Усвоение учащимися основных знаний, понятий о строении Земли: земная кора, материковая, океаническая, мантия, ядро, а также о способах изучения земной коры. 2. Воспитательные: Воспитать чувство ответственности за сохранение недр Земли и их рационального использования. 3. Развивающие: Развить у учащихся умение самостоятельно мыслить, оценивать, делать выводы, навыки работы с информационными технологами, а также абстрактное и логическое мышление, сообразительность, интерес к предмету. 
Ход урока
I. Мотивация (2 минуты)
 Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Учитель предлагает послушать легенду:
«Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрён опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»
В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой (учитель рисует круги на доске).
«Твои желания, - это маленький круг, а мои – большой. Но всё, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».
Учитель: Ребята, что нужно сделать, чтобы круг ваших знаний стал шире? ( ответы учащихся: узнать что-то новое).
II. Актуализация знаний (3 минуты)
 Цель: организовать актуализацию знаний:
 На слайде появляется кроссворд (учащиеся разгадывают кроссворд)
Учитель: А задумывались ли вы, что находится внутри Земли?
Чтобы узнать это:
на уроке мы познакомимся с оболочками Земли и их свойствами,
узнаем о строении земной коры, понятии «литосфера»,
научимся отличать материковую кору от океанической.
III. Создание учебной ситуации
5 минут
Цель: организовать постановку проблемы, используя учебную ситуацию
- организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.
Учитель спрашивает учащихся как они думают о чём мы будем сегодня говорить.
Учитель объявляет тему урока ( учащиеся записывают в тетрадь) .
Выводятся цели совместно с учениками.
При помощи видеоролика перед учащимися ставится учебная ситуация, из которой возникает вопрос: А можно ли добраться до центра земли?
Учитель: А задумывались ли вы, что находится внутри Земли?
IV «Поиск решения проблемы»(построение проекта выхода из затруднения) (19 минут)
Цель:
- организовать поиск решения учебной проблемы
Вопрос учителя: А кто знает как называются оболочки Земли?
Ответы учащихся. Затем просмотр видеоролика.
Запись в тетрадь.
Гипотеза: в литературных источниках нашу планету сравнивают с яйцом. Давайте разберёмся почему? Сначала версии учащихся..
На доске таблица, в которой перечислены внутренние оболочки Земли:
Внутренние оболочки Земли Размер Состояние вещества Температура
Ядро Мантия Земная кора Учащиеся чертят таблицу в тетрадь.
Класс делится на группы по цвету «кругов знаний»
1 группа – ядро (синий круг)
2 группа – мантия (жёлтый круг)
3 группа – земная кора ( красный круг)
Работа с учебником. Задание: дать характеристику по плану:
Размер
Состояние вещества
Температура
Итог работы записывают на листах бумаги.
Презентация работы групп. Результаты работы группа вывешивает на доске в виде таблицы, класс вносит себе в тетрадь:
Внутренние оболочки Земли Размер Состояние вещества Температура
Ядро Радиус 3 500 км Наружная – расплавленное
Внутренняя - твёрдое 6000
Мантия 3 000 км Твёрдое кристалическое 2 500º
Земная кора 35 км твёрдое Увеличивается на 3º каждые 100 м
Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы.
Учитель: Давайте вернёмся к гипотезе. Насколько верно предположение, что в литературных источниках нашу планету сравнивают с яйцом.
Учащиеся: Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство:
скорлупа – земная кора,
белок – мантия,
ядро – желток.
Ученики сравнивают, объясняют.
6. Характеристика земной коры. Различие по толщине материковой и океанической коры.
Как Вы думаете где земная кора толще: под материками или под океанами?
Сколько слоёв имеет материковая кора?
Сколько слоёв имеет океаническая кора?
Какой слой отсутствует?
Просмотр видеоролика и обсуждение по вопросам.
Материковая:
- Самый верхний слой земной коры образуют осадочные горные породы, т.е. породы, которые образовались или из обломков древних пород, или представляют собой затвердевший осадок, состоящий из раковин отмерших организмов.
-Найдите среди образцов горную породу осадочного происхождения. Как она называется?
- Продолжим наше погружение. Следующий слой – гранитный. Он состоит в основном из гранита. Найдите его в коллекции. Гранит образовался в результате застывания магмы в толще земной коры в условиях высокой температуры и давления.
- Миновав гранитный слой, мы попадаем в слой, состоящий преимущественно из базальта
– горной породы также магматического происхождения.
- Сравните, чем отличается гранит и базальт? ( базальт более тяжѐлый и содержит больше кальция и железа).
Более подробно с горными породами, слагающими земную кору ,мы познакомимся на следующих уроках.
-А если бы мы отправились к центру земли в районе Тихого океана, какой бы слой мы не встретили?
- Какой вывод можно сделать по различию в строении земной коры?
( выделяют 2 типа земной коры: материковая и океаническая, которые отличаются толщиной и составом).
7. Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?
– Основной метод изучения - сейсмический (предположения учащихся). Просмотр видеоролика
Учитель: А теперь вспомним наш вопрос в начале урока: Можно ли добраться до центра Земли?
V. Применение нового знания (10 минут)
Цели:
- организовать применение новых знаний;
- организовать самопроверку, исправление ошибок, самооценку по алгоритму.
Тест- опрос с проверкой по алгоритму. Учащиеся выставляют себе отметки.
Учитель проводит опрос: какие у кого отметки.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(5 минут)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию собственной учебной деятельности
Какая у нас была тема?
На какой основной вопрос урока мы искали ответ?
(Можно ли добраться до центра Земли?)
Как мы ответили на данный вопрос?
Давайте заполним листы самооценки
Сегодня на уроке я узнал Меня удивило Мне захотелось Ставлю себе отметку VII.Домашнее задание
1 минута
Цель:
- организовать выполнение домашнего задания
Учитель объявляет домашнее задание:
Текст учебника на с. 56 изучить, ответить на вопросы 1-4 на стр. 60. Сделать вырезки с различными веществами.
По желанию (дополнительно) подготовить макет Земли.