Урок по окружающему миру Ты и твои друзья. Правила дружбы


Учитель: Бородкина С. Ю. 25. 11. 2013 год
Тема урока: Ты и твои друзья. Правила дружбы.
Цели урока:
расширить представление о понятиях «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с этими понятиями;
формировать умение применять правила общения с друзьями в коллективе.
Оборудование:
учебник: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 1 класс Часть 1 («Я и мир вокруг»);
рабочая тетрадь;
презентация к уроку, компьютер, проектор, ноутбук.
Ход урока
Этап Деятельность учителя Универсальные действия
1.Самоопределение к деятельности


Клип «Песня о дружбе». – Можно ли, по словам песни, определить тему нашего урока? Урок будет посвящён дружбе.
Молодцы. Вы правильно догадались, тема сегодняшнего урока будет посвящена дружбе, и назовём мы её: «Ты и твои друзья». Слайд 1 – Сегодня будем говорить о том, что такое дружба и как научиться дружить.
У вас есть друзья?
А вы умеете дружить?
Вы хотите узнать, как правильно общаться с друзьями? Да.
Тогда начнём, пожелаем всем удачи в открытии нового. Что нам помогает в открытии нового?


Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками
(Коммуникативные УУД)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 1. С чего мы обычно начинаем урок? С повторения.
На одном из последних уроков мы разговаривали о правилах общения в семье. Я предлагаю вспомнить их. Выберем высказывания, при соблюдении которых семья будет жить счастливо. Какие правила мы оставим? Слайд 2 Высказывания:
Помогать друг другу.
Смотреть телевизор.
Не убирать в комнате.
Вместе отдыхать.
Поздно вставать и поздно ложиться.
Заботиться о младших сестрёнках и братишках.
Помогать родителям, бабушкам и дедушкам.
Просить купить себе игрушку.
Поздравлять с праздниками.
Рассказывать друг другу новости. На слайде учитель фиксирует выбранные правила: помогать друг другу, вместе отдыхать,
заботиться о младших сестрёнках и братишках,
помогать родителям, бабушкам и дедушкам, поздравлять с праздниками, рассказывать друг другу новости.
Вы соблюдаете эти правила?
Что мы повторили? Правила общения в семье.
Почему я выбрала именно это задание? Эти знания помогут нам в открытии нового.
Какое задание я вам сейчас предложу? Выполнить пробное действие.
Что вам покажет пробное действие? Чего мы не знаем.
2. Пробное действие.
А теперь подумайте, как следует вести себя с друзьями. Слайд 3 – Выберите номера картинок, на которых дети соблюдают правила общения с друзьями.
Время на выполнение задания закончилось. У кого нет ответа?
У кого есть ответ?
Назовите выбранные номера.
Кто считает иначе? На доске учитель фиксирует номера выбранных ответов. – Что вы видите? Разное количество выбранных картинок.
Кто из вас может обосновать правильность своего выбора? Не можем обосновать.
Что это значит? Мы столкнулись с затруднением.
В чём затруднение? Мы не можем обосновать…
Что надо делать после того, как вы столкнулись с затруднением? Надо остановиться, подумать. Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя
(Регулятивные УУД)
3. Проблемное объяснение нового знания Какое задание вы выполняли? Надо было выбрать номера картинок, на которых дети соблюдают правила общения с друзьями.
В чём причина затруднения? Почему не смогли обосновать ответ? Нет эталона. – Какую цель перед собой поставите? Узнать правила общения между друзьями.
Дополним тему урока. О каких правилах пойдёт речь на уроке? О правилах дружбы.
Учитель вывешивает табличку:
«Правила дружбы».
В начале урока мы повторили правила общения в семье. Предлагаю вернуться к ним. Слайд 4
Какие правила общения в семье могут пригодиться в общении с
друзьями? Учитель вывешивает правила на доску.
помогать друг другу вместе отдыхать поздравлять с праздниками рассказывать друг другу новости Учитель выбирает заботиться о младших сестрёнках и братишках помогать родителям, бабушкам и дедушкам
Предлагаю вернуться к теме урока. Прочитайте её. Ты и твои друзья. – Попробуйте объяснить, как вы понимаете определения «друг», «дружба». Вам знакомы эти слова? Высказывания детей.
Я предлагаю уточнить определения с помощью толкового словарика в учебнике.
Друг – близкий тебе человек, но не родственник.
А вот как говорится об этих словах в
«Словаре русского языка»
С. И. Ожегова. Слайд 5
ДРУГ – тот, кто связан с кем-то дружбой;
ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, общности интересов. – Вы правильно высказывались? Молодцы.
Как вы считаете, это все правила дружбы? Нет.
Мы выяснили, что обозначают слова друг и дружба, теперь давайте попробуем разобраться, каких друзей мы выбираем. – Откройте рабочую тетрадь на с.33 зад.1 Слайд 6
Посмотрите на ребят.
С кем из этих ребят хочется дружить?
Обведи рисунок. Объясните почему.
Дети высказывают мнения.
А в жизни, с каким человеком начать разговор легче и приятнее? Который улыбается.
В общении друг с другом большую роль играет мимика лица. Я предлагаю выполнить упражнение “Отражение” в парах, повернитесь друг к другу и внимательно выполняйте задания.
Покажите мимикой
выражение внимания, удивления, печали, удовольствия, страдания, вины, радости.
Какое выражение было приятнее изображать? Радостное. – Что вам помогло показать радость? Улыбка.
Конечно, улыбаться было приятней, с помощью улыбки можно сообщить без слов о прекрасном настроении. – Продемонстрируйте то выражение лица, с каким бы вы хотели общаться друг с другом – улыбнитесь. – Мы открыли ещё одно правило дружбы, назовите его. Надо улыбаться. Учитель прикрепляет правило дружбы «Чаще улыбайся».
Действительно, общаться интереснее не с тем человеком, который всегда плачет или сердится, а с тем, который улыбается. Ведь дружба начинается с улыбки.
Как вы считаете, это все правила дружбы?
1. – Чтобы узнать другие правила дружбы, откроем учебник на стр. 76 -77. Давайте попробуем выбрать из каждой пары советов тот, который подходит в общении с друзьями. Проверка результатов работы с объяснением выбора.
Почему не выбрали другие слова?
Посмотрите на правила, можно их объединить и составить правило общения с друзьями?
Давайте уточним общее правило дружбы, прочитаем в учебнике на стр.
78.
Прочитайте его. Как вы понимаете его смысл?
Появляется запись:
«Разговаривай с другом так, как бы ты хотел, чтобы он разговаривал с тобой».
Мы познакомились ещё с одним правилом дружбы. Посмотрите на доску. Что мы вывели? Правила, эталон дружбы.
Мы с вами пришли к выводу, что дружить – это значит делать вместе дела, проводить вместе досуг, помогать друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде, а если ты совершил плохой поступок, то они не отвернутся от тебя, а помогут тебе исправить ошибку. – Вы преодолели затруднение? Да, мы составили правила дружбы. Уметь слушать и понимать речь других
(Коммуникативные
УУД)
Уметь осуществлять анализ объектов
(Познавательные УУД) Уметь проводить сравнение по заданным критериям
(Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками
(Коммуникативные УУД)
уметь считаться с желаниями друга, а не со своими, надо знать привычки друга и прощать ему обиды, уметь оказывать помощь.
2.– Как нужно разговаривать с людьми, чтобы не обижать их?
Разыгрывание сценки общения с друзьями.
Разыгрывание ситуаций:
Попробуйте сейчас у своего друга чтото попросить.
Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться.
Какие правила общения с друзьями вы использовали?
Предлагаю вернуться к пробному действию. Слайд 7
Какие картинки показывают, что ребята соблюдают правила общения с друзьями. 5.Самостоятельная работа с самопроверкой Как вы считаете, для чего мы открыли правила дружбы? Чтобы мы могли использовать их в общении с друзьями.
Мы хорошо поработали, но вместе. Готовы ли вы проверить, как вы усвоили новое знание самостоятельно? Да.
Что для этого я вам предложу? Выполнить самостоятельную работу.
Откройте рабочую тетрадь на странице 34, № 3. Отметьте знаком + те картинки, где дети поступают правильно. Какие советы им дадите? Вклейте рядом с выбранным правилом нужный совет. Слайд 8
Разговаривайте спокойно.
Помогайте друг другу в работе.
Делитесь друг с другом.
Проверьте себя по образцу. Слайд 9 – Если выполнили задание верно, поставьте знак «+», если есть ошибки – «?».
У кого есть ошибки? – Как вы думаете, почему они появились?
Какой вывод можно сделать по самостоятельной работе7
6. Включение в систему знаний Слайд 10
– Все народы во все времена почитали дружбу. А вы знаете, что существует Международный день дружбы? Он отмечается 30 июля. Его целью является
укрепление дружеских отношений между разными народами и уважительное восприятие различных культур.
Существует и Международный день друзей, он отмечается 9 июня.
В 1893 году был открыт астероид
Амицития, в переводе с латинского языка означает «дружба».
В нашем городе словом «Дружба» названа улица города.
– А вы встречали это слово? Так называется каша… 7. Рефлексия учебной деятельности Настало время подвести итог урока.
Какое новое знание вы сегодня открыли?
Мы составили правила дружбы. – Какие у вас были затруднения? Не могли обосновать ответы, не было эталона.
Удалось ли вам их преодолеть? Мы справились с затруднениями. – Как вы записали новое знание, что составили? Мы составили эталон. – Был ли этот урок вам полезен? Чем? ‒ Помогут ли вам в жизни правила дружбы?
Ребята, я предлагаю вам оценить своё умение дружить.
Выберете утверждение, с которым вы согласны и озвучьте его.
Слайд 11
Я люблю интересно проводить время со своими друзьями.
Я настоящий друг.
Я постараюсь защитить друзей.
Я поделюсь с другом тем, что имею.
Выслушивают высказывания детей.
Оценивание учителем.
Отметить учеников, которые:
правильно составляли рассказы о своих друзьях;
правильно сделали выводы; – правильно выполнили самостоятельную работу;
сумели договориться в совместной работе; разыграли роли.
А теперь вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и оцените свою работу с помощью смайликов. – А завершим наш урок маленьким четверостишьем:
Мы открыли все секреты. Рефлексия
(Коммуникативные УУД)
Смыслообразование
(Личностные УУД) Регулятивные – умение оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей
Как нам дружбу сохранить Выполняйте все советы, И легко вам будет жить!
Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Слайд 12
Вспомним слова мультипликационного героя Кота Леопольда и произнесём все вместе: «Ребята, давайте жить дружно!» Обратить внимание на главное правило общения: «Разговаривай с другом так, как бы ты хотел, чтобы он разговаривал с тобой».
Улыбка – главное правило общения. – Если вы научитесь общаться, то вы всегда будете окружены хорошими друзьями.
- Спасибо, вам, мои друзья, урок окончен.