Урок-исследование по окружающему миру на тему Из чего состоит пища (2 класс)


Учитель: Исаева Татьяна Владимировна
УМК: «Начальная школа XXI века».
Программа: Окружающий мир. 2 класс Автор Виноградова Н.Ф.
Класс: 2
Тема: Раздел «Кто ты такой?». Урок по теме: первый.
Из чего состоит наша пища?
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы: фронтальная, групповая
Оборудование: материал для исследования (мука, картофель, яблоки, масло слив. и растит., банан, сало, сметана и др.); слайды; продукты в упаковках для практической работыЦели урока:
- формировать новые физиологические понятия о питательных веществах;
- вырабатывать умение следить за режимом питания;
Задачи:
образовательные:
-познакомить учащихся с основными группами питательных веществ (белки, жиры, углеводы и витамины) и их функциями в организме человека;
- дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;
развивающие:
- развитие умения обобщать, сравнивать, наблюдать;
- развитие умения работать в малых группах;
воспитательные:
-воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнения членов группы;
-формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;
УУД:
Интеллектуальные: сопоставление, классификация.
Познавательные:, моделирование.
Ход урока
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
-Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
-Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!
Дети выполняют действия…
Актуализация знаний и проблемная ситуация
Начнём наш урок с крылатого выражения:
«Человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть»
-Как вы понимаете это выражение?
-Для чего организму нужно питание?
- Вот что мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку.
- Хороший у мальчика был обед? Почему?
- Какой возникает вопрос?
Схема из учебника на с.50
-для роста и развития
-борьбы с болезнями
-для повышения выносливости
и активности
(Из чего состоит наша пища? И почему пища должна быть разнообразной?)Поиск решения
Проблемный вопрос мы поставили, теперь необходимо найти ответ, решение.
- Кто такой исследователь?
- Вы хотите быть исследователями?
- Назовите, что лежит на столе?
-Пища человека состоит из органических веществ.
Определим, какие это вещества.
Первый эксперимент. Мне нужны первые 2-3 помощника.
Наденьте резиновые перчатки. Насыпь немного муки в чистую стеклянную банку и добавьте воды. Полученная смесь должна быть жидкой. Капните в банку 1 или 2 капли йода.
-Что заметили? (жидкость посинела)
Ученые установили: жидкость синеет, значит в ней есть крахмал. Крахмал относится к классу веществ, которые называются углеводами.
(Учитель на доске вешает карточку со словом «углеводы» и кубики, окрашенные в голубой цвет).
Теперь мы можем определить, в каких продуктах содержится крахмал, т.е. углеводы. Испытайте таким же образом другие продукты. От твердых продуктов отрезайте кусочки и наносите каплю йода на поверхность среза.
Наличие углеводов в продуктах можно определить на вкус. Сладко, значит есть углеводы.
- Главная функция углеводов – снабжение организма энергией.
Второй эксперимент: следующие 2-3 помощника.
Возьмите масло растительное и капните на бумаге, кусочек сала, масло сливочное, положите на лист бумаги. Что заметили? Что осталось на бумаге?
Масло оставляет на бумаге жирное пятно.
- Что это значит?
Учитель на доске вешает карточку со словом «жиры» и кубики, окрашенные в жёлтый цвет)Жиры в организме выполняют функцию накопления энергии.
Ещё одним питательным веществом в пище является белки. Их очень много в мясе, рыбе, яйцах
В стакане взбить яичный белок
-Белки в организме человека выполняют ряд важнейших задач. С ними связаны – обмен веществ, сокращение мышц (движение), способность к росту и размножению, мышление, память, иммунная система.
Прочитайте в учебнике статью на стр. 51 и найдите ответ на вопрос: Что дают нашему организму белки, жиры, углеводы?
Чем полезно молоко (рассказ учителя)
Ученые хотели узнать, из чего состоит наша пища. Они исследовали разные продукты, но особенно долго возились с молоком.
Однажды вечером оставили в теплом месте на кухне стакан сырого молока. А утром вместо молока увидели в стакане простоквашу. Сверху простоквашу покрывали жирные сливки. Вот молоко и рассказало, что содержит жир. Сняли сливки, а простоквашу переложили в кастрюлю и поставили на огонь. Скоро простокваша стала расти превратилась в зеленоватую сыворотку, в которой плавали белые хлопья творога. Отделили творог.
Казалось, стоит ли возиться с этим мягким белым комочком? Но, знаете, очень многим химикам пришлось поломать голову, пока они разгадали, что творог – это белок, похожий на яичный.
Белки находятся в мясе, икре, рыбе. Без них нельзя прожить. Их ничем не заменишь в пище. И вот в молоке оказалось достаточно белков: в одном стакане столько, будто в нем разболтали два яйца.
Жидкое молоко не такое уж водянистое. Сыворотку, которая осталась после отделения творога, поставили кипятить, выпаривать. Когда она загустела и стала светло-коричневой, ее поставили на холод. Утром на стенках сосуда осели желтые кристаллики. Кристаллики на вкус были приятные, сладкие. Это молочный сахар.
Значит, в молоке находятся и жиры, и белки, и сахар!
- Можно ли исключить из нашего рациона питания продукты богатые белками? Углеводами? Жирами? - Человек, который наблюдает, сравнивает, делает выводы, умозаключения
- На столе лежат продукты.

Помощник прикрепляет картинки с изображением продуктов, содержащих углеводы.
Вывод: В этих продуктах есть жир. В некоторых очень много.
Помощник прикрепляет картинки с изображением продуктов, содержащих жиры.
Помощник прикрепляет картинки с изображением продуктов, содержащих белки.
Моделирование кубиками трёх различных цветов.
Самостоятельное применение знаний
Обратите внимание: на упаковках продуктов обычно написано, из каких веществ они состоят
Предлагаю вам изучить этикетки на упаковках различных продуктов. У каждой группы будет по две этикетки. На этикетках указано, какие питательные вещества, и в каком количестве содержатся в этих продуктах.
Сравните данные о содержании питательных веществ в разных продуктах, заполнив таблицу.
Укажите продукты, богатые белками, жирами, углеводами.
-Когда лучше употреблять в пищу данные продукты?
(утром, перед контрольной работой, отправляясь в поход зимой….) Практическая работа. (Класс разбивается на 4 группы)
-исследование
-представление результатов
Итог урока. Рефлексия
- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.
Вот что мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку.
- Хороший у мальчика был обед? Почему?
- Какие блюда предложишь ты?
Итак, урок подошёл к концу. Закончите предложения:
Я узнал…
Я научился….
-Мне понравилось…..
- Знания, полученные на уроке пригодятся в жизни?
Д.з. стр. 23 задание 24 (тетрадь), составить меню завтрака, обеда, ужина