Виды оценивания учебных достижений обучающихся 1 класса

Доклад по теме : «Виды оценивания учебных достижений обучающихся 1 класса»
Докладчик: Дулеева Инга Валерьевна (учитель начальных классов МБОУ «Никольская ООШ»)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО (далее система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС НОО к результатам освоения ООП НОО и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ в соответствии с критериями. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом министерства образования от 03.06. 2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». В течение 1-го года обучения в журнале и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков.
Чтобы система оценивания работала эффективно, надо соблюдать условия!
Условия эффективности системы оценивания:
систематичность
личностно – ориентированность
позитивность
На начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, которая включает разнообразные методы оценивания:
Методы оценивания.
1 Наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма.
2 Оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);
3 Тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний)
4 Оценку открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных;
5 Оценку закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом)
Что оцениваем?
Оцениваем результаты ( предметные, метапредметные и личностные.
Что такое результаты УЧЕНИКА и в чём их оценивать?
Результаты ученика (это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака). Иными словами, оцениваться может всё, фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).

Оценка
·
это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что»)
Отметка
·
это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)




На основании выше указанного на первых этапах обучения и в дальнейшем для оценивания своих учеников я использую словесную характеристику результатов их действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что »).
Для оценивания письменных работ я также применяю этот метод оценивания учащихся (в прописях, в тетрадях я пишу слова «Молодец», «Хорошо», «Старалась», «Можешь лучше», «Надо доработать», «Попробуй сделать заново»и т.д.). Для того, чтобы оценить работу в тетрадях, я наклеивала смайлики в виде героев различных мультфильмов, которые дети раскрашивали сами. Они с удовольствием делают это.
Известно, что знания, которые человек добыл сам, в процессе поиска усваиваются быстрее и надолго откладываются в памяти, по сравнению с теми, были даны в готовом виде. Поэтому в структуру нового урока включён этап « открытия» нового знания. Но в младшем школьном возрасте поисковая мыслительная деятельность у ребёнка наиболее активируется в ходе совместной работы с другими детьми, когда ребёнок получает возможность выдвигать свои предположения, спорить, доказывать своё мнение одноклассникам. Поэтому на уроках практикую групповую работу и работу в парах. Такие формы работы позволяют также формировать коммуникативные универсальные учебные действия, такие как: умение вступать и вести диалог, слушать и слышать собеседника, понимать , что своя точка зрения не единственная и принимать точку зрения своего товарища. Дети учатся оценивать свою работу и работу своих товарищей.
При оценивании письменных работ мною введена знаковая система ( + - !). Дети сами решают , какой знак заслужила их работа, а впоследствии сравнивают с отметкой учителя. Очень важен такой этап урока, как рефлексия учебной деятельности , на котором фиксируется новое знание и происходит самооценка учениками своей индивидуальной степени усвоенности материала и своей активности на уроке. Таким образом происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий. На этом этапе урока применяется знаковая система оценивания в виде смайликов: (« зелёный» – понял всё хорошо и могу объяснить товарищу,
« желтый» - понял материал, но иногда затрудняюсь,
« красный» - понял плохо, требуется помощь.)
Так же ввела для поощрения индивидуальных достижений учащихся жетоны. Такой жетон ученик может получить , если сам разобрался в трудном задании, стал лучше писать, лучше читать дал на уроке очень хороший ответ, активно работал, выполнил по желанию задание творческого или поискового характера . Эта система позволяет и слабому ученику видеть свои пусть и небольшие , но достижения. Так ученик , у которого по пятибалльной системе оценивания выше « тройки» почти никогда и не бывает, получает жетон за то, что стал чище и аккуратнее писать, делать меньше ошибок, сам решил задачу, справился с примерами, прибавил в технике чтения, работал в группе и помогал товарищам.
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый «Светофор». Я предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются.
Раскрыть динамику личностного развития каждого ученика, отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане позволяет портфолио достижений. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, рисунки, поделки, зачетные работы и т. д. Одна из серьезных задач обучения, которая может быть решена при использовании портфолио - развитие рефлексии школьника, как основы его дальнейшего индивидуального роста и развития.  Практическая значимость данного оценивания состоит в том, что:  1. Повышается уровень профессионализма учителей начальной школы в формировании умений самоорганизации младших школьников.  2. Повышается уровень сознательности, самостоятельности и активности младших школьников в учебной деятельности.  3. Повышается качество уровня обученности младших школьников, уровень воспитанности.  4. Формируется контрольно-оценочная деятельность школьников.  5. Сохраняется и укрепляется их физическое и социально-психологическое здоровье.