Статья Формирование системы оценивания учебных достижений младшего школьника

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
УЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА






Квалификационная работа


Тема: «Формирование системы оценивания
учебных достижений младшего
школьника».












Выполнила: Шнайдер Н. В.
учитель начальных классов
МОУ «Мирненская средняя
общеобразовательная школа»



п.Мирный


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Стр. 3 - 4
1.Общая характеристика системы оценивания Стр. 5 - 10
Новые подходы к оцениванию учебных достижений
младшего школьника Стр. 10 - 13
Особенности оценивания учебных достижений
младшего школьника Стр. 13 - 14
2. Организация оценивания учебных достижений
школьника в условиях безотметочного обучения Стр 14 - 16
2.1. Формы и способы оценивания Стр. 16 - 22
2.2. Организация мониторинга результатов обучения
младшего школьника Стр. 22 - 23
2.3.Методика оценивания учебных достижений
на основе «Карты индивидуального развития» ученика Стр. 23 - 25
2.4. «Портфолио» учащегося Стр. 26
3. Результативность педагогического опыта Стр. 27 – 28
Заключение Стр. 29
Библиографический список Стр. 30

Приложение























ВВЕДЕНИЕ
Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса. С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.
Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является оценка учебных достижений младших школьников. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям педагогической науки и отражать основные приоритеты и цели образования в первом звене школы. Система оценивания знаний и умений учащихся позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее распространенной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: не в полной мере использование оценочных суждений учителя, увлечение "процентоманией", субъективность выставляемых отметок. С точки зрения многих специалистов, психологический смысл школьной отметки сейчас совершенно утерян. Как пишет А. Б. Воронцов, сейчас «система отметок, во-первых, вызывает в детях чувство страха, во-вторых, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми, в-третьих, вносит зависть и раздор в товарищескую среду, в-четвертых, содействует возникновению формального отношения к делу со стороны как учащихся, так и педагогов». Отметка, как говорят психологи – «стрессогенный» фактор. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация.

Целью моей педагогической деятельности является создание условий психологического комфорта не только ученика, но и его родителей, через систему нетрадиционных форм и методов оценивания его учебных достижений.
Для достижения этой цели мне необходимо было решить следующие задачи:
Изучить психолого - педагогическую литературу по данной теме;
Повысить учебную мотивацию учащихся;

Создать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей каждого ребёнка, направленную на создание ситуации успеха каждого из них.
Сформировать систему оценивания учебных достижений младшего школьника

Новизна предусматривает:
- изменение подходов в оценивании младшего школьника в рамках образовательного учреждения;
- ориентацию учителя на индивидуальные возможности учащихся;
- оценивание продвижения ученика по личностным и поведенческим параметрам;
- максимальное включение ребёнка в процесс оценивания его учебных достижений.


Таким образом, основной моей задачей является - принять ученика таким, каков он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика. Ученика необходимо учить учиться



























Общая характеристика системы оценивания
« Ребёнок, не познавший радости труда в учении,
не переживший гордости от того, что трудности
преодолены, глубоко несчастен
Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха
в овладении знаниями; без вдохновения учение
превращается для детей в тягость»
В. А. Сухомлинский


Проверка и оценка знаний младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе существует две системы оценивания: безотметочное обучение и четырехбалльная система цифровых отметок. Технология безотметочного обучения является обязательной в первом классе (на основании требований СанПиНа) и может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе (выбор осуществляет ОУ). Безотметочная система оценивания образовательных достижений школьников в настоящее время получила широкое признание как действенная система формирования учебной и личностной самооценки. Вместо отметки, выраженной количественно, используются содержательные четко дифференцированные оценки, основанные на однозначных критериях, на основе которых могут быть выведены баллы для самостоятельных работ учащихся. При этом специально указывается, что разные виды деятельности – исполнительскую, поисковую, творческую необходимо оценивать по-разному.
Наряду с этим во II - IV классах используется четырехбалльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».
Необходимо отметить, что оценка и отметка – не синонимы. Оценка – это суждение о качестве объекта или процесса. А отметка в педагогической литературе трактуется как количественная характеристика оценки, которая может выражаться в баллах (5, 10, 12, 100), цветом, каким-либо другим символом.
Возраст 7 лет – это возраст обобщения переживаний (Л. С. Выготский). Именно в этом возрасте цепь неудач или успехов, как в учебе, так и в широком общении, переживаемых ребенком, приводит к формированию чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.
Осуществляя информационную и регулирующую обратную связь, школьная оценка должна ориентировать ребенка на успех, содействовать развитию его самооценки. Еще до Великой Отечественной войны выдающийся отечественный психолог Б.А. Ананьев отмечал, что оценка нужна для того, чтобы у ученика сложились умения самооценки.
Не следует допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировку на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант по русскому языку «2», так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2» недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.
Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как единственного «орудия» формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ от формализма и «процентомании». Необходимо совершенствовать, прежде всего, методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций. Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьников, сформированное из его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний - умений - навыков, установлении государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо).
Таким образом, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основание для внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи, как ученику, так и учителю. Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.
С моей стороны осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи. Устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности ("что я делаю не так...", "что нужно сделать, чтобы...") и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.
Требования к оцениванию
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
- качество усвоения предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.
Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.
Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.
Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется, прежде всего, в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику - завышает, а троечнику - занижает.
Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того, его участие часто наказывается ("не подсказывай" - а он нашел у соседа ошибку; "исправил" - а он у себя нашел ошибку...). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка - проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.
Одним из основных требований к оценочной деятельности я считаю является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.
Моя работа состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается, прежде всего, умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, что ему еще предстоит преодолеть.
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение "процентоманией", субъективность выставляемых отметок.
Следует не допускать тенденции формального "накопления" отметок, ориентировку на "среднюю" отметку, выведанную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант по русскому языку "2", так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая "2" недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.
Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как единственного "орудия" формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ от формализма и "процентомании". Необходимо совершенствовать прежде всего методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.


Новые подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников
Изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий: влекут за собой и изменение системы оценивания. Необходим поиск принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Одно из направлений программы по совершенствованию содержания и структуры образования – поиск путей к безотметочному обучению в начальной школе.
Выдающимся практиком и теоретиком безотметочного обучения является Ш.А. Амонашвили. Он занимается этой проблемой уже более 25-ти лет. По его наблюдениям, а также, по мнению большинства учителей начальной школы, все дети с радостью идут в первый класс. Но по целому ряду причин (способности, здоровье, уровень подготовки, психологические особенности ребенка) они по-разному усваивают учебный материал и, соответственно, имеют разный уровень успеваемости.
Поэтому, по словам Амонашвили, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой». Показателен в этом плане и социальный портрет оценки, выраженной в баллах, т.е. отметки:

· торжествующая пятерка;

· обнадеживающая четверка;

· равнодушная тройка;

· угнетающая двойка.
Современная традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у обучающихся оценочной самостоятельности.
Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого учащегося; учителю приходится лавировать между фиксацией результатов ребенка по определенным нормативам и фиксацией успешности данного ребенка по сравнению с ним самим.
Система оценивания является малоинформативной. Учителю и учащимся трудно определить направления дальнейших усилий – над чем надо еще поработать, что улучшить.
Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Нередко отметочная система является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей.
Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие – к ухудшению физического здоровья школьников.
Таким образом, при умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.
Возникает противоречие между существующей системой оценивания школьников и требованиями к современной начальной школе в широком смысле слова. Отмена отметок по пятибалльной системе вытекает из задач, поставленных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, предполагающей разработку новой модели начальной школы. Ее главной чертой становится переход от получения знаний в готовом виде к их «добыванию» самими учащимися. Поэтому отметка в баллах непригодна для младших школьников, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка, а не отметка, должна отражать процесс продвижения и успешность ребенка, а не уровень, достигнутый им на данный момент времени.
Отметка – это зафиксированный результат процесса оценивания.
Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого- чего-нибудь . это есть сравнение результата с эталоном.
Переход на безотметочное обучение затрагивает очень важные проблемы и ставит новые задачи перед школой и семьей, такие как:

· профессиональный рост учителя;

· формирование иного взгляда родителей на оценку и успехи своих детей.
Как известно, учебная деятельность – ведущая в начальной школе. Это значит, что если она не начнет формироваться в этот период, то потом может не появиться вовсе. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование основной структуры учебной деятельности. Это время по построению формы учебной деятельности, фундамента потребностей и способностей к самоизменению младших школьников.
Для полной сформированности учебной деятельности необходимо 5 – 6 лет; ее формирование заканчивается к 8 – 9 классу. Самоконтроль и самооценка (по Д.Б. Эльконину) – это совокупность изменений, направленных на коррекцию и совершенствование собственной учебно-познавательной деятельности учащегося и его рефлексивной позиции.
Выделяется 5 комплексных умений самоконтроля и самооценки в условиях безотметочной системы обучения:
1. Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности.
2. Умение планировать и конструировать процесс своей учебно-познавательной деятельности.
3. Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
4. Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность и ее результаты с выходом в рефлексивную позицию.
5. Умение корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность.
Решение проблемы оценивания учащихся начальной школы тесно связано с формирования контроля и самоконтроля, с обучением самооценке. По мнению А.Б. Воронцова «с самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться».
Д.Б. Эльконин утверждает, что для становления адекватной самооценки ребенка мало изъять из учебного процесса отметку, необходимо изменить содержание и всех остальных компонентов образовательного процесса. Нужно понять, что это не обучение традиционного типа, из которого изъяты отметки.
1.2 Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе.
Организовать учебно - познавательную деятельность без оценки невозможно, так как оценка является одним из её компонентов, её регулятором, показателем результативности.
Система контроля и оценки в начальной школе не может ограничиваться утилитарной целью – выработкой умений, навыков по конкретному учебному предмету и проверкой усвоения знаний. А ставит более важную социальную задачу: развить у школьников рефлексию, умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Оценивая качество достигнутых школьником результатов обучения, прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребёнка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, недостаточно сформированный уровень контроля и самоконтроля, неадекватность принятия оценки учителя. Любая проверка знаний должна определяться характером и объёмом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.
Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки, поэтому одним из основных требований является формирование умений оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида, находить ошибки в чужой и своей работах, анализировать их причины и определять пути исправления.
Учитель создаёт определённое общественное мнение в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена та или иная работа, каково общее впечатление от работы. Таким образом. Система контроля и оценки становится регулятором отношений школьников и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он стремится к проверке своих знаний, к констатации того, чего он достиг и что ему предстоит преодолеть.
Существенным недостатком отметочной системы оценивания является и недооценка оценочных суждений учителя. И субъективность выставляемых отметок. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки-отметки, «карающей» за любую ошибку. И усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
Особенно опасно применение цифровой отметки при обучении детей в 1-2 классах начальной школы, ибо в первые годы обучения дети ещё не способны правильно понять нормативную отметку. По решению педагогического совета в нашей школе мы начинаем выставлять отметки со второго полугодия 2 класса. Основным условием перехода на отметочное обучение во 2 классе является развитие контролирующей и оценочной деятельности школьников. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок. Отсутствие отметок в 1 классе объясняется тем, что первоклассники только начинают познавать азы чтения, письма, счёта, пока не достигнуты определённые результаты обучения, отметка больше оценивает процесс обучения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и малоосознанные знания. Поэтому оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно: должен сосредоточить оценочную деятельность на развёрнутом словесно – описательном анализе процесса учения школьника и формирования его самооценки.
Словесная оценка (оценочное суждение) позволяет показать ученику динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Словесная оценка должна быть содержательной. Включающей анализ работы, чёткую фиксацию успешных результатов и раскрытие причин неудач (эти причины не должны касаться личностных характеристик).
Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Самооценка ученика – это один из компонентов его деятельности. При самооценке ученик даёт содержательную и развёрнутую характеристику своих результатов по заданным критериям, анализирует свои успехи и недостатки, а также ищет пути их устранения. Самооценке ребёнка нужно учить.

2. Организация оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения.

Оценивание деятельности ребёнка ведётся мною с первых дней обучения. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинаю с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Я обязательно подчёркиваю, что значит «хорошо готовиться к уроку» ( порядок на столе, всё что нужно на урок должно лежать на столе, опрятность ученика)
Внимание детей фиксируется на тех моментах, когда выполняются правила поведения и соблюдается культура общения. Очень важно выделить именно успехи, так как они способствуют эмоциональному благополучию детей и позволяют им лучше понять требования школьной жизни.
Затем кроме успехов в учебном труде учеников, оцениванию подлежит правильность, аккуратность, старательность при выполнении работы, соответствие результатов труда образцу. При этом ввожу чёткие критерии оценивания: что значит аккуратно, правильно.. Много ценных советов я почерпнула из книги Г. А. Цукерман и К. Н. Поливановой “Введение в школьную жизнь”. Я спланировала, опираясь на методические советы, первые занятия вводящие детей в новую систему отношений со сверстниками и самим собой. Дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, “как это делают настоящие школьники”. Эти занятия вводят детей и в систему отношений с учителем. Доверие ребёнка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, а не “поймать и наказать” становятся условием успешности всей жизни первоклассника в школе. Занятия дают толчок к развитию учебной самостоятельности, которая сопровождается проявлением таких характеристик, как самооценка и самоконтроль. Этот курс помогает безболезненно адаптироваться к новой жизненной ситуации. С помощью таких занятий я стремилась создать у каждого ребёнка представление о школе как о месте, где он будет принят весь, целиком: со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами. ПРИЛОЖЕНИЕ
На следующем этапе оценочной деятельности, после усвоения детьми критериев правильности и соответствия требованиям, ввожу фиксацию трудностей ребёнка («А вот здесь тебе ещё нужно поработать»). При этом упор делаю на успехи ребёнка и на положительные стороны в его учебной деятельности. Фиксация трудностей предполагает показ перспектив: что именно и как ребёнку нужно сделать. Говоря о трудностях, вселяю в ребёнка уверенность в том, что у него всё обязательно получится, и максимально помогаю ему в этом.
В качестве основных параметров оценочной деятельности инструктивно – методическим письмом Минобразования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98 №1561\14-15 выделены:
1) Качество усвоения знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям Государственного стандарта начального образования;
2) степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
3) степень развития основных качеств умственной деятельности (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
4) уровень развития познавательной активности, интересы и отношение к учебной деятельности; степень прилежания и старания.
Только первый из параметров может со временем оцениваться отметкой за результат обучения, остальные – словесными суждениями (характеристиками ученика). На первых порах обучения отметка не используется. При оценивании выделяю успехи и намечаю перспективы ребёнку не только в усвоении знаний, умений и навыков, но и в его умственном развитии, познавательной активности, формировании учебной деятельности, общеучебных навыков, прилежании и старании.
Успешность оценивания определяется его систематичностью. Системность оценивания предполагает не только оценку результата, но и оценку принятия инструкции (правильно ли понял, что делать), оценку планирования ( правильно ли выделил последовательность действий),
Оценку направления хода выполнения. Именно систематичность в оценивании обеспечивает понимание детьми критериев и создаёт базу для самооценки своего труда. Систематичность предполагает организацию оценивания на всех этапах урока:
- постановка цели ( как приняли цель и на что обратить внимание)
- повторение (что хорошо усвоено, над чем следует поработать и как )
- изучение нового ( что усвоено, в чём трудности и почему)
- закрепление ( что получается и в чём нужна помощь)
- подведение итогов ( что усвоено, а в чём есть затруднения)
Вывод: организация оценивания достижений учащихся в условиях безотметочного обучения основывается на требованиях:
1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;
2) при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;
3) оценивание осуществляется последовательно: от оценки организационной стороны деятельности к оценке её содержания;
4) оценка должна вырисовывать перспективы ребёнку;
5) оценка осуществляется на основе чётких, понятных ребёнку критериев;
6) оценочная деятельность распространяется не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;
7) оценивание должно быть системным.

2.1 Формы и способы оценивания.
Наиболее важным условием организации эффективной оценки достижений детей в условиях безотметочного обучения является эффективный выбор форм и способов оценивания.
1. Самым простым вариантом оценивания является оценочные суждения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение).
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не касаются мною личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).
Оценочное суждение мною сопровождают любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок: «Твоя работа может служить образцом»; «Какие красивые буквы ты написал!»; «Как быстро ты решил задачу»; «Ты очень постарался сегодня» и т.д. При этом результат, полученный учеником, я сравниваю с его же прошлыми результатами, тем самым выявляя динамику его интеллектуального развития: «Какой сложный пример ты сегодня решил сам!»; «Как хорошо ты понял правило! Вчера оно вызвало у тебя затруднения. Я вижу, что ты очень хорошо поработал».
Отмечаю и поощряю малейшее продвижение ученика вперёд, анализирую причины, которые этому способствуют или мешают. Поэтому, указывая на недостатки в работе, оценочным суждением обязательно определяю, на
что можно опереться, чтобы в дальнейшем всё получилось: «Ты старался прочесть выразительно, но не учёл всех правил. Вспомни правила правильного, выразительного чтения. Открой памятку. Попробуй прочитать ещё раз, у тебя обязательно получится»; «Ты старался писать аккуратно. Вот эта буква (слово, предложение) написана по всем правилам красивого письма. Попробуй написать красиво всё остальное»
Вывод: Оценочные суждения являются основным средством оценки при безотметочном обучении. Они сопровождают любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также способы устранения недостатков и ошибок.
2. Особая роль в оценочной деятельности учителя отводится – поощрению.
Главный механизм поощрения – оценочный. Этот механизм позволяет детям соотносить результаты своего труда с поставленной задачей. Результатом поощрения должно стать формирование в самой деятельности как высшей формы поощрения. Таким образом, в поощрении заключается факт признания и оценки достижений ребёнка, при необходимости коррекции знаний, констатации настоящего успеха, стимулирующей к дальнейшим действиям. Применение поощрений должно идти от более простых видов к более сложным. Систематизация видов поощрений позволяет выделить средства их выражения:
1)мимические и пантомимические: улыбка учителя, ласковый,
одобрительный взгляд, пожатие руки, поглаживание по голове;
2) словесные: «Умница», «Ты сегодня работал лучше всех», «Мне
было приятно читать твою работу», «Я радовалась, когда
проверяла твою тетрадь» и т.п.
3)материализованные: поощрительный приз, медали
«Грамотейкин», «Лучший математик», «Лучший чтец», и др.
4) деятельностные: «Ты сегодня выступаешь в роли учителя»,
«Тебе даётся право выполнить самое трудное задание» ;
проводятся выставки «Самая лучшая тетрадь», «Самая
аккуратная работа», поощряются не только успехи но и
старания «Самый старательный», взаимоотношения детей в
классе приз «Самой дружной паре», звание «самый лучший
друг»
ВЫВОД: В результате успешного применения поощрений у детей возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе: помогают друг другу. Применение поощрений должно отвечать требованиям: 1) объективность;
2)системность;
3) использование двух и более поощрений;
4) учёт индивидуальных возможностей и уровня развития
детей, их подготовленности;
5) усложнения: от занимательных поощрений. Основанных на
эмоциях, к более сложным формам поощрения- деятельности.

3. Большое значение в оценочной деятельности имеет эмоциональный отзыв учителя или других учеников на работу ребёнка.
При этом отмечаются даже незначительные продвижения ученика («Браво! Это лучшая работа!», « Как твои буквы похожи на образец написания!», «Ты показал, что умеешь хорошо работать» и т.п.) Эмоциональным должен быть и отзыв на недостатки в работе, Но при этом не указываются слабые личные качества или способности ребёнка в определённых областях знаний («Твоя работа меня огорчила», «Я не узнаю твою работу», «Тебе нравится твоя работа?»)
4. Особое место в современных подходах к оценке достижений младших школьников занимают методы наглядной самооценки.
Уже в первые две недели учебы ребенка в школе я стараюсь организовать работу с самооценкой учащихся и определить разные пространства действий ребенка, способов и средств контроля и оценки на уроке.
При организации работы с самооценкой учащихся учитываю, что первокласснику свойственно смешивать оцениваемые качества. Например: «Я плохо читаю» значит «Я плохой ученик». Оценка успеваемости в начальной школе, по существу является оценкой личности в целом и определяет статус ребенка. Это требует от меня особого внимания к средствам дифференцирования и шкалирования любого оценочного качества. Для этого нами, с детьми, на уроке изобретается специальная шкала – «волшебные линеечки» (описанные Г.А.Цукерман являются и содержательной формой отметки, не обижающей ребёнка) и определяются критерии, по которым можно оценить любые действия или объект (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.) ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочная шкала




Такая оценка:
позволяет ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;
носит информативный характер;
способствует формированию позитивной самооценки.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение учеников в освоении всех умений, заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений» (таблица), который заведен на каждого ученика. Это позволяет ребенку (и родителям) прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого. ПРИЛОЖЕНИЕ
Ребята пробуют оценивать, прежде всего, себя и свои действия по критериям, которые либо задаю я, либо на уроке выработали совместно. Оцениванию подлежит каждое задание в отдельности, а не урок в целом.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждый из которых имеет свой критерий оценивания.
После самооценки учащегося следует моя оценка по тем же критериям. Ребенок начинает видеть, что не всегда оценки разных людей могут совпадать, и учится считаться с разными точками зрения на оценку того или иного действия. Совпадение наших оценок в обязательном порядке словесно поощряется.
Таким образом, в результате первых двух недель пребывания в школе учащиеся овладевают основными принципами оценивания:
– определение критериев перед оцениванием определенного действия учащегося;
– вначале самооценка, а потом учительская оценка;
– соотнесение оценки учителя и учащегося по объективным критериям оценки (для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания – например, количество звуков в слове, но не красота написания букв);
– обсуждение при обнаружении расхождений оценок учителя и ребенка;
– право каждого на собственное мнение, уважение к мнению другого, недопустимость навязывания ни своего мнения, ни мнения большинства.
Ребенок имеет право выбрать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить для оценки, сам назначает критерий оценивания. Я не высказываю оценочные суждения по поводу работы, которую ученик мне не предъявляет для оценки.
На уроке (в коллективных формах) разворачивается работа по формированию действия самооценки. Моя задача: создание в классе учебного сотрудничества; обучить учащихся техникам самоконтроля и работе со схемами и моделями как средствами контроля и оценки; сформировать умение сотрудничать не только с учителем, но и с родителями, и другими взрослыми.
На этом этапе учащихся учу знать о своем незнании – «учим умному незнанию». Для этого основным средством являются специально созданные ситуации недоопределенности или задания с недостающими данными.
На этом этапе обучения учащиеся работают: над пооперационным контролем по заданному алгоритму, эталону; над выделением критериев оценки выполнения отдельных заданий и на основе заданных эталонов с помощью волшебных линеечек; над взаимоконтролем и взаимооценкой; над умением фиксировать и предъявлять свои достижения, трудности, проблемы классу. К работе других детей ребята относятся более критично, чем к своей собственной, и очень часто «обнаруживают» даже те ошибки, которых нет. В связи с этим учу оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по заданным ранее для всех критериям.
Взаимопроверка, коллективное обсуждение ответов дают положительный эффект именно в начальной школе; аналогичную работу начинать в средних классах труднее, так как учебная деятельность недостаточно сформирована в этом оценочном звене. Подростки, ориентируясь больше на мнение сверстников, гораздо труднее принимают общие критерии оценки и способы их использования.
Только в том случае, если в самом начале были созданы все условия для нормального развития этих способностей и умений учащихся, заданы большинство средств и способов этой работы, создана положительная мотивация к этой важной сфере учения, можно рассчитывать на успех в последующей учебной деятельности учащихся.
До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.
Вывод: и так можно сформулировать принципы приёмов обучения детей самооцениванию:
Если оценка взрослого предшествует оценке детской, то ребёнок либо некритично воспринимает её, либо аффективно отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребёнка.
Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребёнку предлагается оценивать различные аспекты своих усилий. Дифференцировать оценку.
Самооценка ребёнка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда. Когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика (образцы написания букв, правила сложения и др.)
Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов – эталонов, каждый имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничьё не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства.
Я считаю, что только человек со здоровой самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, превращая их в задачи самообучения, а не воспринимая их как повод для обиды на критикующего.

5.Эффективной формой оценивания является квалиметрическая (описательная) оценка уровня развития ребёнка по какому – либо направлению, которая строится на основе чётко заданных критериев и показателей развития оцениваемого параметра. При этом степень выраженности критериев характеризует определённый уровень развития изучаемой характеристики.
- Высокий уровень – 90 – 100% - заданных критериев;
- Уровень выше среднего – 79 – 89 % - заданных критериев;
- Средний уровень означает, что измеряемой характеристике
соответствуют 50 – 74 % заданных критериев;
- Низкий уровень – менее 50 %.
Квалиметрической оценкой можно оценить умственное развитие ребёнка, степень сформированности его учебной деятельности, прилежание, старание, степень самостоятельности, степень освоения программных требований, соответствие знаний, умений и навыков стандарту.
Например. Необходимо оценить уровень навыка чтения, который отвечает 5 основным критерия: тип чтения, правильность (безошибочность), выразительность, темп и осмысленность. Оценивание строится на основе соответствия всех критериев программным требованиям. Пять выделенных критериев составляют 100%. Исходя из этого, можно дать характеристику уровней сформированности навыка чтения:
* высокий уровень: плавное чтение целыми словами, без ошибок; выразительное (с соблюдением знаков препинания, логических ударений и пауз); в темпе, соответствующем программным требованиям, с пониманием прочитанного;
* уровень выше среднего : плавное чтение целыми словами, без содержательных ошибок; в темпе, соответствующем программным требованиям, с пониманием смысла прочитанного: недостаточно выразительное (ошибки в логических ударениях); допущено не более 2 ошибок с искажением знаков, но не содержания;
* средний уровень: плавное чтение целыми словами; допущено не более 3 технических ошибок или одной содержательной; несколько сниженный темп;
* низкий уровень: прерывистое, слоговое чтение в сниженном темпе; допущено более 2 ошибок искажения и содержательных ошибок; нарушались нормы произношения; понят сюжет прочитанного.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Квалиметрическая оценка позволяет мне не только описать оцениваемый результат, но и измерить его количественно.
ВЫВОД: Все перечисленные формы и методы оценивания могут использоваться учителем на протяжении всех лет обучения ребёнка в начальной школе. Но в период безотметочного обучения (1-2 кл) они становятся основными. Однако не все эти формы и методы обеспечивают систематическую, объективную, количественную фиксацию результата обучения. Содержание оценивания должно отражать отслеживание процессов и результатов усвоения учеником программных требований по каждому предмету в системе и на основе количественных показателей. Для того чтобы учитель, сам ученик и его родители систематически видели продвижение в усвоении программ, оптимальной формой организации оценивания является мониторинг результатов обучения с использованием карты индивидуального развития (индивидуальных достижений) ученика.

2.2 Организация мониторинга результатов обучения младших школьников.
Мониторинг результатов образовательного процесса в начальной школе позволяет мне анализировать выполнение Стандарта общего начального образования. Отслеживать формирование предметных знаний, умений и способов учебной деятельности учащихся.
Задачами мониторинга является:
1)Выявить соответствие качества образования обязательному
минимуму содержания начального образования;
2) выявить соответствие знаний учащихся требованиям к уровню
подготовки обучающихся в начальной школе;
3) выявить эффективность организации учебного процесса, его
методическое обеспечение;
4) выявить степень объективности оценивания знаний (умений)
учащихся со стороны учителя;
5) выявить уровень сформированности общеучебных умений и
навыков с 1-по 4 классы;
6) выявить динамику изменений в развитии учащихся;
7) выявить пробелы в знаниях детей по разным разделам
программного материала.
Систематическое отслеживание, сравнительный анализ знаний детей по различным предметам позволяет проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции развития их личностной культуры.
Мониторинг разработан на основе ряда нормативных документов Минобразования РФ.
1. Стандарт начального общего образования, 2004г.
а) обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
б) требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
2. Программы для четырёхлетней начальной школы.
3. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Методическое письмо МО РФ от 19.11.98 № 1561.14-15)
4. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу (МО РФ сборник – М: Дрофа, 2000)
Мониторинг на начальной ступени организуется на основе диагностических методов по этапам:
1 этап – входная диагностика;
2 этап – промежуточная диагностика;
3 этап – итоговая диагностика
ПРИЛОЖЕНИЕ

2.3. Методика оценивания учебных достижений на основе «Карты индивидуального развития ученика (индивидуальных достижений)»
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений. Диагностирования качества образовательного процесса, сопоставления реально полученных на отдельных этапах обучения результатов в усвоении умений, необходимых для формируемых навыков на каждого ученика с момента поступления его в школу заводится «Карта индивидуального развития (индивидуальных достижений)»
В карту заносят основные программные требования по каждому учебному предмету, который должен освоить ребёнок в ходе обучения (достижения), а также показатели его развития, которые составляют цель деятельности учителя 1 – 4 классов. Карты заводятся отдельно по каждому учебному предмету, желательно на каждый учебный год отдельно. Требования к ЗУН и показатели развития выступают в качестве критериев оценки достижений детей. ПРИЛОЖЕНИЕ
Используя карты индивидуального развития, отслеживаю успехи в обучении и развитие учеников с начала и до конца учебного года. Оценивание провожу на основе анализа результатов выполнения детьми диагностических работ с применением квалиметрической (описательной, уровневой) оценки. По результатам выполнения работы успехи ребёнка относятся к одному из 4 уровней: высокий, выше среднего, средний, низкий.
В качестве диагностических работ я использую: диктант, контрольные работы, проверочная работа, тесты. Диагностические работы содержат различные типы проверочных (диагностических) заданий:
- с выбором ответа (проверяются знания учащихся и понимание изученного материала);
-- на поиск ошибки (позволяет проверить прочность усвоения детьми тех или иных знаний, умение применять знания, уровень развития контроля и самоконтроля);
- на завершение (продолжение) работы (проверяются умения выделять закономерности, зависимости, причины явлений и т.д.)
- со свободным ответом (используются для проверки умения воспроизводить и применять знания, понимания изученного материала).
Одним из эффективных видов диагностических работ является тест. Задания, которого: 1) относительно краткосрочные, не требующие больших
затрат времени;
2) однозначными, не допускающими произвольного
толкования;
3) корректными, исключающими возможность
многозначных ответов;
4) краткими, требующими сжатых ответов;
5) стандартными, предназначенными для широкого
практического использования – определения
достижений школьников.
Оценку выполнения диагностических (или проверочных) заданий можно формулировать: «Выполнил – не выполнил», «Достиг – не достиг»
Оценка «выполнил» («достиг») ставится за всю работу, если ученик выполнил не менее 60% проверочных заданий. Каждое задание считается выполненным, если учащимся выполнено не менее 50% объёма данного задания.
С помощью тестов можно проводить входной текущий, тематический и итоговый контроль учебных достижений учащихся по всем предметам. Надо отметить, что оцениванию подлежат не только достижения ученика по учебным предметам, но и параметрами оценочной деятельности учащихся является также:
- качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям Государственного стандарта начального образования;
- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
- степень развития основных качеств умственной деятельности ( умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
- уровень познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности;
- степень прилежания и старания.
Требования к уровню подготовки обучающихся разделены на две группы:
А) воспроизводить знания: ориентированно на уровень развития восприятия и памяти (табличные случаи сложения, вычитания, умножения, деления, изученные части речи). Репродуктивный уровень.
Б) применять знания: цель не только проверить знания учебного предмета, но и определить его умение применять полученные знания: может ли сравнивать, различать, приводить примеры, выполнять нестандартные задания, решать практические задачи, самостоятельно осуществлять поиск решения.
Измерители должны содержать задания, отражающие обе группа требований.
Процесс освоения всех умений, необходимых для формирования конкретных навыков по конкретным предметам, фиксируются в «Карте индивидуального развития (индивидуальных достижений)»
ВЫВОД: Работа с картами индивидуальных достижений учащихся позволяет сопровождать ученика в зоне его ближайшего развития, создаёт основу для его самостоятельности в индивидуальном развитии. Эта работа строится следующим образом:
1. Создание банка внутренней информации, позволяющей сравнивать результаты, видеть динамику развития.
2. Создание психолого – педагогических условий, способствующих положительной мотивации учащихся к учебной деятельности (приучать детей учиться)
3. Определение зоны ближайшего развития для каждого ученика, педагогической помощи конкретному ученику.
4. Разработка вариантов дифференцированной и индивидуализированной помощи и контроля.
Карта индивидуальных достижений позволяет также осуществлять обратную связь, как с учеником, так и родителями. Родители всегда могут узнать о том, как идут дела их сына или дочери. Каких успехов достиг их ребёнок в обучении, где нужна помощь со стороны учителя или родителей. Таким образом сравниваются результаты достижений школьника не с успехами других учеников, а с показателями самого ребёнка , достигнутыми им ранее.
Я считаю, что благодаря такому индивидуальному подходу мои дети легко адаптируются как в первом классе, так же и при переходе в 5 класс.




2.4 «Портфолио» учащегося.
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда педагогических задач, позволяющее:
1) поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
2) поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
3) развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
4) формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности, - протекающей как в рамках повседневной школьной практике, так и за её пределами.
В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов, целесообразно включать:
- выборки детских работ – формальных и творческих;
- материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности;

Вывод: Я считаю безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.













Результативность педагогического опыта
Необходимость и эффективность работы в данном направлении подтверждают имеющиеся результаты
У учащихся повысилась мотивация к обучению
Повысилась качественная успеваемость
Развивается адекватное отношение к оценке учебных достижений.
Сравнительный анализ качества обученности учащихся

Год обучения
Абсолютная
успеваемость
Качественная
успеваемость

2006 - 2007
100%
36%

2007 - 2008
100%
47%

2008 - 2009
100%
47%

2009 - 2010
100%
57%


Сравнительный анализ мотивации учащихся
Год диагностики
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

2006-2007
35%
47%
18%

2009-2010
37%
54%
9%



Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, соответствующие его интересам, способностям, и возможности их самостоятельной реализации.
Одарённый ребенок стремится показать свои знания не только на уроке, но и на более высоком уровне - на олимпиадах. На этом уровне талант оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться и желает побед. Мои ученики принимают участие не только в районных олимпиадах, районная НОУ конференция, но интернет олимпиадах: Русский медвежонок, ЭМУ, Перспектива. Награждены грамотами, сертификатами.


2008 – 2009 конкурс языкознания «Русский медвежонок»
приняли участие 4 ученика
1 место по району – Астафьев Кирилл (3 кл)
2 место по району – Чугаева Ольга (3 кл)
2008 – 2009 конкурс «Эрудит Марафон учащихся» ЭМУ
Приняли участие в 1 туре 5 человек
1 место по школе - Чугаева Ольга (3кл)
Во 2 туре 3 учащихся

В международном дистанционном конкурсе «Перспектива»
Приняли участие 8 человек
1 место на федеральном уровне Астафьев Кирилл – литературное чтение
2009 – 2010 конкурс «Эрудит Марафон учащихся» ЭМУ
Приняли участие 5 человек
В международном дистанционном конкурсе «Перспектива»
Приняли участие 13 человек
1 место на федеральном уровне –Юзеев Андрей по математике.

В 2009 – 2010 уч.году мои ученицы были участники районной НОУ конференции «Мир увлечений» между 4 – 6 классами заняли призовые места
1 место- Фаизова Олеся интегрированный проект по теме «Лебедь – царская птица» (окруж. мир и труд – оригами)
2 место – Чугаева Ольга проект по окружающему миру по теме: «Курение вредная привычка»

Модернизация образования требует от учителя постоянного самообразования и самосовершенствования, и это не веление времени, а необходимая часть того труда, которому он себя посвятил. Я беру на вооружение новые идеи из профессиональных журналов, педагогических трудов и методических разработок, сама готовлю рекомендации и делюсь ими со своими коллегами.
О своих методических находках рассказываю на заседаниях школьного и районного методического объединений.
Кроме того, по моему мнению, на поиск нового и прогрессивного вдохновляют курсы повышения квалификации работников образования.
В 2009- 2010 году прошла дистанционные курсы Педагогического университета «Первое сентября» «Литературное чтение в современной школе» (Лазарева В.А.)
В 2010 –2011 учебном году подала заявку и зачислена на дистанционные курсы Педагогического университета «Первое сентября» по курсу «Трудности обучения чтению и письму в начальной школе» (М.М.Безруких)
«Смысл моей жизни в том, чтобы быть кому-то нужной. Я нужна своим родным и близким людям, своим ученикам.
Я хочу помочь детям стать хорошими людьми, научить их любить и беречь окружающий мир, увидеть в каждом из них доброжелательного, умного, старательного и способного ученика, побудить его к творчеству и самовыражению».





Заключение
Перспективность работы объясняется её практической значимостью для поиска новых способов оценивания, позволяющих устранение негативных моментов в обучении, способствующих гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

Современная начальная школа продолжает апробацию новой системы контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся: в подготовительных и первых классах контроль осуществляется на содержательно-оценочной основе без использования отметок
Обучение без использования отметок в первых классах развивает стремление ученика получать знания, а не отметки, формирует учебно-познавательный интерес и внутреннюю мотивацию к процессу учения.
Такая система оценки предполагает определение индивидуального уровня усвоения учащимися учебного материала, позволяет более достоверно характеризовать результаты учебной деятельности школьников, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы. Данная система ориентирует прежде всего на оценку учебных достижений ребенка, а не на учет недостатков в его работе. Такой подход создает для учащихся "ситуацию успеха", стимулирует их познавательную активность и учебную деятельность.
Содержательная оценка необходима для того, чтобы сформировать и развить оценочную деятельность младших школьников, обучить их само и взаимоконтролю, сделать образовательный процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. Это условие и результат сотрудничества между учителем и учащимися, закрепление взаимопонимания и взаимодоверия.
















Библиографический список:
1.Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980.
2. Виноградова, Н.Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу./ Н.Ф. Виноградова - М.: Дрофа, 2000, 214с.
3. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе\\Начальная школа 2006, № 15
4. Воронцов, А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования/ А.Б. Воронцов // Начальная школа.- 2002,- №3,- с. 89
5. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной
деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
М.: Рассказов, 2002.
6. Калинина Н.В. Методика оценки учебных достижений в начальной школе\\ изд. АРКТИ,Москва . 2006 г
7. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя./ Г.Ю. Ксензова - М.: Дрофа, 2000, 109с.
8. Лернер, И.А. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть?/ И.А. Лернер - М. "Просвещение", 1988, 516с.
9. Лобжанидзе, В.А. Сущность оценки и отметки./ В.А. Лобжанидзе //Завуч начальной школы.-2002.- №14.-с. 21 – 27.
10. Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников.
Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для
участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания
общего образования, 2001.
11. Никитина, М.П. О безотметочном обучении. / М.И. Никитина // Начальная школа.- 2001.- №1.- с.47.
12. Оценка без отметки. Составитель О. Варшавер – М.: ЦГЛ, 2005. 80с.
13. Цукерман Г.А. , Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь\\ Начальная школа. 2004. № 4
14. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва - Рига: ПЦ
"Эксперимент", 1999.
Издательский дом "Первое сентября" E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











13PAGE 15


13PAGE 14215




грамотность аккуратность внимание



15