Статья Эффективность современных методов оценивания учебных достижений учащихся


Школа-лицей №20 им. А.С. Пушкина.
Тема доклада:
«Эффективность современных методов оценивания учебных достижений учащихся»
Учитель математики и информатики
I квалификационной категории
школы - лицей №20 им. А.С. Пушкина
Пономарева Елена Викторовна


Атырау -2016
Содержание
I.Введение………………………………………………………………………. 1II. Эффективность современных методов оценивания учебных достижений учащихся
Критерии современного оценивания…………………………………… 2
Мониторинг активности учащихся на уроке…………………………... 2
Формативное оценивание……………………………………………….. 4
Суммативное оценивание……………………………………………….. 5
III. Заключение………………………………………………………………….. 6
Литература………………………………………………………………………. 7

I. Введение
Для современного педагога, идущего в ногу со временем, при оценивании учебных достижений учащихся основной целью становится не только сумма знаний, умений и навыков, которую осваивает учащийся, но и формирование у него способности и потребности самостоятельно приобретать новые знания, умения и навыки.
Какие условия нужно создать для того чтобы обеспечить возможность формирования самостоятельного человека, способного жить в современном обществе?
Этот вопрос не дает покоя многим учителям, в том числе и мне, учителю с двадцатилетним педагогическим стажем. В своей работе я расскажу о методиках, применяемых мною на уроке математике, позволяющих повысить уровень мотивации учащихся, а также как организовать оценивание учебных достижений учащихся, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты. Обобщить и дополнить сведения о методах оценивания знаний учащихся на современном этапе обучения.
Появление новой целипривело и  к смене ценностей:для педагога главным становитсяне только сумма ЗУНов,которую осваивает ученик,но и  формирование у негоспособности и потребностисамостоятельно приобретать новыезнания, умения и навыки Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Оценивается не ученик, а его работа. А при оценивании работы, акцент делается на ее¸ положительные стороны, а не недостатки 2,с2.
1
II. Эффективность современных методов оценивания учебных достижений учащихся
Критерии современного оценивания
Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. ОЦЕНИВАНИЕ – это процесс наблюдения за учебной и познавательной деятельностью учащихся, а также процесс описания, сбора, регистрации и интерпретации информации об ученике с целью улучшения качества образования. ОЦЕНКА – это результат процесса оценивания, деятельность или действие по оцениванию, качественная информация обратной связи. ОТМЕТКА – это символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах, буквах или иным образом. Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть:
ƒ. понятным всем участникам образовательного процесса;
ƒ. гибким;
ƒ. многоинструментальным;
ƒ. психологически комфортным;
ƒ. многосоставным.
С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен умело использовать различные виды оценивания: диагностическое, формативное и суммативное 2,с6.
Мониторинг активности учащихся на уроке
Любая деятельность ученика должна быть оценена. Она должна отражать не только уровень знаний школьника, но и степень прилагаемых им усилий. Личностный рост ученика по пятибалльной системе оценить очень сложно, поэтому применяю мониторинг, который отражает активность учащихся на уроке по усвоению материала. Область применения этого мониторинга велика. Так, его можно применить учителям в конце урока при оценке деятельности учащихся. А также сам ученик применяет мониторинг при оценивании своей деятельности на уроке. Для этого были разработаны критерии, которые позволили учащимся самостоятельно оценить свою деятельность. Например: оценка «5» - если отмечены все критерии мониторинга.
Данный мониторинг можно применять, когда на уроке используется групповая работа. Спикер группы заполняет мониторинг активности на каждого ученика группы.
2
Таблица1. Мониторинг активности учащихся на уроке.
№ Ф.И. учащегосяУмение задавать вопросыВидеть и исправлять ошибкиПредложить ход решенияПривести примерыВыполнить рисунки, схемы, чертежиАргументи-ровать1. Ергалиев Иса + + + + + +
2. Канцев Артем + + + + +

Хотелось бы отметить, что применяя мониторинг активности учащихся на уроке, дает возможность учителю проанализировать, как идет развитие мотивации учения у каждого ребенка в классе и класса в целом. Для более успешных учащихся мониторинг помогает понять им, что мало правильно решить задания и получить результат, нужно еще уметь аргументировать свои действия, видеть и исправлять ошибки, находить новые решения. Для менее успешных учащихся мониторинг является “копилкой” их достижений в учебной деятельности. Огромное значение этого мониторинга в том, что ни один даже очень маленький успех ребенка не остается незамеченным. Для того чтобы развить и повысить мотивацию учения учащихся необходимо создавать на уроках ситуации успеха для учащихся. Я наблюдала за детьми во время выполнения ими заданий и сравнивала, как они работали раньше на уроке и как стали работать сейчас. Дети стали более организованы и добросовестнее относится к выполнению заданий. Слабые ученики уже могли самостоятельно выполнять задания, если раньше им необходима была помощь сильных учеников, то сейчас они не только выполняют самостоятельно работу, но и способны оценить работу других учеников. А это здорово. Вырос уровень саморегуляции у слабых детей. Если поначалу они не всегда добросовестно выполняли домашние задания, то постепенно включаясь в работу, ученики стали более уверенны в себе, что у них все получится, то есть росло чувство уверенности и ответственности. Формирование у учащихся саморегуляции – самая необходимая и самая сложная задача. Уровень саморегуляции у всех учеников разный, поэтому я стараюсь учитывать особенности восприятия, мышления, памяти каждого учащегося. Чтобы проследить саморегуляцию учащихся, я использовал на разных уроках, разные подходы. При разработке уроков теперь я стала, больше уделять внимания на способы включения учащихся в урок, поэтому стала больше включать задания
3
творческого характера. Именно творческие и посильные задания наиболее удерживали внимание учащихся. А радость, которую получали учащиеся от сделанных на уроке открытий и, главное, открытий своих возможностей, способностей, помогло создать мотивационную основу для истоков творческой, созидательной деятельности.
Формативное оценивание
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения 2,с12.
Формативное оценивание:
ƒиспользуется в повседневной практике (поурочно, ежедневно);
ƒприменяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя
На своих уроках использую разные техники формативного оценивания. Использую технику «Светофор», суть которой заключается в том, что у каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора, одну из которых они поднимают, обозначающие их понимание или непонимание материала, по итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе 2,с19. Следующий прием формативного оценивания уровня понимания учащихся, используемый мною на уроках « Проверка ошибочности понимания», виде игры «Вверю, не верю», где намеренно даю учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе и понятиях. Затем прошу учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения2,с21. Но самая распространенная техника формативного оценивания - это «словесная оценка», ее называют еще устной обратной связью. Я хвалю учащихся за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провожу устную обратную связь, соответственно, и тем самым учащийся понимает, что данный материал или информацию он успешно освоил. Если ученик выполняет неправильно, я указывала на ошибки в выполнении упражнения, не поставив за работу никакой отметки, тем самым оценила ее. В результате учащийся осознает, что ему необходимо сделать для достижения более хороших результатов.
В своей работе мы учителя ежеминутно сталкиваемся с оцениванием, и его критериями. Оценивание - категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении 1,с161.
4
Суммативное оценивание
Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки2,с10.
На уроке при оценивании соблюдались определенные критерии, я предложила ученикам свои: знание правил и определений, умение приводить примеры, насколько выполнена домашнее задание, решение практических заданий, задания творческого характера. Каждое выполненное задание оценивалось в баллах. Несложные задания были оценены в один балл, а задания творческого характера, более сложные были оценены в два балла. Учащимся были выданы оценочные листы, куда они вносили баллы по тем заданиям, которые были выполнены ими. После чего суммировали баллы, а после использовали шкалу переводов баллов в отметку. Таким образом, учащиеся сами смогли себя оценить. В дальнейшем критерии стали разрабатываться совместно с учениками. Такая проводимая работа на уроке нравится учащимся, ведет к успешному обучению.
После того как стала использовать на уроках критерии оценивания, заметила, что учащиеся согласны были с тем, что отметка выставлена учителем была объективна. Если раньше возникали проблемы объективности при оценивании, то сейчас их просто не стало. Результат исследования показал при выявлении мнения учащихся о том, объективна была выставлена им отметка. Если раньше с объективностью соглашались 75% учащихся, то после того, как стали применяться критерии оценивания, с объективностью выставления оценок согласны 97% учащихся.
5

III.Заключение
Диагностический, формативный и суммативный виды оценивания являются составными частями системы оценивания, они существуют и функционируют параллельно с целью улучшения качества обучения и учения.
Оценивание дало:
Знание и понимание целей обучения;
Обеспечение эффективной обратной связи;
активное участие учеников в собственном обучении;
Оценивание учениками самих себя, одноклассников, и понимание, как улучшить свое обучение;
Знание и понимание учащихся критериев оценивания;
Корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.
Умение учеников самостоятельно делать выбор и принимать решения, ведет к формированию самостоятельного человека, способного жить в современном обществе. Составляя свой стратегический план, хочу отметить, что я буду стремиться использовать в своей практике современные методы оценивания учебных достижений учащихся. Они способствуют формированию и развитию учителя думающего, творческого, занимающегося непрерывным самообразованием. А самое главное для меня, что мои ученики получают удовольствия от процесса обучения, который ведет к повышению уровня мотивации. Так же помогает организовать оценивание учебных достижений учащихся, который не сводится только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватывает весь процесс учебной деятельности и его результаты.

6
Литература:
1.Руководство для учителя по программе III базового уровня, Астана 2012 г, 306с
2. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина, Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство – Бишкек «Билим», 2012г, 80 с.
3. Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/12/06/doklad-na-pedsovete-sistema-otsenki7