Рабочая программа учебного курса. Русский язык. 1 класс. УМК Перспектива.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль и место дисциплины Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.
Адресат Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
Соответствие Государственному образовательному стандарту (перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа);
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. федерального государственного образовательного стандарта (начального 1-4), утверждённого приказом МО РФ № 373 от 06.10.2009 года; постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования
в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и на основании «Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования» (Приложение к приказу управления образования и науки Тамбовской области №1593 от 05. 06. 2009 г.), на основе типовой (примерной) программы, рекомендованной Министерством образования РФ
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
основной образовательной программы начального общего образования на 2012-2016 гг.
Учебного плана МБОУ «Никифоровская СОШ №2» Старинский филиал
Положения о составлении рабочих программ по МБОУ «Никифоровская СОШ №2»
     Рабочая программа по русскому языку для 1 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской учебной программы Л. Ф. Климановой, С.Г.Макеевой для 1 - 4 классов начальной школы, входящей в состав УМК «Перспектива». Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. ».
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности
Специфика программы сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Основные содержательные линии курса Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:
коммуникативного;
познавательного;
принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Изучение систематического курса русского языка обеспечивает
сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
В число основных содержательных линий Программы входят:
• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).
Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.
Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.
В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.
Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.
Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).
Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
Требования к результатам (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса);
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Формы организации учебного процесса, технологии обучения Новые тенденции в образовании диктуют необходимость отказаться от преимущественного использования фронтальных форм обучения. Урок нужно рассматривать как организацию совместного дела с детьми. В этих целях необходимо широко практиковать групповые, коллективные формы работы, в процессе которых язык органично вливается в деятельность и сопровождает ее. Важно создавать условия, в которых ребенок чувствует себя раскованным и свободным, испытывает положительные эмоции.
Виды и формы контроля Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные работы:
Комплексная работа по итогам обучения
Диктанты 6 Контрольные словарные диктанты 5
Контрольное списывание 5 Развитие речи 19
Проверочные работы 4 Объем и сроки обучения На изучение русского языка в 1 классе  выделяется 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.
Методическое обеспечение
Основная литература Дополнительная литература
УМК « Перспектива»
- Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. - М.: Просвещение, 2011.
- Климанова Л.Ф., Желтовская Л.Я. Пропись 4. Пишу красиво. - М.: Просвещение, 2011.
Сборник рабочих программ «Перспектива» 1- 4 кл. 2011.
- Русский язык. Методическое пособие. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева .М.: «Просвещение», 2012г.
Оборудование:
-электронная доска
-компьютер
MULTIMEDIA-поддержка курса:
- Электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г. Русский язык. 1 класс
- ИКТ серия. В помощь учителю. Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе.
Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс
Интернет-ресурсы.
Материально техническое обеспечение.
Технические средства обучения. 1. Компьютер.
2. Музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование. 1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
2. Классная доска.
Специализированная мебель. 1. Школьные парты
2. Учительский стол
3. Шкафы для хранения книг и таблиц.
Содержание и учебно-тематическое планирование
Название темы
(раздела) Содержание
Темы
(раздела) Количество часов Характеристика деятельности учащихся
В мире общения В мире общения. Роль слова в общении. Слово и его значение. Имя собственное. Слова с несколькими значениями .Слова, близкие и противоположные по значению. Группы слов 16 Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о речевом общении (коммуникативно-речевые ситуации, диалог, собеседники, цель и результат общения); различение устных и письменных форм речевого общения (умения говорить, слушать, писать и читать).
Составление простейших высказываний (текстов) в условиях реального общения и воображаемого, условного общения с героями литературных произведений, предметами и явлениями окружающего мира (с помощью учителя).
Первичные наблюдения за языком как средством коммуникации: роль слова (номинативная функция) и предложения в реальном общении.
Текст. Элементарное представление о тексте. Отличие предложения от текста. Текст как речевое произведение. Создание собственных небольших текстов (устных, письменных) на предложенную тему (по вопросам и опорным словам).
Речевой этикет. Слова, используемые при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Культура общения: использование правил речевого этикета в различных ситуациях общения (в диалоге со сверстниками, в диалоге со взрослыми); значение интонации, жестов и мимики в речевом общении
Звуки и буквы Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки и обозначение их буквами 6 Слово, его звуко-буквенная форма. Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуко-буквенная форма слова, ее анализ.
Алфавит как основа письменности.
.
Слоги. Перенос слов. Ударение. Слоги. Перенос слов. Ударение 6 Закрепление знаний о слоге и ударении.
Закрепление знаний о слоге и ударении.
Перенос слов.
Гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки. звуков. Правила обозначения звуков на письме.
Традиционные написания: сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах.
Состав слова. Первоначальные наблюдения за составом слова и единообразным написанием однокоренных слов (безтермина) в игровых, коммуникативно-речевых ситуациях, в текстах
Твердые и мягкие согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки .Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу ( 6 часов) 7 Гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки. звуков. Правила обозначения звуков на письме.
Традиционные написания: сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах.
Состав слова. Первоначальные наблюдения за составом слова и единообразным написанием однокоренных слов (безтермина) в игровых, коммуникативно-речевых ситуациях, в текстах.
Раздел.ь и ъ. Звон. и глух. согл. Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами 6 Элементарные грамматические обобщения при сопоставлении слов: представление о предметности, свойствах (качествах) и действиях предмета на основе классификации слов по
вопросам кто? что? что делает? что делают? какой? какая? какое? какие?
Наблюдение за сильной и слабой позицией гласных и согласных (парных по звонкости-_глухости) звуков, введение понятия «орфограмма», нахождение орфограммы в слове.
.
От слова к предложению. От предложения к тексту. От слова к предложению. От предложения к тексту 9 Предложение. Первоначальное представление о смысловой и интонационной законченности предложения. Установление смысловой связи слов в предложении по вопросам. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция. Интонационное оформление предложения в речи; его оформление на письме: заглавная буква в начале предложения и знаки препинания (.!?) в конце предложения
Итого: 50
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. (50 часов)
№ урока Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки (предметные результаты) Вид контроля УУД Дата
Предметные Личностные МетапредметныеПо плану По факту
1. В мире общения.
Цели и формы общения. 1 Комбинированный Для чего люди общаются? Общение, оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос. осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; осмыслить значение общения для передачи и получения информации; формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку; Принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
3. В мире общения. Родной язык – средство общения. 1 Комбинированный Как общаются люди? Общение, Умение выразительно читать, рассказывать; понимать смысловую сторону русской речи,
Формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения; оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости 5. Слово, его роль в нашей речи. 1 Комбинированный Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения.
Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Знать, что язык – средство отражения действительности; слово – двусторонняя языковая единица; умение использовать в речи новые слова. формирование умения общаться как умения говорить и слушать, читать и писать.
Развитие умения внимательному отношению к слову как средство общения и выражение отношения к окружающему; углублять представления о даре слова как средстве общения; формировать ценностное отношение к слову. В мире общения. Смысловая сторона русской речи. 1 Комбинированный Что такое диалог? Диалог
Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Составлять воображаемые диалоги с героями произведений. Давать характеристику ситуации общения Получать представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.); получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формировать потребность к творческой деятельности.
Слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
6. Слово и его значение.
1 Комбинированный Формировать представление о слове как двусторонней звуковой единице; обогащение словарного запаса; закрепить представление детей о языке как средстве отражения действительности; расширять, уточнять словарный запас. формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
формирование культуры речевого общения, речевого этикета. Умение правильно подбирать слова для обозначения каждого явления, на точное выражение любой мысли. 7. Урок развития речи. 1 Комбинированный Как связаны предложения в тексте? Предложе-ния, текст, заголовок, основная мысль. Развитие умения выбора точного слова как средство выражения мысли, создания образа; расширять, уточнять словарный запас формировать потребность к творческой деятельности преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
8. Имена собственные и нарицательные, их правописание.
1 Комбинированный Как отличить имя собственное от нарицательного? Имена собственные, нарицательные, Имена собственные и нарицательные, их правописание.
получать представлениео этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);
Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи слов.
Сравнивать и различать слово и предмет,характеризую-щих его. Объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам). Понимать необходимость обогащения словаря. Использовать слова различных тематических групп
9. Имя собственное. Правописание имён собственных. 1 Комбинированный Как пишутся имена собственные? Заглавная буква, географичес-кие названия, имена, отчества и фамилии людей, клички животных. Употреблять заглавную букву в написании имён собственных. формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку;
формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; 10. Имя собственное. Правописание имён собственных. 1 Комбинированный Как пишутся имена собственные? Заглавная буква, географичес-кие названия, имена, отчества и фамилии людей, клички животных. Умение внимательно относиться к значению имени, его смысловым оттенкам; умение правильно писать имена собственные; иметь представление о кавычках. формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
классифицировать, давать группам слов общее название. 11. Слова с несколькими значениями. 1 Комбинированный Сколько значений имеет слово? Значение слова Получить первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах.
Получать представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа; воспитывать ценностное отношение к русскому языку как богатому и выразительному; 12. Слова, близкие по значению (синонимы). 1 Комбинированный Бывают ли слова близкие по значению? Значение слова Иметь представление о словах, близких по значению; умение употреблять такие слова в речи. Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков и названия действий. Составлять группы слов, объединённых общими признаками, записывать вопросы, на которые они отвечают (какой? что делает? кто? что?). Работать с орфографическим словарём, составлять тематические словарики; собирать и записывать их. формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
13. Слова, противоположные по значению (антонимы). 1 Комбинированный Бывают ли слова противоположными по значению? Значение слова Иметь представление о словах, противоположных по значению. 15. Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета. 1 Комбинированный Какие бывают группы слов? слова-названия предметов, признаки предметов, действия предметов; Умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова; наблюдать за ролью слов в речи. Получать представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь напредложенный алгоритм (узелки на память); 16. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? 1 Комбинированный Что называют слова, отвечающие на вопросы кто? что? слова-названия предметов; Умение ставить вопросы к словам; различать слова-названия одушевлённых и неодушевлённых предметов. получать представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;
получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
17. Знакомство с разными группами слов. 1 Комбинированный Познакомить с учебниками, по которым учились их прабабушки, прадедушки; развивать умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова-названия предметов, признаки предметов, действия предметов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками. Умение классифицировать слова; различать предмет и слово как название предмета; умение задавать вопросы. получать представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа; формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
18. Звуки и буквы. 1 Комбинированный Почему количество букв меньше? Звуки, буквы, обозначение мягкости согласных буквами е,ё,я,ю,и, словарь. Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуковой анализ, звуковая и буквенная форма слова. Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой анализ слов. Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Называть буквы в алфавитном порядке
Смыслоразличительная роль звуков в словах.
формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
20. Алфавит. 1 Комбинированный Как построен алфавит? Алфавит, буквы, порядок Знание алфавита; умение практически применять алфавит. осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
21. Гласные звуки. Обозначение их буквами. 1 Комбинированный Что мы знаем о гласных звуках? Умение распознавать гласные звуки в слове, характеризовать их; обозначать на письме буквами. осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
22. Согласные звуки. Обозначение их буквами. 1 Комбинированный Развивать умение распознавать согласные звуки; развивать умение работать с моделями слов и проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать слова по произношению и написанию; отрабатывать умение чётко произносить отдельные звуки в составе слова. Умение распознавать согласные звуки по их существенным признакам; умение работать с моделями слов; проводить звукобуквенный анализ слов; сравнивать слова по произношению и написанию; умение чётко произносить звуки в составе слова. формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку;
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
24. Слоги. Деление слов на слоги 1 Комбинированный Иметь представление о слоге как произносительной части слова; умение соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков. получать представлениео этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь напредложенный алгоритм (узелки на память);
26. Перенос слов. 1 Комбинированный Умение делить слово на слоги; правильно переносить на письме слова; умение озаглавливать текст. формировать потребность к творческой деятельности осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
28. Ударение. 1 Комбинированный Развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать за ролью ударения в различении смысла слова; развивать орфоэпическую культуру учащихся. Умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова. получать представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;
осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план 29. Ударение. 1 Комбинированный Развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать за ролью ударения в различении смысла слова; развивать орфоэпическую культуру учащихся. Умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова. формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
31. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. 1 Комбинированный Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова; упражнять детей в нахождении ударного слога в словах. Умение находить ударный слог в словах; умение проверять безударный гласный звук; умение наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова. осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
32. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. 1 Комбинированный Развивать способность различать мягкие твердые согласные звуки; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака; развивать чувство народнопоэтического языка. Умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки; умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака. получать представлениео этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь напредложенный алгоритм (узелки на память);
33. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. 1 Комбинированный Развивать способность различать мягкие твердые согласные звуки; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака; закрепить умение переносить слова с мягким знаком. Умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки в середине слова; умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака; умение переносить слова с мягким знаком. формировать потребность к творческой деятельности составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
35. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я. 1 Комбинированный Развивать способность различать мягкие твёрдые согласные звуки; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я и мягкого знака; обогащать лексический запас учащихся; развивать умение делить текст на предложения. Умение обозначать мягкость согласного с помощью мягкого знака и гласных е, ё, и, ю, я; знать способы обозначения мягкости согласных на письме; умение делить текст на предложения. получать представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
36. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. 1 Комбинированный Формировать представление о твёрдых согласных ж, ш; развивать умение писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Иметь представление о твёрдых согласных звуках [ж], [ш]; знать правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу. формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку;
ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока;
37. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. 1 Комбинированный Развивать умение писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу; обучать изложению текста по вопросам. Знать правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу. осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
38. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. 1 Комбинированный Развивать умение писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Знать правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу. формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
39. Разделительный мягкий знак. 1 Комбинированный Развитие умения правильно писать слова с разделительным мягким знаком; развивать творческое отношение к слову. Умение наблюдать за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком; умение списывать слова. получать представлениео этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
40. Разделительный мягкий знак. 1 Комбинированный Развитие умения правильно писать слова с разделительным мягким знаком; развивать творческое отношение к слову. Умение наблюдать за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком; умение списывать слова. получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь напредложенный алгоритм (узелки на память);
41. Разделительный твёрдый знак. 1 Комбинированный Развитие умения правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком; повторить сведения о разделительном твёрдом знаке; развивать коммуникативно-творческие способности учащихся; учить составлению текста небольшого объявления. Знать о разделительном твёрдом знаке; умение писать слова с разделительным твёрдым знаком; умение составлять текст. формировать потребность к творческой деятельности целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач;
42. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. 1 Комбинированный Как проверять парные согласные? Способы проверки парных согласных Иметь представление о звонких и глухих согласных; умение проводить звуковой анализ слова; различать звонкие и глухие согласные. осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
43. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. 1 Комбинированный Как не ошибиться в написании парных согласных? Парные согласные, гласные, слог. Знать способы проверки парных согласных на конце слова; умение писать слова с парными согласными на конце. осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
Диктант (предупредительный) 1 Контрольный развивать умение различать звонкие и глухие согласные; проводить звуковой анализ слов. осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
Работа над ошибками 1 Комбинированный Как работать над ошибками? Алгоритм работы над ошибками. сформировать умения подбирать проверочные слова к словам с парной согласной;
формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;Звонкие и глухие согласные звуки. 1 Комбинированный Какие непарные согласные есть в русском языке ? Непарные звонкие и глухие согласные. Расширить сведения о звонких и глухих согласных; формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения
ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока;
44. Предложение. Отличие слова от предложения. 1 Комбинированный Чем предложение отличается от слова? предложение, слово, пословица, предлог, связь слов в предложении. Умение различать слово и предложение; иметь представление о предложении как связанных по смыслу слов, выражающих мысль; умение наблюдать над связью слов в предложении; умение строить предложения. осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя) работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
45. Предложение. Отличие слова от предложения. 1 Комбинированный Формировать умение различать слово и предложение; строить предложение; наблюдать над связью слов в предложении. предложение, слово, пословица, предлог, связь слов в предложении. Умение различать слово и предложение; иметь представление о предложении как связанных по смыслу слов, выражающих мысль; умение наблюдать над связью слов в предложении; умение строить предложения. получать представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
46. Знаки препинания в конце предложения. 1 Комбинированный Какие бывают предложения? Вопрос, сильное чувство, знаки препинания в конце предложения, диалог, границы предложения Умение различать предложения по интонационным особенностям; умение использовать соответствующие знаки препинания в конце предложения; умение составлять предложения по вопросу; умение видеть границы предложения в тексте. получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
Развитие речи. Работа с деформированным текстом. (Упр.219) 1 Комбинированный Как связать слова в предложении? Слова, порядок, связь слов в предложении, границы предложения. формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
1 Комбинированный получать представлениео этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения; 47. Текст. Отличие предложения от текста. 1 Комбинированный Как отличить текст от предложения? Текст, предложение, главная мысль, тема текста. Умение различать текст и предложения; умение составлять письменные тексты; озаглавливать текст. осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
использовать собственный опыт в решении познавательных задач. оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. 48. Приглашение. 1 Комбинированный Как написать предложение? Приглашение, текст, предложение, автор. Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Характеризовать особенности ситуации общения. Писать приглашения. осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Составлять воображаемый диалог с героями произведений. Письмо. 1 Комбинированный Как написать письмо? Письмо, адресат. различать устную и письменную речь осмыслить значение общения для передачи и получения информации. признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; Работа по развитию речи 1 Комбинированный Как написать текст по опорным словам? Опорные слова, текст, тема текста, главная мысль, концовка текста. составлять текст по его началу и по его концу, по вопросамсоставлять текст из набора предложений; выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Работа над ошибками. 1 Комбинированный Как работать над ошибками? Алгоритм работы над ошибками. верно оформлять предложения на письме: употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения
формировать потребность к творческой деятельности.
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; Чему мы научились? 1 Комбинированный Получать представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения );
использовать собственный опыт в решении познавательных задач; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь напредложенный алгоритм (узелки на память);