Урок «Защита Отечества» в рамках курса ОРКСЭ


МБОУ №17 « Начальная школа- детский сад » г. Калуги
Урок «Защита Отечества» в рамках курса ОРКСЭ
выполнила учитель 2 потока 4 группы
Манирко Анжелика Вячеславовна.

Тема урока «Защита Отечества»
Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с христианским отношением к войне, как войне справедливой, к воинскому долгу православных людей.
Задачи урока:
1.     формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
2.     развитие самостоятельности и личной ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
3.     способствовать формированию умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
4.     способствовать овладению навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
5.     знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Формирование УУД.
Предметные:
-учащиеся научатся различать справедливую войну от войны несправедливой,
- учащиеся узнают об отношении христианства к войнам
-узнают людей, которых православная церковь причислила к лику святых.
Метапредметные:
-овладеют способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить,
- развивать способность вести диалог и слушать собеседника при работе в гркппах,
- развивать речь и логическое мышление.
Личностные:
- воспитание доброты и милосердия,
- воспитание гражданственности, патриотизма.
Оборудование:
Учебник А.В.Кураев « Основы православной культуры»
Конституция Российской Федерации,
Мультимедийный проектор,экран.
1.Орг. момент. (Звучит колокольный звон. Учитель читает отрывок из стихотворения С.Васильева «Родина» 1слайд-изображение церковного колокола.)-Люблю тебя, моя Россия,За ясный свет твоих очей,За ум, за подвиги святые,За голос звонкий, как ручей,
2. Актуализация опорных знаний.
- Где вы могли слышать такие звуки колокола? (В храмах нашего города, других городов.)
-Когда в храмах звучат колокола? (Звон колоколов можно услышать во время великих праздников нашей Родины и когда проходит служба в храме)
- На Руси звоном колокола созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, например, пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны).Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.
3.Сообщение темы урока.
- Я приглашаю вас в музей
2 слайд.- репродукции картин художников с изображением Ильи Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского, Фёдора Ушакова.
-Чьи изображения вы видите? (Ильи Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского, Фёдора Ушакова.)
-Кто эти люди ? (Это защитники нашей Родины, нашего Отечества.)
- Назовите синонимы к слову Отечество. (Родина, страна, )- О чём пойдёт речь на уроке? (О защите Отечества и его защитниках)
4.Постановка учебной задачи.
-На уроке нам предстоит выяснить:
-какая война с христианской точки зрения является справедливой;
-какие люди являются святыми защитниками Отечества:;-отношение к войне христианства
4.Построение проекта открытия нового знания.
1.Раскрытие понятия «справедливая война».
-Почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. Православным людям часто приходилось браться за оружие Все войны, в которых приходилось сражаться русским людям были справедливыми.
-Какая война считается справедливой, вы узнаете, прочитав статью учебника.
Чтение статьи учебника стр.89.(2 и 3 абзацы)
Беседа по прочитанному.
- Когда православный человек вправе взяться за оружие? (Если нужно защитить свою Родину, семью и веру православный человек берётся за оружие)
-Будет ли такая война считаться справедливой? Почему?
- Какова цель оборонительной войны?
2.Отношение к войне православных людей.
-Какими качествами должен обладать воин-христианин ? (Ответы учащихся)
Чтение статьи учебника стр.90. (2 и 3 абзацы).
Беседа по прочитанному.
-Какие законы должны действовать на войне по мнению православных людей?
- Кем должен оставаться христиански воин на войне ?(Христианский воин на войне должен оставаться человеком).
- Как вы понимаете выражение « оставаться человеком»? ( Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдаётся , и если война не закончена – надо к недавнему врагу относится уже просто как к человеку.)
5. Святые защитники Отечества.
-Давайте вернёмся к портретам наших героев - славных воинов земли русской .Работа в группах со статьёй учебника.
-Каждая группа подготовит сообщение о своём герое по плану.
3 слайд- план- характеристика героя.
План.
1).Кем был.?2.)В какой битве (сражении ) принимал участие?
3.)С кем сражался?
4).Что и кого защищал?
5)Как проявил себя в битве (сражении)?
6) За что причислен к лику святых.?
6. Самостоятельная работа в группах.
7.Сообщения учащихся.
8.Подведение итогов работы учащихся в группах.
-За что православная церковь возвела этих людей в лик святых? (Они защищали свою Родину, свой народ, свою веру, жили по законам милосердия и справедливости)
4слайд-(Христос говорил: « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих»)-Как вы понимаете это высказывание? (Ответы учащихся)
9..Работа с учебником. Чтение статьи о школьнике Евгении Табакове.
-Можно Женю назвать защитником ? Почему? (Он проявил мужество и самоотверженность ,защищая свою семью)
-Предлагаю портрет мальчика поместить в наш музей.
5слайд- портрет Евгения Табакова.
10 .Работа с дополнительным материалом.( На партах находятся «Конституция»)
- Найдите в «Конституции» статью 59 и прочитайте.
- О чём говорится в этой статье ? ( В статье 59 Конституции Российской Федерации говорится «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»)
-Как вы это понимаете ? (Ответы учащихся)
-Есть в настоящее время защитники у нашей Родины?
-Кто эти люди?
-Готовы ли вы к защите Отечества? (Ответы детей)
-Какие черты характера должны воспитывать в себе с малых лет?
6 слайд -изображение герба России
-Герб нашей Родины я тоже хочу поместить в музей защитников земли русской. Как вы думаете, почему ? ( На гербе нашего государства изображён воин-всадник.)
-Кто это? ( Святой Георгий Победоносец)
-Что вы знаете о нём? (Ответы учащихся)
11.Просмотр мультфильма о Георгии Победоносце.
12.Итог урока. Рефлексия.
-Кого называют защитником Отечества?
-Какую войну православные люди считают справедливой?
13.Домашнее задание.
-Продолжить музей защитников Отечества своими примерами (2-3 примера).