Технологическая карта урока по ОРКСЭ (модуль ОПК) — 4 класс


Курс ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
Урок № 19
Тема: «Подвиг»
4 класс
Климкова Нина Александровна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Настоящая методическая разработка составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» Данилюк А.Я. М., Просвещение 2012 год.
Данная методическая разработка способствует развитию познавательных интересов детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к православной русской культуре. Выбранная мною тема постоянно остаётся актуальной, так как тема «подвига», тема «подвижничества» обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность ребенка, знакомит его с историко-культурным опытом народа, его героическими духовными традициями. Материал занятия естественно вплетается в детскую жизнь и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами.Обращение к этой теме в настоящее время особенно актуально, так как общество остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Формы работы на уроке: индивидуальная и групповая, методы – активные, что предполагает организацию совместной деятельности, общение учащихся, взаимопонимание, обмен знаниями и умениями.
Урок входит в систему уроков модуля «Основы православной культуры» по
учебнику А. В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год.
Образовательное учреждение
БОУ «Кириллинская СОШ»
Учитель Климкова Нина Александровна, учитель начальных классов.
Курс ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
Учебник
А. В. Кураев «Основы православной культуры»
Тема урока«Подвиг»
Класс 4
Цель урока Знакомство с православным пониманием подвига и жертвы; построение мотивации, изучения нового материала и рефлексии таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига; появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.
Задачи урока Обучающая: узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник.
Развивающая: уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру Воспитывающая: понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического)
Оборудование Учебник, компьютер, презентация, карточки с текстами, притчи.
Использованная литература:
Монах Варнава (Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 1. – М.: Учреждение культуры, искусства, науки и образования «Духовное преображение», 2011, - 243 стр.
Интернет.
Технологическая карта по предмету «Основы православной культуры»
Урок изучения нового материала
Тема: «Подвиг»
Цель: знакомство с православным пониманием подвига и жертвы; построение мотивации, изучения нового материала и рефлексии таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига; появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.
Планируемые результаты
Личностные:
-формировать учебно-познавательный интерес к изучению новой темы;
-формировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности за общее благополучие; чувства эмпатии;
-формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
Метапредметные.
Регулятивные:
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
-выделять существенную информацию из текстов;
-строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
-формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные:
-объяснять слова «подвиг», «подвижник», «жертвенность», подбирать к ним однокоренные слова и употреблять их в речи;
- различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью;
- рассказывать о героях православной культуры и героях войны.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Самоопреде-ление к
деятельностиПриветствие
-Здравствуйте, ребята!
Очень рада видеть вас, а сейчас давайте поздороваемся со всем миром. (Слайд 2)
-Садитесь все, кто готов к уроку. (Организует ситуацию самооценки готовности детей к предстоящей деятельности.)
Приветствие
-Солнце встало! Хорошо!
Люди встали! Хорошо!
Мир проснулся! Хорошо!
Здравствуй! Здравствуй! Всем нам счастье!
Дети садятся, показывая этим формальную готовность к уроку.
(КУУД)
Включаться в занятие, взаимодействовать с учителем, друг с другом.
(РУУД)
Выполнять оценку/самооценку готовности к уроку, самоконтроль.
2.Актуализация знаний -У нас сегодня с вами очень важный урок. Мы узнаем много историй из жизни разных людей. Но чтобы начать, нам необходимо назвать тему урока.
-Посмотрите на слайд.
О ком идёт речь в стихах Михаила Исаковского? (Слайд 3)
-Как мы называем наших дедушек и прадедушек, чьи фамилии видим на обелиске?
-Почему?
-О каком подвиге мечтают мальчишки? (Слайд 4)
-Вы догадались о чём мы будем говорить на уроке? Тема?
-Мы говорили о подвигах, которые люди совершают на войне, а сейчас послушайте притчу: «Ехал по полю богатырь… Навстречу – старец монах.
-Будь здрав, честный отче!
-И тебе, детинушка, не хворать! Куда путь держишь?
-На войну, а ты?
-А я и так на войне. Мне её, как тебе, и искать не надо!
Посмотрели друг на друга с пониманием два богатыря.
И заторопились спасать Русь от видимых и невидимых врагов!»
(Создаёт ситуацию практического затруднения)
-Почему автор назвал старца тоже богатырём? В чём заключается его подвиг?
Учащиеся рассказывают о митинге 9 мая, который ежегодно проводится у памятника погибшим воинам-землякам.
-Герои.
-Они погибли за нашу Родину, они совершили подвиг.

Дети высказывают свои мнения.
-О подвигах, тема урока «Подвиг».
Слушают.
Рассуждают, пытаются сформулировать своё затруднение (недостаточность знаний, осознание необходимости получения новых знаний)
(ПУУД)
Строить речевое высказывание в устной форме.
(РУУД)
Формулировать тему.
(КУУД)
Слушать и понимать речь других.
(ПУУД)
Ориентироваться в своей системе знаний.
Составлять ответы на вопросы.
3.Постановка учебной задачи
(Фиксирует учебную задачу)
-Получается, что подвиг может совершить не только богатырь, но и простой человек и тот же мальчишка?
-Чему же мы будем учиться на уроке?
-узнаем, что такое «подвиг» в православной культуре;
- познакомимся с понятием «подвиг» в православии.
(РУУД)
Формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения.
4.Решение учебной задачи
Физминутка (Опережающее задание, слайд 5)
-На слайде план текста (стр. 62-63), прочитайте текст, обсудите каждое понятие и скажите, какие наши гипотетические суждения подтвердились.
Послетекстовая работа
(Реализация опережающего задания. Беседа с использованием вопросов учебника и дополнительных заданий)
-Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой?
-Слово подвиг связано только с военным временем?
-Объясните слово «подвижник».
-Расскажите, о каких подвигах идёт речь? (Слайд 6)
-Объясните, почему жертвенно служение врача, учителя, мамы?
-Что двигало действиями епископа Акакия и его паствы?
Самостоятельная
исследовательская работа с текстом: осуществляют поиск необходимой информации, проговаривают правило (подвиг и жертва в православии), понятия: подвиг ради себя, жертва ради другого человека, жертва Богу, подвижник.
(ПУУД)
Формировать учебно-познавательный интерес к изучению новой темы;
принимать новое знание, понятие правило;
выделять существенную информацию из текстов.
(КУУД)
Формулировать собственное мнение и позицию.
5.Первичное закрепление
-А теперь будем работать в группах. Объясните, после совместной работы, какие подвиги были совершены против видимых врагов, а какие против невидимых (ради себя и Бога).
Работа по карточкам в группах.
(Получают карточки с описаниями подвигов человека на войне и описанием подвигов подвижников в православии.
Карточки в приложении к уроку)
(ЛУУД)
Формировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности за общее благополучие; чувства эмпатии;
6.Рефлексия -Какой случай подвига вас особенно поразил?
Дискуссионные качели (Слайд 7)
Подвиг это…
В жизни любого человека должен быть подвиг, потому что…
Самым лёгким подвигом для себя я считаю…
Самым трудным подвигом для себя я считаю…
-Почему подвижников, людей, жертвующих собой в большом и малом, становится не больше, а меньше?
-Ребята, я попрошу вас сказать, какие чувства вызвал сегодняшний урок?
-Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание (Слайд 8)
Сочинение – эссе «Мой подвиг для самого себя»
или «Подвиг Христа»
Спасибо за урок! До свидания! Заканчивают предложения.
Каждый может высказать своё мнение.
Отвечают.
Оценка и самооценка. (КУУД)
Формулировать собственное мнение и позицию.
(ЛУУД)
Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как своих так и чужих.
(ЛУУД)
Формировать ЦО к самооценке знаний.
Приложение: карточки к уроку
Александр Матросов подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, из дзота вновь был открыт огонь. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделения.

Героический подвиг совершил командир эскадрильи Николай Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.

Виктор Талалихин одним из первых военных лётчиков произвёл таран в ночном воздушном бою над Москвой, сбив в небе Москвы немецкий бомбардировщик. Его самолёт упал в лес, а сам раненый лётчик на парашюте спустился в речку Северку. В последующих боях В. Талалихин сбил ещё пять немецких самолётов.
Талалихин погиб в воздушном бою.

Алексей Маресьев обязан своей службой в летных войсках исключительно своей силе воли и упорству. Старший лейтенант смог убедить не только себя в том, что он может летать и воевать, но и врачей. Человек, лишившийся обеих ног, оказался годным к службе и полетам. Эта была самая большая победа Маресьева и самый великий его подвиг.

Георгий Победоносец
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейруте (в древности — Берит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошёл в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал своё имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильными и убедительными возражениями против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа, император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключён в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашёную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик всё терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошёл ко Христу в Никомидии в 303-м году.
Феодор СтратилатСвятой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощрённым пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор обращал к Богу свои последние молитвы.
Против мучителей Феодора восстал народ, уверовавший во Христа. Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив народ словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому". Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключённых от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновлённому телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов.
Димитрий Солунский Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство.
Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин, и многих римских подданных, увлечённых его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.
Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного". А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.