Фрагмент урока с использованием комнатных растений как демонстрационного материала


Использование комнатных растений на уроке биологии в 9 классе при изучении темы «Вид. Критерии вида»
Целью данного урока является расширение знаний о виде и его критериях.
Планируемыми результатами обучения являются:
Личностные результаты: повышение мотивации к обучению, формирование правил бережного отношения к живой природе.
Метапредметные результаты: активизация познавательной деятельности, мыслительных операций: анализ, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно – следственных связей. Предметные результаты:
Базовый уровень: выделяют существенные признаки вида на наглядном живом объекте.
Повышенный: называют отличительные признаки разных видов бегоний.
Высокий: используют свои знания о строении и многообразии бегоний при решении биологических задач.
В начале урока демонстрируем обучающимся различные виды бегоний. Спрашиваем «Почему их относят к разным видам?» Дети приходят к выводу, что каждый вид отличается по определенным признакам. Предлагаем выполнить ребятам самостоятельную работу по заполнению таблицы «Критерии вида» с использованием материала учебника. С целью закрепления материала девятиклассники выполняют лабораторную работу «Сравнительная характеристика разных видов бегонии по морфологическому признаку».
Целью работы является знакомство с морфологическим критерием вида. Учащиеся научатся описывать характерные морфологические признаки вида, определять принадлежность организмов к разным видам одного рода по морфологическому критерию.
Ход работы:
Рассмотрите растения двух видов одного рода, охарактеризуйте особенности внешнего строения основных органов растения (корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена). Дайте морфологическую характеристику изучаемых видов. Результаты исследований занесите в таблицу.
Признак для сравнения Бегония воротничковая Бегония коралловая
Род растения Листья простые или сложные Наличие опушения у листьев Листья симметричные или асимметричные Жилкование листьев Листорасположение Стебель (древесный, травянистый – прямостоячий, стелющийся, вьющийся) Цветок или соцветие Цветок актиноморфный (правильный) или зигоморфный (неправильный) Плод Черты сходства двух видов: _______________________________________________________________
Черты различия двух видов: ______________________________________________________________
Дайте ответы на вопросы.
О чём свидетельствуют черты сходства и различия разных видов одного рода?
Можно ли только на основании морфологического критерия судить о видовой принадлежности растений?
По результатам работы сделайте вывод.