Разработка урока Географические координаты


Тема: Географические координаты ( 6 класс)

Тип урока: урок обобщения
Форма проведения: урок-игра
Цель урока: 1) Закрепить знания и умения в определении географических координат, направлений по меридианам и параллелям;
2) Воспитывать интерес к предмету; 3) Обобщение полученных знаний.
Задачи урока:1).Повторить изученные по данной теме термины и понятия: «меридианы», «параллели», «градусная сеть», «географическая широта», «географическая долгота»;
2).Вспомнить основные свойства градусной сетки на глобусе и карте;
3).Закрепить умения определить по меридианам и параллелям направлений;
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Карта полушарий.
3. Глобус. 4.Учебник для 6 класса. 5. Атлас для 6 класса. 6.Контурные карты для 6 класса.
Ход урока:
1.Организационный момент
- Сегодня мы проводим итоговый урок обобщения. Урок- игра по теме «Географические координаты». На этом уроке мы должны закрепить и повторить свои знания по этому разделу. Закрепить понятия географические координаты, направление по меридианам и параллелям и т.д. Для этого у нас в классе сегодня будут работать жюри и 3 команды, каждая из которых самостоятельно придумывает свое название, выбирает капитана. А сейчас приступаем.
Правила игры.
За тремя столиками размещаются 3 команды.
Решить какая из команд у нас будет лучшая, помогут вот эти деревья (нарисованные на трех листах деревья с голыми ветвями.)
За ответы команды получают листочки разного цвета, которыми украшают свой деревья ( приклеивают на ветках деревьев).За отличный ответ-зеленого цвета. За правильный, но неполный ответ- желтого цвета, за слабый ответ-красный листочек. За дополнение команда заслуживает зеленый листочек.
Итак, к концу состязания, каждая команда нарядит своё дерево, и мы увидим, у кого будет самое зеленое дерево, тот станет победителем.
Разминка (на повторение темы).
Каждая команда отвечает по очереди.
1.Блиц-опрос:
1.Что такое меридианы?
2.Какое направление показывает меридианы?
3.Какую форму имеют меридианы на глобусе?
4.Какую форму имеют меридианы на физической карте полушарий?
5.Какова длина меридианов в градусах?
6.Какова длина меридианов в километрах?
7.Какова величина в километрах дуги меридиана длиной в один градус?
8.Что такое параллели?
9.Как называется самая длинная параллель?
10.Какое направление показывает параллели?
11.Какую форму имеют параллели на глобусе?
12. Что называют географической долготой?
13.Как отсчитывается географическая долгота?
14.Что называют географической широтой?
15.Что такое градусная сетка?
2.Игра «Кто быстрее назовёт!»
Отвечает та команда, которая вперёд поднимает руку.
1.Назовите материк, который пересекают все меридианы Земли? Покажите на глобусе, карте. ( Антарктида).
2.Назовите океан, который пересекают все меридианы Земли? Покажите на карте и глобусе. (Северный Ледовитый океан).
3.Будет ли путешествие от полюса к полюсу по 30-му меридиану короче, чем по 60-му? Обоснуйте свой ответ, используя глобус.(Путешествие по обоим меридианам по времени будут одинаковыми, так как все меридианы равны).
4.Что располагает севернее от экватора: остов Гренландия или остров Сахалин? Обоснуйте свой ответ. (Остров Гренландия севернее, так как лежит ближе к северному полюсу).
5.Какие материки находятся только в северном полушарии? Покажите их на карте. ( Евразия, Северная Америка).
6. Перечислите материки, находящиеся только в южном полушарии? Найдите их на карте ( Австралия, Антарктида).
7.Найдите материки, которые расположены и в северном и в южном полушариях? Покажите их на карте. (Африка, Южная Америка).
8.Покажите на карте материк, который находится в четырех полушариях? (Африка).
9.Покажите на карте точку с координатами 0є ш. и 0є д. ( В Гвинейском заливе Атлантического океана).
3. Игра: «Найди меня»
Ответы по каждому заданию команды записывают на листочках, на которых написаны названия команд. Задания, проверяются и оцениваются.
1)На каком транспорте сухопутном или морском вы будете приближаться ко мне, если я нахожусь в точке с координатами 30° южной широты и 70° восточной долготы. ( Индийский океан-на морском транспорте).
2) Я сейчас нахожусь на замечательном объекте, который открыл английский путешественник Давид Ливингстон в 1856 году. Найдите его на карте по координатам 18°южной широты 26° восточной долготы. На каком материке он находиться? (Водопад Виктория-в Африке).
3)До какого океана я быстрее доберусь, если мои координаты 3° южной широты 37° восточной долготы.(Вулкан Килиманджаро в Африке-до Индийского океана).
4.Игра с тестами «Определи географический объект по географическим координатам»
Каждая команда получает одно тестовое задание, где из четырех ответов выбирают один правильный (1 минута).
Задание1. «28 января 1820 года вблизи 70° ю. ш. и 2° з. д. с обоих судов была замечена земля»-так писал об этом событии М.П. Лазарев. Какая земля была открыта в этот день?
Варианты ответов:
А. Новая Гвинея
Б. Новая Зеландия
В. Куба
Г. Антарктида
Задание2.10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров с координатами 69° ю. ш. и 91° з. д. Это был остров:
Варианты ответов:
А. Врангеля
Б. Петра I
В. Тасмания
Г. Мадагаскар
Задание3.Потерпевший кораблекрушение герой романа Ж. Верна капитан Гранд сумел добраться до острова, координаты которого: 37° ю. ш. и 153° з. д. Это был остров:
Варианты ответов:
А. Петра I
Б. Табор
В. Шри-Ланка
Г. Сахалин
Ответы.
Задание 1. Г. Антарктида
Задание 2. Остров Петра I
Задание 3. Остров Табор
Команды зачитывают ответы. В случае неверного ответа, другие команды его исправляют.
5.Игра «Определи направления движения»
Команды получают одно задание на определение направлений по карте (время 1 минута).
Представитель от каждой команды называет ответ и показывает направление движения по карте полушарий.
Задание 1.В каком направлении течёт река Нил в Африке? (С юга на север).
Задание 2. В каком направлении необходимо двигаться кораблю от острова Мадагаскар, чтобы попасть в Индию? ( С юго-запада на северо-восток).
Задание 3. В каком направлении протянулись Уральские горы? (С севера на юг).
6.Игра на определение координат северного и южного полюса.
За одну минуту каждая команда записывает ответы на отдельном листе.
Каждая команда подчитывает количество зеленых, желтых и красных листьев на своих деревьях.
Итог игры: команды определяют у кого самое зеленое дерево ( по количеству зелёных листьев).Победители получают за урок оценку «пять».
Также отметку «пять» получают те команды, у которых на дереве оказалось
больше зелёных листьев, чем остальных другого цвета. Команды, у которых на деревьях оказалось больше желтых листьев, получают отметку «четыре».
Учитель отмечает наиболее активных учащихся в игре. Остальные участники команд, у которых на деревьях больше красных листьев, получают от учителя распечатанные задания для самостоятельной домашней работы на определение географических координат, которые сдаются учащимся для оценивания на следующий урок.
Итог урока:
Мы с вами усвоили, что географическая карта является особым источником географической информации, благодаря которой мы можем совершать виртуальные путешествия, делать открытия.
Знания по этой теме вам будут необходимы в жизни. Особенно тем, кто станет ученым, геологом, синоптиком, картографом, исследователем, путешественником, экологом и т.д.
Домашнее задание.
Повторить §11-14.









































15