Деловая игра для педагогов ДОУ. Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников


«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной  речи у детей младшего дошкольного возраста». выполнил: учитель-логопед МБДОУ д/с №20 «Сказка» Некрасова Е.В. Синтаксис Морфология Словообразование Грамматика АКТУАЛЬНОСТЬ .   Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТРУДНОСТИ В ОСВОЕНИИ ДЕТЬМИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РУССКОГО ЯЗЫКА . Освоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения.У  детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению.Три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов – овладение основами, в отношении прилагательных – словообразование (сравнительная степень).Сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Первый период –период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1г.3 мес. до 1 г. 10 мес.).Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения ( от 1 г. 10 мес. до 3 лет).Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет) ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает все основные грамматические категории языка разговорной речи. Для речи 3-х – 4-х летних детей характерна фразовая речь, состоящая из коротких простых предложений. Речь младшего дошкольника ситуативна, она вызывается впечатлениями от непосредственного воспринимаемого, её понимание опирается не только на языковые средства, но и на ситуацию. Ребенок уже к трем годам научается склонять и спрягать слова, изменять их по падежам и числам, образовывать формы повелительного и изъявительного наклонений глаголов, изменять их по временам и лицам, согласовывать слова в роде, числе, падеже. В четыре года у детей  ярко проявляется процесс опробования способов словоизменения, своеобразного экспериментирования с формой Уже на третьем году жизни начинается освоение способов словообразования. ЦЕЛИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Развитие врожденного дара слова. Сознательное овладение сокровищами родного языка.Усвоение грамматических законов в их логической системе. ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССМАТРИВАЮТ В ТРЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ  НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4-ГО ЖИЗНИ Предупреждение появления у детей грамматических ошибок;Эффективное исправление ошибок, существующих в речи детей;Содействие грамматической правильности речи окружающих взрослых;Совершенствование синтаксической стороны речи. ЧТО ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ А)Общие психофизические закономерности развития, т.е. состояние      нервных процессов, развитие внимания, памяти, мышления; Б) Запас знаний, словаря, состояние фонематического слуха и     речедвигательного аппарата В) Состояние грамматической стороны речи окружающих взрослых. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ Необходимо стремиться овладевать культурой общения, демократическим стилем общения, обеспечивать субъектное общение с детьми;Мы как педагоги должны самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению через самообразование, самовоспитание.Постоянно заботясь о совершенствовании грамматической стороны речи, воспитатель повышает культуру речи не только детей, но и родителей, в качестве консультаций, практических советов и просто в общении с ними.Следует шире использовать художественную литературу, фольклор, дающие образцы литературного языка. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ МОГУТ РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: Согласование прилагательных и местоимений с существительными особенно среднего рода и неизменяемыми (н-р, мой кофе, красивое пальто);Образование трудных форм глаголов в повелительном наклонении;Образование форм существительных множественного числа в родительном и винительном падежах;Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением;Словообразование существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды.Образование глаголов при помощи приставок и от звукоподражательных слов. ВЫВОД Д/игры и д/упражнения вызывают у детей большой интерес к сотворчеству с педагогом, стимулируют детей  в поисковой активности в сфере грамматики и на экспериментирование со словом. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. И если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребенка задерживается. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала. Спасибо за внимание