Рабочая программа элективного курса по теме «Использование электронных таблиц при решении нестандартных задач»


Рабочая программа элективного курса по теме «Использование электронных таблиц при решении нестандартных задач»
по предмету химия для 10 класса (2часа в неделю, 70 часов в год)
Составитель: Юскаева Чулпан Мухаметнуровна (химия, высшая квалификационная категория)
Требования к уровню подготовки обучающихсяЗнать/понимать
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;
Уметь
Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций с использованием электронных таблиц;
Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
Содержание учебного предмета
Название раздела Краткое содержание Количество часов
1.Введение. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни. Типы задач. Цели и задачи курса. 2
Расчеты по химическим формулам. Вычисление с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный объем в электронных таблицах. Вычисление массовой доли химического элемента в соединении и вывод формулы вещества по массовым долям элементов в нем в электронных таблицах. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества в электронных таблицах. Вывод формулы вещества по относительной плотности и массе (объему или количеству) продуктов сгорания в электронных таблицах. Обобщения, систематизация умений. Урок-практикум по решению расчетных задач по формулам в электронных таблицах. 20
Вычисления по уравнениям химических реакций. Вычисления массы (количества, объема) вещества по известному количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ в электронных таблицах. Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся (поглощающейся) теплоты в электронных таблицах. Вычисление массы (объема или количества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке в электронных таблицах. Урок-практикум по решению расчетных задач по уравнениям реакции в электронных таблицах. ( Работа в группах и парах) Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего примеси в электронных таблицах. Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного в электронных таблицах. Вычисление состава смеси веществ (%) вступившей в реакцию в электронных таблицах. Вывод молекулярной формулы вещества по закону сохранения массы вещества в электронных таблицах. Урок-практикум по решению расчетных задач по уравнениям химических реакций в электронных таблицах. 22
Генетическая связь между классами органических соединений. Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые, смешанные. Урок-практикум по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами.(Работа в группах и парах) Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими соединениями: открытые, закрытые, смешанные. Урок-практикум по составлению схем превращений отражающих генетические связи между углеводородами и кислородсодержащими органическими веществами. Схемы превращений по теме « Азотсодержащие соединения». Урок-практикум по составлению схем превращений отражающих генетические связи между углеводородами, кислородсодержащими и азотсодержащими органическими веществами. Решение комбинированных задач в электронных таблицах. Обобщение, систематизация знаний по курсу органической химии в электронных таблицах. 21
Резервное время. Решение тестов по органической химии. 3
Календарно-тематическое планирование элективных курсов
№п/пНазвание разделов Тема занятий Количество часов Основные виды учебной деятельности обучающихсяДата проведения
план факт
1-2 Введение -2 часа. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни. Типы задач. 2 Работа с текстами задач.
Фронтальный опрос.
05.09
05.09 3-5
(1-3) Тема 1. Расчеты по химическим формулам-20 часов. Вычисление с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный объем в электронных таблицах. 3 Решение задач по формулам. 19.09
19.09
26.09 6-9
(4-7) Вычисление массовой доли химического элемента в соединении и вывод формулы вещества по массовым долям элементов в нем в электронных таблицах. 4 Решение задач по формулам. 26.09
03.10
03.10
10.10 10-15
(8-13) Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества в электронных таблицах. 6 Решение задач по формулам. 10.10
17.10
17.10
24.10
24.10
07.11 16-19 (14-17) Вывод формулы вещества по относительной плотности и массе (объему или количеству) продуктов сгорания в электронных таблицах. 4 Решение задач по формулам. 07.11
14.11
14.11
21.11 20 (18) Обобщения, систематизация умений. 1 Решение задач по формулам.
Фронтальный опрос.
21.11 21-22 (19-20) Урок-практикум по решению расчетных задач по формулам в электронных таблицах. 2 Решение задач по формулам.
28.11
28.11 23-24
(1-2) Тема 2. Вычисления по уравнениям химических реакций -22 часа. Вычисления массы (количества, объема) вещества по известному количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ в электронных таблицах. 2 Решение задач по уравнениям реакций. 05.12
05.12 25-26 (3-4) Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся (поглощающейся) теплоты в электронных таблицах. 2 Решение задач по уравнениям реакций. 12.12
12.12 27-28 (5-6) Вычисление массы (объема или количества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке в электронных таблицах. 2 Решение задач по уравнениям реакций. 19.12
19.12 29-30 (7-8) Урок-практикум по решению расчетных задач по уравнениям реакции в электронных таблицах. ( Работа в группах и парах) 2 Решение задач по уравнениям реакций. 09.01
09.01 31-32 (9-10) Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего примеси в электронных таблицах. 2 Решение задач по уравнениям реакций. 16.01
16.01 33-34 (11-12) Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного в электронных таблицах. 2 Решение задач по уравнениям реакций. 23.01
23.01 35-36 (13-14) Вычисление состава смеси веществ (%) вступившей в реакцию в электронных таблицах. 2 Решение задач по уравнениям реакций. 30.01
30.01 37-42
(15-20) Вывод молекулярной формулы вещества по закону сохранения массы вещества в электронных таблицах. 6 Решение задач по уравнениям реакций. 06.02
06.02
13.02
13.02
20.02
20.02 43-44 (21-22) Урок-практикум по решению расчетных задач по уравнениям химических реакций в электронных таблицах. 2 Решение задач по уравнениям реакций. 27.02
27.02 45-50
(1-6) Тема 3 Генетическая связь между классами органических соединений - 21 час. Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые, смешанные. 6 Составление уравнений реакций по схемам превращений. 06.03
06.03
13.03
13.03
03.04
03.04 51-52
(7-8) Урок-практикум по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами.(Работа в группах и парах) 2 Составление уравнений реакций по схемам превращений. 10.04
10.04 53-56
(9-12) Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими соединениями: открытые, закрытые, смешанные. 4 Составление уравнений реакций по схемам превращений. 17.04
17.04
24.04
24.04 57-58
(13-14) Урок-практикум по составлению схем превращений отражающих генетические связи между углеводородами и кислородсодержащими органическими веществами. 2 Составление уравнений реакций по схемам превращений. 15.05
15.05 59-60
(15-16) Схемы превращений по теме « Азотсодержащие соединения». 2 Составление уравнений реакций по схемам превращений. 22.05
22.05 61-62
(17-18) Урок-практикум по составлению схем превращений отражающих генетические связи между углеводородами, кислородсодержащими и азотсодержащими органическими веществами. 2 Составление уравнений реакций по схемам превращений. 29.05
29.05 63 (19) Решение комбинированных задач в электронных таблицах. 1 Решение задач. 29.05 64-65 (20-21) Обобщение, систематизация знаний по курсу органической химии в электронных таблицах. 2 Решение задач и упражнений. 30.05
30.05 66-68(1-3) Резервное время-3 часа. Решение тестов по органической химии. 3 Решение тестов. 30.05
31.05
31.05