Исследовательская работа по фольклору Символическая образность русской частушки


Символическая образность русской частушки Исследовательская работа по литературе ученика 10 класса Подгорнова Михаила Цель работы: Изучение композиции(разновидностей параллелелизма, художественных образов) в поэтическом строе частушки. Оглавление: Введение.Глава 1.Символическая образность в лирической песне и частушке.Глава 2.Художественные образы в композиционном строе частушки.Заключение. Чем обусловлен выбор данной темы? Несмотря на интерес ученых к символу и параллелизму, специального рассмотрения этих художественных средств в частушках не проводилось.Проблема композиции и разновидностей параллелизма, роль символической образности в частушке наименее изучена. Поставленная цель требует решения следующих задач: Путем сравнения песен и частушек показать, что в частушке песенные символы претерпели изменения;Исследовать состав, формы параллелизма в частушке. Методы исследования: ПоисковыйСравнительно-историческийМетод системного анализа текста Содержание работы: Во введении кратко освещена история изучения ввопроса символической образности частушки.Дано обоснование выбора темы, определена цель. Глава 1.Символическая образность в руской частушке. Сравнение песенных и частушечных текстов показало, что частушка находит новые сопоставления, неизвестные песенной символике:Например: горы, пески ,камни-символы трудности в любви, несчастье, тяжести на душе: Примеры частушек: Все угоры, все угоры,Все угоры да пески.Никакого нет веселья,Кроме горя да тоски. Под окошечком у нас Каменье наваленное. Тяжело переносить Зря наговоренное. Некоторые частушечные символы: Природные: снег(забвение); ветер, дождь(горе, разлука);грязь, песок, пыль(тоска, клевета); солнце, звезды(счастье, радость, любовь)Предметы одежды и быта: новая вещь(зарождение любви); испачканная, поношенная( неразделенная любовь, разлука, ссора, измена);гармонь разбитая(несчастье), настраивать(сватать девушку); развязанная голубая лента (расставание) Примеры частушек: Сошью юбочку с оборкой Коленкоровый запон.Заведу себе милогоВсем девчонкам на задор. Поиграй-ка ты, гармошка, В восемнадцать во ладов: Я засватаю Наташку, Что по улице идет.Голубую мою лентуТы зачем развязывал?Тебя тайно я любила,Ты зачем рассказывал? Греет, греет меня солнце Пуще летнего зимой. Меня миленький жалеет Лучше маменьки родной. Глава2.Художественные образы в композиционном строе частушки Композиционно большинство частушек делится на две части и строятся на параллелизме.Анализ показал, что наиболее популярные объекты сопоставления растительный мир и птицы(символы персонажей частушек); явления природы(душевные состояния); предметно-вещественный мир(взаимоотношения).Основная функция параллелизмов в частушках: наиболее полно и глубоко раскрыть чувства и переживания персонажей. Виды частушечных параллелизмов: Синтаксический( нанизывание образов)Символико-реальныйЛогическийФормальный Примеры параллелизмов Через поле яровое,Через десять деревень,Через сорок три дорожкиХодит милый каждый день. Полно, полно полетала Сизокрыла пташечка Полно, полно погуляла, Свет моя милашечка. На рябинушке сидела,Не могла накушаться;Про милого говорили,Не могла наслушаться. Сапоги сошью с карманом, А жилетку с каблукам. Поцелуй, моя милашка, Всю поденщину отдам. Заключение. Исследования показали:1) Частушки возникли на основе народной лирической песни;2) Частушка не только использует песенную символику, но и находит новые сопоставления;3)Частушка своеобразна по своей композиции. Параллелизм в частушке помогает глубже проникнуть в мир человеческих чувств и переживаний. Список используемой литературы: 1.Аникин В.П. Традиции жанра как критерий фольклорности в современном творчестве.2.Астафьева Л.А. Символическая образность-средство психологического изображения.3.Боков В. Русская частушка.4.Власова З.И. О приемах композиции в частушках.5. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в выражениях поэтического стиля.6. Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики.7. Зеленин Д.К. Песни деревенской молодежи.8. Зырянов И.В. Поэтика русской частушки.9. Калецкий П.О. О поэтике русской частушки. 10. Частушки, записанные на территории Астраханской области.