Конспект урока по географии Масштаб плана. Измерение расстояний с помощью масштаба. (5 класс).


Дата
Урок № 13 Тема урока: Масштаб плана. Измерение расстояний с помощью масштаба.
Планируемые результаты обучения:
Личностные. Понимать смысл своей деятельности; использовать географические знания в повседневной жизни.
Предметные. Знать и уметь объяснять определения понятий: условные знаки, масштаб; называть виды масштаба. Уметь измерять расстояния и определять направления на местности и плане, переводить один вид масштаба в другой.
Метапредметные. Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Основные понятия: План местности. Особенности изображения местности на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды (численный, именованный, линейный). Измерение расстояний с помощью масштаба.
Практическое задание: измерение расстояний с помощью масштаба.
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания. Устный фронтальный опрос.
1. Дайте определения понятий:
Ориентирование – умение определять своё положение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов. Азимут – угол между направлением на север и направление на предмет, измеряемый по часовой стрелке. Стороны горизонта (направления) – север, юг, запад, восток. Компас – прибор для определения сторон горизонта. План местности – чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками. Условные знаки – особые рисунки, одинаковые на всех планах местности, с помощью которых обозначают разные объекты на плане или топографической карте.
I этап. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1. Вводное слово учителя. Сейчас я раздам вам листочки (раздаются листочки разных размеров). Попробуйте на этих листочках, примерно за пять минут, изобразить план нашей школы (вид сверху).
Самостоятельная работа, попытки составить план школы.
Слово учителя. Продемонстрируйте ваши планы. Одинаковы ли они? Можно ли по этим планам определить точные размеры школы (школьного двора)? Почему вы не изобразили школу целиком?
Как вы думаете, каких знаний и умений нам пока не хватает для того, чтобы составить точный план школы?
2. Обсуждение вопроса, выдвижение предположений, гипотез, их запись на доске (примерные ответы - не умеем правильно уменьшать размеры планов).
3. Совместная постановка темы, целей и задач урока (выяснить, как можно составить точный план местности).
II этап. Решение проблемной ситуации.
1. Слово учителя. Мы знаем, что такое план местности и что такое условные знаки, но мы не умеем (пока) составлять точные планы местности. Что же нам мешает? Что мы не знаем и не умеем? Попробуйте найти ответ в учебнике.
2. Совместная работа с текстом учебника (стр. 33), чтение со стопами, поиск ответа на вопрос. Выводы – для точного изображения местности на плане, необходимо применять масштаб. Масштаб плана или карты – величина, показывающая, во сколько раз расстояния на плане или на карте уменьшены по сравнению с объектами на местности.
3. Объяснения учителя, демонстрация примеров (виды масштаба) на картах.
Выполнение заданий по переведению одного вида масштаба в другой.
Задания:
1. Переведите численный масштаб в именованный, а именованный – в численный:
А. 1 : 25 000 000. Б. 1 : 500. В. В 1 см. 3 километра. Г. В 1 см. 10 метров.
2. Предположим, перед вами две карты. Масштаб первой карты – 1 : 10 000, второй – 1 : 1 000 000. На какой карте географические объекты будут выглядеть мельче?
3. Какой из предложенных масштабов самый мелкий?
А. 1 : 15 000 000; Б. В 1 см – 1 000 м; В. В 1 см – 35 км; Г. 1 : 50 000.
4. Слово учителя. Мы научились переводить разные виды масштабов. Как вы думаете, а какую информацию о местности могут дать нам знания о масштабе?
Беседа. Выводы – с помощью масштаба можно точно изобразить местность и измерить расстояния на карте или плане.
5. Совместная работа, тренаж. Измерение расстояний с помощью масштаба (выполнение заданий «Шаг за шагом» учебника, стр. 35).
III этап. Самостоятельное применение знаний.
Выполнение заданий тренажёра электронного учебника.
IV этап. Самоконтроль.
Выполнение контрольных заданий электронного учебника.
V этап. Рефлексия. Ответы по карточкам:
Сегодня я узнал(а) ….. Было интересно ….. Было сложно ….. Я выполнял(а) задание …. Я понял(а), что ….. Теперь я могу …. Я почувствовал(а), что …. Я приобрел(а) ….. Я научился (научилась) ….. У меня получилось….Я смог (смогла) ….. Урок дал мне для жизни ….. Мне захотелось …. Мне не понравилось ….
Домашнее задание. Прочитать параграф 9. Выполнить задания 1-4, 6. По желанию – 8.